Здравствуйте. Мы православная семья, муж алтарник в нашем храме, я пою на клиросе, дети до подросткового возраста ходили в храм, в воскресную школу. Потом начался переходный возраст и дети отказались ходить в храм.
Дочь в 18 лет ушла из дома, заявив, что она взрослая. Удержать не смогла, отпустила.
Старалась быть другом ей, осторожно давать советы, боялась, что она отдалиться совсем и я не буду знать где она и что она.
Дочь начала сожительствовать с парнем, называя такие отношения нормой, свободные отношения без обязательств. Что это блуд и грех, знала, но слушать не хотела никого.
После очередной ссоры с парнем, она повесилась. Была выпившая.
Я пытаюсь понять, в чем промысл Божий о ней?! Я ведь молилась за неё всё время, просила у Господа спасения для неё, вразумления, чтобы Господь направил на истинный путь. А получилось, что Господь попустил ей погибнуть. Молюсь за неё каждый день, Псалтирь, канон о самовольно живот скончавших, молитву Льва Оптинского, батюшка благословил.
Но ответить на мой вопрос не может, не знает. Хотела спросить у других священников. Спаси Господи.
4 Ответа
Инна, очень сочувствую Вам. Мы, конечно, всего не знаем, но вот такой эпизод в житии прозорливого старца схиигумена Саввы (1898-1980):
У M. было два сына. Старший А. работал геологом. При переправе через реку на плотах он утонул, и восемь месяцев о нем не было известий. Не зная причины его молчания, мать поехала к старцам и многих обошла, и никто не мог ей сказать о сыне, но один из них посоветовал ей съездить в Псково-Печерский монастырь к старцу схиигумену Савве.
Когда она приехала в монастырь, отец Савва сам подошел к ней и спросил: «Вы кого ищете? Сына? Его нужно отпеть. Мы его отпоем, и он найдется. А тебя я беру к себе в духовные чада».- И добавил: «Ты за меня будешь молиться, а я за тебя».
Когда она возвратилась домой, ее ждала телеграмма, в которой сообщалось, что нашли тело ее утонувшего сына.
Проходит полгода, и молнией убивает другого сына. Потрясенная горем, М. едет в Печоры к отцу. Как и в первый раз, он сам подошел к ней. Она сказала, что лучше было бы ей самой умереть, чем ее детям. На это отец ответил: «Ты примешь монашество и будешь за них молиться. А если бы умерла ты, то они, не молясь за себя, и за тебя бы не молились».
Когда она стала монахиней, то во сне сыновья явились ей, благодарили ее и сказали: «Мама, мы в хорошем месте».
Т.е. если бы она жила как жила, то, возможно, Вы бы не стали так усиленно молиться о ней, как сейчас. А также совсем не факт, что с духовной точки зрения лучше всю жизнь менять партнеров и умереть спокойно, чем после одного партнера в пьяном виде так закончить жизнь. Может как раз Бог видел, что Ваша дочь так и будет всю жизнь поступать и еще глубже в ад попадет. А так Вы с родственниками из этой жизни будете молиться, и ей там будет облегчение.
Есть такой эпизод в житии старицы Афанасии (Логачевой) (1809-1875), когда она стала молиться о самоубийце. И через три раза по 40 дней поста и по 150 молитв "Богородице, Дево" в день ей было извещение, что он избавлен от мучений. Так что не все потеряно. Вы не старица, но у Вас есть вся жизнь, а не только три раза по 40 дней.
Какой еще вывод можно сделать Вам и всем из Вашего рассказа - на сколько фундаментальное понятие свободы воли. Т.е. даже то, что у вас церковная семья - не гарантия.
Глубоко Вам сочувствую.
Что касается сути вопроса, надо различать Промысл и предведение Божие. По учению прп. Максима Исповедника, Промысл - то, что с нами происходит помимо воли (например, болезнь или смерть близких), а предведение охватывает поступки, которые в нашей воле.
И говорит ему Феодосий епископ: «Как живешь, господин авва Максим?»
Ответил святой: «Как предопределил Бог прежде всех веков Свое промыслительное обо мне решение, так и живу».
Феодосий говорит: «Что же ты говоришь? Но разве прежде всякого века о каждом из нас предопределил Бог?»
Максим сказал: «Если предуведал, то без сомнения и предопределил» (Рим. 8, 29).
Феодосий: «Что значит это – «предуведал» и «предопределил»?»
Максим: «Предведение есть (то, что) касается находящихся в нашей власти мыслей и слов и дел, а предопределение касается не находящихся в нашей власти событий».
Феодосий: «Что находится в нашей власти и что находится не в нашей власти?»
Максим: «Как кажется, господин мой, зная все, ради испытания беседует с рабом своим».
Феодосий: «Ради, клянусь, истины Бога, я спросил по незнанию и желанию узнать различие между тем, что в нашей власти и что не в нашей власти, и каким образом одно находится под предведением Божиим, а другое – под предопределением».
Максим: «В нашей власти находится все добровольное, именно добродетели и пороки, а не в нашей власти – подвержение нас разного рода случающимися с нами наказаниям или противоположному им наградам. Так, не в нашей власти ни наказующая нас болезнь, ни одобряющее здоровье, но производящие их причины в нашей власти, например, невоздержание – причина болезни, как воздержание – здоровья, и соблюдение заповедей – причина Царства Небесного, как преступление их – огня вечного».
Итак, Бог от века знал, что Ваша дочь худо распорядится своей свободной волей, однако же по любви к ней Он создал ее и дал ей возможность спасения, даже определил ее в православную семью. Что, увы, не помогло умершей прийти в должное душевное расположение и покаяние, но вместо этого она сама добровольно ввергла себя в смертные грехи.
От всей души желаю Вам принять случившееся без ропота, исключительно как дело злой воли Вашей дочери и окружавших ее людей. И вместо бессмысленного уныния постараться помочь Вашей дочери личной молитвой и посильной милостыней.
Спаси Господи!
Здравствуйте!
Промысл Божий о любом человеке состоит в спасении его души. Поступки, не соответствующие Промыслу Божиему могут быть уроком только тем, кому Бог о них открывает и Промысл Его - в том, чтобы остальные этими поступками что-то исправили.
Просите Бога вразумить Вас в чем Ваше делании. И следуйте послушно Учению Церкви, а для этого изучайте его.
Помощи Божией!
Спаси Господи!
Соболезную Вам, Инна.
Промысл Божий о человеке всегда одинаков - Бог всем хочет спасения. Но Бог одарил человека свободное волей, которая может быть направлена согласно воле Творца или противиться ей. Т.е. если человек не хочет спасения, то Бог его не заставляет. Согрешая, человек удаляется от Бога и в какой-то момент уходит настолько далеко, что попадает во власть дьявола. Покаяние и деятельная христианская жизнь может вернуть его на путь к Богу, но для этого нужно проявление свободной воли. Увы, Ваша дочь воспротивилась Богу и результатом стал суицид. Остаётся лишь молиться за нее.
Спаси Господи!