Меня интересует вопрос - допустимо ли солдату лишать себя жизни при определённых обстоятельствах на войне?
Примеры:
1/ например он знает некую информацию, которая не должна попасть в руки противнику и попал в безвыходную ситуацию, которая однозначно закончится пленом. А в плену, естественно, он расскажет всё, что требуется врагу - тут вариантов нет, так как заставят.
2/ Самоподрыв себя вместе с солдатами противника. Довольно, кстати, частый случай в истории.
3/ Сам по себе плен - это позор для солдата, из отечественной истории известен, например, случай, когда пушкари Ивана Грозного удавились на стволах собственных пушек, чтобы не попасть в плен.
Вообще необходимо понимать, что солдат, попавший в плен - это аналогия специалиста, некачественно выполнившего свою работу. Пленный солдат унижает и разлагает, как самого себя, так и вооружённые силы своей Родины.
Данный вопрос всегда актуальный и очень серьёзный и поэтому, мне кажется, необходимо знать позицию Церкви по нему.
4 Ответа
О, Вы из плена пишите!? Хорошо, что там дают доступ к интернету, можно посоветоваться.
Самоубийство это грех в любом контексте. Церковь полна мученической кровью, мученики шли до последнего за Христа, не прибегая к самоубийству.
Если воин вынужден прибегнуть к самоубийству, то его участь будет решаться Господом, а не нами. Впрочем, участь каждого будет определена Богом по результатам всей жизни, а не только по кончине. Сказано - и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Откр. 20:12-15
Если человек дрянь дрянью, богохульник, то что ему поможет? Ничто нечистое в Царствие Небесное не войдет Откр. 21:27
Вы упускаете главное.
Судить Бог будет за намерения сердец. Внешние дела невозможно обозначить только положительно, или только отрицательно. Всё зависит от контекста действий.
Если богохульники погибали за Родину в 1941-45 годах, то они герои страны, но это не будет однозначно спасительным для их душ.
Вы задаёте условия к вопросу, не давая пояснений. Ваши предполагаемые воины-самоубийцы были полноценными членами Церкви, участвовали в Таинствах, вели богобоязненную жизнь? Если нет — то их поступок им не поможет. Если да — то возможно смягчение, или даже признание, о котором Вы сказали.
Но многие ли воины богобоязненны? Кто из них отрёкся от сатаны и перестал ему молиться, например сквернословием. Монахи были в ином духовном состоянии, что о них говорить?
Я не писал нигде, что воинский долг и христианство не совместимы. Я Вам подобный вопрос задам: электрик путем своей жизни залез над подстанцию и погубил специально себя, ради жителей города. Получается, что служба электриком имеет христианские корни, и его гибель угодна Богу. Тоже можно и про водителя автобуса сказать — сам убился, а пассажиров спас. Обязательно ли говорить только о воинском долге в таких случаях?
На самом деле мой вопрос довольно прост — каков кодекс поведения воина-христианина на войне?
И может ли он полноценно исполнять воинский долг, который в определённых случаях предполагает и самоубийство. Довольно часто.
А если не может, то может ли он служить?
«Герои страны», «мученики» тут к делу не относятся.
Задача воина в исполнении присяги и выполнению воинского устава. Церковь здесь с какой стороны? Разве с той, что Церковь выступает за то, чтоб воины выполняли присягу и устав службы. Приказов на самоубийство не бывает, но на выполнение военного задания. Как выполнять — вопрос воина. То же самое про электрика и водителя автобуса
При том, что требования Церкви и устава часто могут не совпадать.
Вы как будто не понимаете о чём я спрашиваю.
Самоубийство — смертный грех, но солдат на войне часто вынужден к нему прибегать. Примеры уже привёл неоднократно.
Меня интересует — есть ли мнение Церкви по данному вопросу. Церковь то ведь не запрещает военную службу христианам.
Служба электриком и водителем автобуса не предполагает готовность отдать свою жизнь и отнять чужую. Это уже редкие исключения.
Поэтому к делу это не относится.
Да что же непонятного, всё понятно. Разве в армии такие самоубийства каждый день происхтдят? Это исключение, а не правило. В уставе воинской службы есть приказы на самоубийства? Нет! Но есть приказ выполнить задачу.
Электрик, ремонтники теплотрасс зимой тоже выполняют задачу, но иногда погибают.
Здравствуйте! Я думаю, что здесь действует общий моральный принцип: нельзя делать зло, чтобы вышло добро. Нельзя через один тяжкий грех пытаться избежать другого зла. Но я знаю, что в нашей Церкви есть случаи более мягкого отношения к этой проблеме.
