Здравствуйте! Как всецело предаться Воле Божией, если нам Сам Бог дал нам свободную волю? Когда я произношу «Да будет Воля Твоя» я как будто в глубине души даже боюсь, если так будет, я чувствую, будто мою волю Бог тогда полностью отнимет, и я не смогу ничего делать. Это невроз или огромная дыра в духовных познаниях плюс недоверие Богу? В строгом посте год назад у меня было такое смиренное и благоговейное состояние, что я в молитве с любовью говорила, чтобы Бог отнял мою волю, и творил только Свою, потому что моя ведёт только ко греху. Но сейчас у меня поменялись мысли в сторону того, что, как в пословице «на Бога надейся, а сам не плошай..» я считаю, что мы должны сами делать хорошие дела, но просить помощи для этого у Бога. До этих мыслей я не сама дошла, а читая и сравнивая мысли святых отцов и разных батюшек. Но это сильно противоречит тому, что я думала раньше. О том, что на все Воля Бога, и все происходит только так, как хочет Он. В итоге я в заблуждении, буквально не понимаю, как правильно жить. Доверять себе наверное совсем нельзя. Но тогда в миру у меня так жить почти не выходит, может мое доверие к Богу какое-то неправильное? Потому что где-то на подсознании у меня сидит мысль, что полностью отдать себя в Его руки — это значит самому бездействовать. Но как тогда? Или это и есть путь спасения - лишить себя своей воли здесь ради вечной жизни? Потому что понятие свободной воли как таковой у меня ассоциируется с благоустройством собственной жизни. И даже когда делаю что-то без греха, но для себя, испытываю угрызения совести, может даже разочарование, что делаю столько усилий в этом тленном мире, когда можно было бы потратить это время на молитву, но я выбираю эту суету, иначе в обществе ничего не достигну.
2 Ответа
Марина, а может Бог Вам показывает, что даже само желание предаться в волю Божию не от Вас, или, по крайней мере, не столько от Вас, сколько вызывается и поддерживается Богом. Вот Бог отнял его, и у Вас колебания, сомнения, Вы ничего не понимаете. А может и правильно отнял, т.к. Вы, возможно, стали гордиться, что предались в волю Божию, не осознавая что гордитесь, а даже гордиться было нечем, т.к. степень этого предания была еще очень маленькая.
На сколько я понимаю, что такое это предание в конкретном выражении, то в частности, нужно избавиться от ропота на внешние события. Какие они бы ни были. Т.е. должна совсем отсутствовать печаль, когда возникает болезнь или еще какое-то несчастье. Более подробно можете почитать "Старец Силуан", там есть специальная глава .
Также есть такое свойство Исповеди, что недоуменные вопросы часто получают разрешение, когда их исповедуют. Как раз такие навязчивые помыслы можно исповедовать. Вот Вы могли бы мысли, что вас беспокоят, попробовать исповедовать. Не ожидая, что священник что-то ответит. И, возможно, они Вас просто оставят, не будут занимать. Возможно, это не Вы сами думаете, а бесы Вас путают.
... да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле...
Получается, что воля Божия на земле реализуется неполностью.
И в чём Его Мысль?
Свободное человеческое существо призвано Творцом в соработничество, или даже больше - в синергию. Бог приглашает нас к Себе стать Его частью, предлагает нам обожение. Как учил Афанасий Великий: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.
Господь предложил человеку сделать свободный выбор: или быть с Ним; или отпасть и встать напротив Него, занять сторону противников Божьих, возглавляемых диаволом.
Мы знаем о всемогуществе Бога. Потому, вдруг лично оказавшись в присутствии Бога наш выбор будет очевиден - Бог. Но такой шаг будет продиктован боязнью Его силы или тщеславием. Выбор будет неискренним, а значит лживым, как говорится, насильно мил не будешь. В земной жизни, где Бог не проявляется явно, человек используя ум, волю и свободу, имеет возможность свободно определить своё отношение к Создателю и ко греху.
К счастью, для возможности искреннего выбора Бог оставил нам хорошую подсказку в тексте главной заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим Лк. 10:27
Возгораясь в любви к Богу (которая ранее погибла взамен на любовь ко греху), мы проявляем свою свободную волю в желании соединиться с Богом. Любовь к Отцу Небесному (Отче наш, сущий на Небесах) состоит в исполнении Его заповедей: кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась, из чего узнаём, что мы в Нём 1Ин. 2:5
Именно о такой свободе говорится во взаимоотношениях с Господом. Мы свободно выбираем Бога через добровольное следование Его заповедям. И наоборот, мы имеем свободу нарушать заповедь, этим свободно отказываясь от Бога. При этом, ненасильственное следование заповедям показывает нашу искреннюю любовь к Богу.
Эту мысль легко понять на своих детях (на супруге, родителях). Любит тот, кто с желанием и радостью исполняет наши просьбы, а не тот, кто на словах или из-за боязни следует им.
Спасибо большое за ответ. Многое в моей голове прояснилось. Но именно вопрос отречения от собственной воли для меня остаётся незакрытым. Даже были мысли о монастыре. Настолько сложно найти баланс между мирскими заботами и молитвой. Неужели есть такие праведные, но благополучные миряне? Или это дано только блаженным либо монахам? Узок путь в Царствие Небесное — однако сама же боюсь испытаний. Где же этот баланс для мирского человека… Как же без страха предаться воле Божьей? Значит ли это, что ты должен жить как святой и утесняя себя во всем ради ближнего? Опять же, в миру если представлю такого человека, то разве что блаженного, которому ничего не надо в этом мире и который всему радуется и ждёт перехода в вечность терпеливо… Блаженного — то есть который выпадает из общества как социальная единица, потому что законы этого мира от мира, а Господь не от сего мира.. Вот и не знаю, что же делать со своей жизнью. Сложно в миру не привязываться ко всем благам и здесь постоянно нужно что-то кому-то доказывать, чтобы кем-то быть. А это отдаляет лично меня от Бога. Мне хочется в нем раствориться и стать не собой, но Им. Но где тогда буду я? Так могут только, повторюсь, монахи?
Ага! Вот вопрос — Вы замужем?
Вы уже, наверное, догадались, что нет.
Спасибо! Действительно даже не думала об исповеди в этом. Наверно боюсь, что священник решит мое словоизлияние за высокоумие и просто словоблудие, а ведь это правда мучает. И про гордость — да, так оно и было. Сама уже забыла даже.