Почему мы не праздновали Пасху в этом году 31 марта? Ведь правила исчисления празднования этого праздника все были соблюдены. Далее привожу цитату с вашего сайта о вычислении даты праздника Пасхи: «Итак, в отношении даты Пасхи действует принцип, сформулированный на I Вселенском Соборе: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Частные следствия (примеры) применения этого правила таковы. Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия (21 марта), пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское. Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля. Это самая поздняя дата празднования Пасхи. Самым же ранним днём является 22 марта. Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта.»
4 Ответа
А почему должно быть 31 марта?
По Юлианскому календарю мартовское полнолуние в Иерусалиме приходится на 09:00 утра понедельника 12 марта (25 марта по Григорианскому). То есть до дня весеннего равноденствия.
Следующее за ним полнолуние - среда 02:49 11 апреля (24 апреля)
Еврейский Песах в 2024 году празднуется с понедельника 22 апреля, по вторник 30 апреля (по Григорианскому календарю).
Православная Пасха обязана быть только после еврейской Песах. В нашем случае это следующее после 30 апреля воскресенье, что выпадает на воскресенье 05 мая 2024 года (по Григорианскому календарю).
Есть несколько правил для определения даты Пасхи:
- В воскресный день
- После весеннего равноденствия
- После первого полнолуния, которое было после этого равноденствия
- После еврейской пасхи.
Всем этим правилам отвечает дата 5 мая по новому стилю, когда мы и праздновали Пасху в текущем году.
Католики же игнорируют требование праздновать Пасху строго после евреев. Поэтому в нынешнем году они и праздновали ее до иудеев, что весьма нелепо, т.е. Пасха Христова у них совершилась раньше подзаконной, вопреки Евангелию.
О нашей пасхалии и правилах ее расчета советую почитать эту увлекательную книгу. Там же даются объяснения пятиперстной пасхалии, т.е. методика подсчета даты Пасхи и вообще любого изменяемого праздника буквально на пальцах руки.
В настоящее время астрономические принципы, установленные для определения даты Пасхи, на Православном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, который отстает от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависимости сроков христианской Пасхи от пасхи иудейской (хотя в древности она неоднократно совпадала с иудейской пасхой и св. отцы не считали это проблемой). Таким образом, существует расхождение между реальными астрономическими показателями и неточным юлианским календарем, что проявляется в каждом 5-м, 8-м, 11-м, 16-м и 19-м годах 19-летнего цикла. Эта проблема до сих пор остается нерешенной. На реальные астрономические показатели в Православной Церкви ориентируются только православные финны, но они исключение. Остальные предпочитают вычислять по условным устаревшим данным.
«...Моисей рассказывает, что в третий день повелел Бог явиться цветам, деревьям и растениям; а это – признак весны, соответственно искусству, способу и порядку создающего все Бога. Так как первое создание человека совершилось после равноденствия, именно, в шестой день равноденствия (ведь человек был создан в пятницу), полная же луна была сотворена после равноденствия в четвертый день, а потом уже произошло падение человека через грех, – то поэтому исправление его и обновление Бог возводит к тому сроку, который соответствует времени его создания, сводя вместе и равноденствие, и четырнадцатый день после равноденствия, и шестой день, чтобы стечением этих моментов времени наглядно показать единый источник и воскресения Пострадавшего, и обновления природы, и ее возглавления. Поэтому апостол, указывая на это, совершенное Богом, возглавление, говорил: «по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефес. 1:7–10). Видишь, как он говорит о возглавлении того, что на земле, небесным? После того, как произошло падение человека и отделение от благочестия небесных ангелов, Он, желая возвратить нас через страдание к этому единению, что иное предпринимает, как не завершение добра? Поэтому и время творения Он избирает временем обновления, и дает тебе возможность слышать о величайшем таинстве. Так как эти времена с трудом могут совпадать, как это случилось в первые дни творения, в одну и ту же седмицу (обрати внимание на то, что первая та седмица, – седмица творения, говорю, – имела в себе равноденствие в начале, затем полную луну, появившуюся в четвертый день, и немного спустя шестой день, в который создан был человек: далеко не всегда может это случиться на одной и той же седмице), так вот, как трудно было, чтобы эти определенные времена сошлись в течение одной седмицы, как во время первого творения, то Спаситель именно и воспользовался стечением их для домостроительства страдания, чтобы показать предстоящее завершение. Поэтому, будучи нередко разыскиваем иудеями с целью умерщвления, Он уклонялся однако из их рук, пока не последовало совпадение времен. И ты сам читаешь в евангелиях, что иудеи хотели схватить Его, а Он удалился; те, кто не знал тайны, видели в этом трусость; но здесь был не страх, а ожидание наступления предопределенного времени. Когда же Сын Божий собрал вместе признаки времен, когда нашел, что данная седмица согласуется с той первой седмицей творения, что и [b][color=red]равноденствие, и полнолуние, и пятница[/color], в которую должно было Ему пострадать и должно было совершиться обновление, сошлись вместе, то Он тогда же предает себя на страдание[/b]...».
(Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2, Слова на Святую Пасху, На ту же пасху слово 7-ое и последнее, с. 923-971).
Весеннее равноденствие в 2024 году для Северного полушария наступает в среду 20 марта в 06:07 по московскому времени.
14 лунные сутки начинаются в субботу с 16:41 23 марта 2024 года.
Полнолуние в 2024 году - 25 марта понедельник, поэтому Пасха переносится на следующий месяц.
Т.е. 14-е лунные сутки и полнолуние в разных седмицах!!!
Матфей Властарь в своей " Алфавитной Синтагме" пишет о Пасхе: “…Так святые отцы весьма ясно и тщательно наблюдали законоположения божественных Апостолов, всего более заботясь поставить твердую преграду относительно того, чтобы, когда иудеи совершают Пасху после весеннего равноденствия, не праздновать вместе с ними. Это запрещает и первое правило Антиохийского собора, тщательно, как кажется, изъясняя смысл (указанного) Апостольского правила (7-го); потому что оно полагает два ограничения относительно Пасхи: а) не праздновать вместе с иудеями и б) ожидать весеннего равноденствия. За сими же по необходимости следуют два другие ограничения: в) совершать праздник в первое после равноденствия полнолуние, однако же г) и после равноденствия не вообще в какой бы то ни было день, но именно в первый после полнолуния день седмицы. Такие ограничительные определения соблюдаются твердо и доныне.
…Для времени спасительного страдания Господня нам преимущественно нужно, как мы сказали, чтобы 14-й день луны был после равноденствия: ибо если полнолуние хотя немного не достигнет означенного дня, то закон церковный повелевает совсем оставить такой месяц и переходить к 14-му дню луны следующего месяца, и, кроме сего, совершать Пасху в воскресный день, и еще - не праздновать вместе с иудеями. Поэтому, если случится и иудейская Пасха в воскресный день, мы свою перенесем на следующее воскресенье, дабы она была чиста и свободна от празднования иудейского.
…. Впрочем, ради этой причины неприлично изменять канон отцов; да и не можно составить другого, который бы столь же ясно показывал сказанные выше относительно Пасхи ограничения. Даже если бы мы и захотели это сделать, как некоторые думают, убавив канон двумя днями и начав это с 6841-го года: то невозможно было бы переубедить всех христиан во вселенной, чтобы они приняли новый канон. Притом, так как после каждых 304-х лет всякий раз опять будет возвращаться та же погрешность, ради которой каждый раз снова понадобится изменять канон: то лучше не предпринимать такого нововведения; потому что оно, кроме того, что не может, как сказали, не впадать снова в ту же погрешность, может быть еще поводом к важному смущению в Церкви. Кроме сего, ныне, при соблюдении канона отцов, главнейшее, что нужно соблюдать относительно Пасхи, соблюдается, - а именно, Пасха совершается после равноденствия и после равноденственной луны…».
(Матфей Властарь; Алфавитная Синтагма; НАЧАЛО БУКВЫ Π; Глава 7-я – о Святой Пасхе).
В 2024 году 14 лунные сутки - в воскресенье 21 апреля 2024 года, начинаются с 16:57 по московскому времени, т. е. воскресенье и понедельник.
Полнолуние в 2024 году наступает в среду 24 апреля, Пасха должна отмечаться в воскресенье 28 апреля.
НО?
Поскольку иудеи отмечают Песах в 2024 году с вечера 22 апреля до ночи 29 апреля.
Наша Пасха переносится на 5 мая 2024!!!
7-е Апостольское правило гласит: " Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина".
Правила святого поместного Антиохийского Собора
Правило 1
Все дерзающие нарушати определение святого и великого собора в Никеи бывшего, в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительныя пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу доброго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей церкви, епископ или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: такового святый собор отныне уже осуждает быти чуждым церкви, яко соделавшегося не токмо виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не токмо таковых собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешние чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству.
(Ап. 7, 64, 70, 71; II всел. 7; трул. 11; лаод. 7, 37, 38; карф. 34, 51, 73, 106).