В 2011 году семья генерала Ефремова обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о разрешении отпевания Михаила Ефремова. В обращении к Патриарху говорится, что самоубийство Ефремова не было следствием смертного греха отчаяния ― генерал погиб, выполняя воинский долг, положив «душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
В сентябре Святейший Патриарх Кирилл дал разрешение на отпевание генерала Михаила Ефремова. «Согласен с необходимостью возродить память о героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и солдатскому братству», ― говорится в резолюции Его Святейшества.
Война - это всегда смерть и грех. Нет, пожалуй, ничего более богопротивного, чем убийство человеком человека. Романтизировать войну нельзя, даже если это подвиги во имя близких и Отечества. Достаточно просто размыслить логически - солдаты по обе стороны окопов совершают подвиги во имя своей страны, своих близких и своих боевых товарищей, при этом жертвуя собой. И у каждой из сторон своя правда, которая правдивей вражьей, и "наши" всегда больше герои.
А попробуйте посмотреть на войну Божьими глазами. Как думаете, Богу приятно наблюдать, что Его дети истребляют друг друга? При этом геройствуют, упражняются в тактике взаимного убийства, не брезгуют оружием массового поражения. Кто-то даже себя гранатой подрывает, лишь бы в плен не сдаваться, потому что "пленный солдат унижает и разлагает, как самого себя, так и вооружённые силы своей Родины". Господь зовет человека на Родину - в Царство Небесное, для этого Сын Божий пришел на землю, но человек упирается и продолжает неустанно истреблять себе подобных под разными предлогами.
Война - богопротивное занятие и искать в ней правду Божию или пытаться примерять заповеди в боевым задачам неправильно.
С Вами я полностью согласен, но штука в том, что Церковь разрешает, а порой даже требует, чтобы её чада участвовали в этом «богопротивном занятии».
А раз так, то странно, что Церковь не выработала некоего кодекса поведения для война-христианина, принимающего участие в боевых действиях.
Это часто ставит человека в двусмысленное положение — между долгом солдата и христианскими догмами.
Я и хочу понять — почему это так? Ведь не один генерал Михаил Ефремов покончил с собой во имя исполнения воинского долга.
Таких людей за века — масса. Почему не выработали по отношению к ним единого подхода?
Отец Дионисий, насколько я понял, Вы категорически несогласны с утверждением из Пространного христианского катехизиса: «Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество»?
А не согласен с тем, что люди в угоду своим интересам притягивают за уши заповеди Божии. Тут ведь явно видно из текста, что он написан так в угоду Государю и Отечеству, для оправдания законов государства.
Я не живу на другой планете, и прекрасно понимаю, что мир лежит во зле, и в нем война — обычное дело. Поэтому и убивать — дело обычное. Кто-то делает для себя выбор — быть воином и убивать. Кто-то из воинов убивает себя ради того, чтобы не сдаваться в плен. Но ни то, ни другое, не является замыслом Божиим о человеке. Поэтому объявлять убийство законным — дело обычное, но вряд ли богоугодное.
Из приведенных Вами трех примеров второй является не самоубийством, а подвигом, когда по евангельской заповеди христианин полагает свою душу за ближних. О названных Вами двух крестьянах до сих пор сообщается в памятной доске, висящей на входе в Лавру.
Что касается первого, то мне представляется, что это именно самоубийство. Однако приведенная выше резолюция патр. Кирилла показывает, что у него другое мнение по этому вопросу. Хотя история Великой Отечественной знает имена многих генералов, сумевших даже в плену не сотрудничать с врагом. Во всяком случае, ответ не является учением Церкви, а должен быть решен каждым христианином лично в конкретной ситуации.
Наконец, третий случай, вне всякого сомнения, является самоубийством - и не важно, что этому есть исторические примеры. Не все в древности было хорошо. О поведении солдата в плену советую почитать жития святых пленников, например прав. Иоанна Русского или прп. Петра Афонского.
Из того что Вы пишете однозначно вытекает постулат, что Христианство и воинская служба несовместимы, так как христианин, получается, не может полноценно выполнять воинский долг.
Но вряд ли это так.
И речь тут не о мученичестве идёт, а о верности присяге и воинском долге.
Вот например, во время осады Троице-Сергиевой Лавры поляками — «Неприятели уже почти овладели устьем подкопа. Тогда-то два подрывника, клементьевские крестьяне Никон Шилов и Петр Слота, вынуждены были подорвать подкоп и с собой, и с врагами»
Вряд ли Церковь считает Никона и Петра самоубийцами, которых не отпели и похоронили вне христианского кладбища. Уверен, что всё наоборот.
Так что не всё так просто.