Спаси Господь! В одном из тестов на этом сайте есть такой ответ:
Бог ни от кого и ни от чего не зависит. Все Его решения и все Его действия, связанные с попечением о мире, были ведомы Ему от вечности (то есть Он знал об этом даже тогда, когда мир ещё не существовал).
Вопрос: о какой свободе воле, и выбора может идти речь, когда извечно всё известно Богу. Разве это не говорит о предопределённости?
5 Ответов
Простой пример. Я предвижу, что Вы прочитаете мой ответ. Разве этим я закабалил Вашу волю?
Дело в том, что предвидение и предопределение - не синонимы. В Своём предвидении Бог учёл наш свободный выбор.
Вам хорошо ответил Кирилл на Ваш вопрос, но дополню его тем, что предложу Вам прочесть это слово св. Илии Минятия - Слово о предопределении в первую неделю поста. О предопределении.
Свобода выбора это ваш личный выбор - грешить или не грешить. Вы всегда делаете его сами. Но Господь знает изначально какой выбор вы сделаете.
Вы скорее всего путаете свободу выбора и предпочтение. Свобода выбора это грешить или не грешить. Предпочтение это выбор между тем как именно грешить. Если человек выбрал не грешить, то там уже нет места предпочтению - не грешить оно в единственном варианте. А вот если выбрал грешить то открывается бесконечное количество вариантов и человек может делать предпочтение.
Например: выпить спиртное в пост - это грех. Если человек решил не пить, то не пьёт и все, никакого места предпочтению тут нет. А если решил выпить все же, т.е. согрешить, то можно выпить водку, вино, коньяк и много чего ещё, да и в количестве тоже разнообразие будет. Что предпочтёт?
Но это не важно что предпочтет, важно что человек сделал выбор, а именно совершенно добровольно решил согрешить.
Однажды мне попался простой ответ на такой же вопрос – если Бог уже знает, как человек поступит, то о каком выборе может идти речь?
Отвечающий проповедник воспользовался современной метафорой, поясняющей эту загадку для ума. В каком-то смысле наша жизнь для Бога – словно для нас уже просмотренный фильм. Мы никак не влияем и не можем повлиять на то, что происходит с героями, никак не понуждаем их делать жизненные выборы. Хотя мы нередко знаем больше о невидимых герою обстоятельствах, понимаем, что случится, если герой сделает то или иное дело, знаем, как было бы правильно поступить. И все же – мы никак не влияем на жизнь героев. Мы просто знаем их путь, то, как они поступали в той или иной ситуации, то, к чему привели их поступки, их выборы.
Дело в том, что время – это категория человеческой жизни, человеческого мышления. А у Бога все совсем иначе, Бог – вне времени. Осуществляется парадокс: «для Бога всегда сейчас», Бог не предопределяет в том смысле, что не решает за нас, как мы поступим, но знает, как мы поступили.
Ошибка в том, что Вы свободу воли (свободу желания) смешиваете со свободой реализовывать свои желания на деле. Бог действительно предопределяет исход всех дел:
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом (Притч.19:21).
Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится (Ис. 14:24)
И в этом смысле наша свобода относительна. Но предведение Бога и Его Промысл сохраняют нашу внутреннюю свободу (грешить или не грешить).
Спасибо, тем, кто ответил. Ответ мне ясен. Слава Богу за всё!!!