У меня умерла тетя. Из разговора с ее дочерью я узнала, что разговоры о вере и церкви были для нее - табу: она на верила в Бога. Отцы Церкви говорят, ад - это тьма без Бога, человек сам добровольно выбирает себе такую участь. Можно ли подавать записки на проскомидию за нее? Чем можно еще помочь ее заблудшей душе? Можно ли мне читать Псалтирь о ее упокоении?
3 Ответа
На проскомидии не поминают тех, кто при жизни не считал себя членом Церкви.
Согласно вероучению Церкви, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Поэтому твердого догматического основания в надежде на изменение участи умерших в нераскаянном смертном грехе мы не имеем.
Относительно этого непростого вопроса существуют различные мнения святых отцов. Например, блаженный Августин твердо считал, что «для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев» (Цит. по: митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857. С. 457).
Свт. Марк Эфесский смотрел более оптимистично, утверждая, что «что и душам, содержимым в аду и уже преданным вечным мукам, самым ли делом и опытом или в не допускающем надежды ожидании таковых, возможно пособить и оказать некую малую помощь, хотя и не в том смысле, чтобы совершенно разрешить их от мучения или дать надежду на конечное освобождение. И это обнаруживается из слов Великого Макария Египетского подвижника, который, найдя в пустыне череп, был научен им о сем по действию божественной силы. И Василий Великий в молитвах, чтомых на Пятидесятницу, дословно пишет следующее: "Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я (их) скверн, и утешению Тобою низпослатися". <...> И хотя, быть может, кто-нибудь скажет, что когда мы молимся за такого рода людей, мы не бываем услышаны Богом, однако, все то, что от нас зависит, мы исполняем» (Слово первое об очистительном огне, 1, 2).
Так или иначе, молитва за этих умерших должна иметь другого рода характер, чем за тех, кто ушел в покаянии и вере. Относительно последних Церковь выражает твердую надежду о спасении и молится об упокоении их со святыми в Царстве Небесном. В молитве о нераскаянных грешниках мы не можем быть так дерзновенны, и правильнее было бы просто просить о милости Божией к ним. Прп. Лев Оптинский предлагал в таких случаях следующую молитву для келейного чтения: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».