5 Ответов
Хотел бы обратить Ваше внимание на один момент в беседе схиархимандрита Авраама (Рейдмана):
С одной стороны, не нужно стремиться к стяжанию благодати, понимаемой как духовная сладость. С другой стороны, нужно знать: когда нам кажется, что мы лишились благодати, в действительности это может означать, что Господь избавил нас от каких-то прелестных ощущений. Нередко мы принимаем за действие благодати различные недуховные ощущения, движения крови. Святитель Игнатий говорит, что неопытным монахам это свойственно. Допустим, в человеке действует блудная страсть, а потом от тщеславия или гордости она проходит – как бы одна волна крови гасит другую. И человеку кажется, что это благодать. Мы иногда слишком серьезно относимся к своим эмоциям. Например, читаем жития святых, плачем и думаем, что это благодать. А это только умиление. Если на человека что-то производит впечатление, это еще не благодать. В миру мы читали молитвы, акафисты и прочее – они вызывали у нас умиление, и мы плакали. Пришли в обитель, тут заставляют Иисусовой молитвой молиться – так просто не заплачешь. Нужно очень хорошо потрудиться, чтобы приобрести настоящее умиление, чтобы плакать от близости к Богу, чтобы ощутить свою греховность. А нам кажется, что нас лишили благодати. До монастыря благодать была, в монастыре – пропала. Но пропала-то не благодать, а то, что ты ошибочно за нее принимал и что, может быть, мешало твоему настоящему преуспеянию.
Т.е. если предположить, что у Вас были не истинные чувства (это из вопроса не ясно), то может даже хорошо, что Вы ничего не чувствуете. Не истинные, ложные чувства - т.е. вызванные бесами. Также схиархимандрит Авраам в другой беседе говорит:
благодать для новоначального, если говорить только о субъективных ощущениях, – это внимание в молитве. Если теряется внимание, значит, все твои «благодатные» ощущения как минимум подозрительны. Действие же благодати выражается в поведении человека, в его внутреннем состоянии: в смирении, уничижении себя перед другими людьми, любви к ближнему и прочем.
Т.е. стремиться нужно к вниманию, а не к каким-то чувствам. Искреннее стремление к вниманию, к заключению ума в словах молитвы. Также можно предположить, что эта искренность может усилится по мере увеличения усилий по борьбе с грехами и увеличения видения себя неспособным не грешить.
С праздником! Вы иногда читайте эти тексты не как молитвы, а просто для размышления. Чтобы почувствовать, что переживали святые, когда это писали. Еще хорошо чаще читать творения святых отцов, тогда круг их мыслей и чувств станет Вашим. И через это исполнится заповедь апостола:
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. (Фил.4:8)
Когда же приступаете к молитве, вначале постойте немного перед иконами, обдумайте, Кому Вы молитесь и что от Него хотите. Вспомните, что Бог милосерд и всемогущ, поэтому может и подать Вам просимое. Напомните себе, как для Вас важно то, о чем идет речь в молитвах. А потом - смиренно молитесь с надеждой получить то, о чем говорится в молитве.
Не забывайте также регулярно исповедоваться в невнимательной, рассеянной молитве.
Помоги Господь!
Старайтесь вникать в каждое слово, в каждую фразу. Если значение на ЦСЯ не понятно, то узнайте перевод. Сразу все молитвы произносить осмысленно не получится, но если хоть что-то сумеете, то это уже успех. Если вы приложите старание и не оставите этой практики, то постепенно успех будет развиваться.
С уважением,
Свт. Феофан Затворник дает такой совет:
Для вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца.
Затем, обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком месте молитвенник с вами, много значит.
Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство – от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать. После каждой прочитанной молитвы кладите поклонов, сколько рассудите, со своим молитвенным словом о чувствуемой нужде или с обычной краткой молитовкой. Чрез это молитва немного продлится, но сила ее возрастать будет. Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божии на целый день.
Своими словами тоже молюсь, но главные молитвы и псалтирь исключать не хочется
Наверно, именно в этом отношении и кроется суть проблемы. Вы полагаете, что вычитанное из молитвослова или псалтыри - это главное. Но главное в молитве - это именно Ваша молитва, Ваше личное общение с Богом. Мы читаем чужие молитвы не потому, что они поставлены Церковью во главу угла, а потому, что наша собственная молитва часто довольно скудная. Но скудность не делает ее неискренней. Если наше молитвенное устремление совпадает с искренностью молитв, написанных святыми, то и читаемые слова станут нашими, искренними, молитва наша вознесется к Богу. А если будем просто вычитывать положенное из молитвослова, без сосредоточения и внимания к тому, что произносим, то просто будем топтаться на месте.