Если Бог есть любовь (1Ин.4:16), то любит ли Бог сатану?
7 Ответов
Это вопрос дефиниций. Можно же еще больше ужесточить вопрос, и спросить если Бог есть любовь, любит ли Бог зло?
Очевидно Бог не любит зла, значит вопрос превращается в "может ли дьявол покаяться". В Священном Писании нет прямого указания на это, но большинство святых отцов отвергают такую возможность.
Дерзну предположить, что Бог любит сатану как Своё творение, херувима Денницу (Иез.28:14-15). Ведь и нам требуется возлюбить грешника, но возненавидеть грех, т.е. не смешивать Божье создание и его греховную деятельность.
Можно ещё рассмотреть пример в отношениях родителей и сына-злодея. Не думаю, что есть предел родительской любви, что есть злодеяния, которые могут превзойти её меру. А ведь человеческая страстная любовь не идёт ни в какое сравнение с истинной любовью Бога к Своим творениям.
Если задасться вопросом: в чём же выражается любовь Бога к дьяволу, то можно предложить такие ответы:
- В том, что Бог не уничтожил его.
- В том, что Творец ограничивает его во зле.
- В том, что Бог даёт ему возможность образумиться.
О том, как любит Бог мы можем рассуждать на основании Священного Писания. Бог любит человека, ради него Сам стал человеком и через Свои смерть и воскресение спас человека. О любви к духам, будь то ангелы или демоны, в Писании ничего не сказано. Но мы можем предполагать, рассуждая на основании Библии.
Богу противен грех, закостенелый грешник противится Богу своей жизнью. Сатана противится Богу всем и во всем, противление Богу - это суть его существования после падения. Участь его определена в геене огненной и исправления этому нет. То, что именно человек является предметом любви Божией, показано и доказано на кресте. Бог искупил человечество, и посрамил сатану. Божий суд над сатаной будет частью проявления Его великой любви к нам.
Правильнее будет сказать, что Господь любит ангела Люцифера, но не сатану как такового. Господь любит Свои творения, в том числе поэтому Он их не уничтожает. В этом смысле, можно говорить о любви Бога к этому персонажу - Он поддерживает его бытие.
С другой стороны, Господь не любит сатану в том смысле, что не желает ему вечного блага, поэтому и не дал ему благодати покаяния. По Своему правосудию Он осудил его и других злых духов на вечные муки в геенне (Мф.25:41). Таким же образом Господь не любит тех людей, о ком Он предузнал, что они пойдут в геенну из-за своей нераскаянности.
Отношение Бога к сатане и нераскаянным обитателям ада - образец для нашего отношения к ним.
Как следует из Священного Писания, Бог любит созданный им мир (Ин.3:16). См. также: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» (Прем.11:25). Сатана же является одним из представителей этого мира. Следовательно, любовь Божья изливается и на него.
Другое дело, что в практике словоупотребления слово «люблю» нередко выступает в качестве аналога выражения «мне очень нравится». Например: я люблю такой-то и такой-то образ жизни – мне очень нравится такой-то и такой-то образ жизни; я люблю такое-то время года – мне очень нравится такое-то время года; я люблю свою работу – мне очень нравится моя работа. Случается, что и по отношению к тому или иному человеку уместнее было бы сказать: «ты мне очень нравишься», но говорится: «я тебя люблю».
В этой связи выражение «Бог изливает любовь на сатану» (Бог любит сатану) может быть воспринято в значении «Богу нравится сатана», что, в свою очередь, может быть интерпретировано в форме: «Богу нравится, что делает сатана». Разумеется, такое понимание может вызвать у верующего человека диссонанс.
Но Богу, конечно же, не нравятся злые деяния сатаны, ибо: «Всякую мерзость Господь ненавидит» (Сир.15:13). В этом именно смысле псалмопевец, обращаясь к любящему Богу, утверждает: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс.5:6).
Итак, можно утверждать, что Бог изливает свою любовь и на сатану, но нельзя: «Богу нравится то, что делает, верша беззаконие, сатана».
Бог любит всех, в том числе и сатану. Однако любовь Божия - Его нетварная энергия - по-разному действует в зависимости от внутреннего состояния сотворенных Богом существ. Так, ангелов и святых эта любовь просвещает и утешает. Однако сатана отвергает любовь Божию и непримиримо пребывает во зле, поэтому эта же любовь его пожигает и наказывает.
Вместе с тем, будучи тварным существом, сатана имел начало и должен иметь конец бытия, однако силой Божией его бытие сохраняется навечно. В этом смысле, претерпевая наказание от Бога, он все-таки не окончательно лишен Его благодеяний.