Здравствуйте. Я бы очень хотела петь дома молитвы, тропари, кондаки и т.п. дома. Регентского образования у меня нет, только муз. школа, и я не являюсь певчей в храме, к сожалению, однако осознала для себя, что хочу не просто читать молитвы, а петь их, хотя бы дома, поскольку считаю, что это влияет благотворно как на мою душу, так и на всю нашу семью. Но я не знаю, можно ли это делать дома или это разрешено только певчим в храме. Спасибо за Ваш ответ, благослови Вас Господь!
7 Ответов
Замечательное желание!
Пойте в удовольствие. Я, например, часто напеваю тропари, когда что-то делаю, на прогулке, или в ду'ше. В этом случае в некоторой части исполняется призыв: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите 1Фес. 5:16-18
Вспомним, что царь Давид смог лучше всех воспеть Господа, и его Псалтирь это молитвенная певческая книга, которой пропитано всё наше богослужение.
Певчие в храме поют от имени прихожан, и ограничения с подпевкой связаны с необходимостью сохранения строя богослужений.
Здравствуйте!
Это нормальное желание. Только не превращайте его в душевную страсть, уделяя внимание и обычным молитвам, а так же изучению веры, жизни подвижников благочестия. Совмещая с трудом.
Есть несколько разновидностей содержания ума в Господе:
- слова молитв, используемых в Церковной практике и краткая молитва в таком же стиле своими словами
- пение богослужебных песнопений в уме или голосом
- память и размышление о Боге и Делах Его
- совершение дел милосердия
Помощи Божией!
Здравствуйте! Да, это нормально. Апостол Иаков пишет, например:
Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак.5:13).
Конечно, пойте, это помогает нам чаще вспоминать о Боге и славить Его. Однако церковные молитвы надо стараться петь правильно. Для этого можно позаниматься с регентом, пойти на специальные курсы для мирян, которые нередко организуют в епархиях или на приходах или, наконец, постараться позаниматься самостоятельно. Например, по этому образцу. Или этому.
Мария, на первый взгляд, в пении нет ничего плохого, и никто Вам не может запретить петь дома. Но если делать это в большом объеме, в книге свт. Игнатия (Брянчанинова) "Аскетические опыты" ч.2 есть такой момент:
Псалмопение, совершаемое гласно и устно, без внимания, при значительном развлечении, неотступном от телесных делателей, небрегущих о уме, действует на душу очень слабо, поверхностно, доставляет плоды, сообразные действию. Весьма часто, когда оно совершается неупустительно и в большем количестве, порождает самомнение с его последствиями. «Многие, - говорит схимонах Василий, - не зная опытно умного делания, погрешительно судят, что умное делание приличествует одним бесстрастным и святым мужам. По этой причине, держась, по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном своем внешнем молении. Они не понимают того, что такое песненное моление предано нам Отцами на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтоб мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в псалмопении. Что младенчественнее этого, когда мы, прочитав устами наше внешнее моление, увлекаемся радостным мнением, думая о себе, что делаем нечто великое, потешая себя одним количеством и этим питая внутреннего фарисея!»
Еще помню цитату (я не смог ее сейчас найти), какой-то Святой Отец говорит примерно, что велико не рассеиваться при пении, т.е. что при пении рассеиваться легче, чем при молитве.
Вы можете сами проверить: прочитать кондак, заключая ум в слова молитвы, и потом пропеть его и сравнить, где больше рассеяние. Может оказаться, например, что при пении Вы не столько заключаете ум в слова молитвы, сколько обращаете внимание на то, как Вы поете.