Здравствуйте. Я замечаю за собой, что большинство грехов считаю грехами только потому, что они названы грехами в Библии или других авторитетных источниках, а не потому что действительно ненавижу эти поступки. И что даже хуже - некоторые грехи я даже не считаю злом. Как перестать совершать грех не потому что так "надо", а именно от ненависти к нему?? Как приобрести эту ненависть ко греху и соблюдать заповеди не на "автомате", а искренне??
5 Ответов
Грех пронизывает тело и душу человека, вызывает яркую, но временную радость, удовольствие, и за ними любовь и пристрастие ко греху. Только зависть, по-видимому, не вызывает прямого наслаждения.
Как грех, так и добро, требуют приложения одинаковых сил и энергии. Например, гораздо легче, веселей и интересней напиться и разругаться на вечеринке с друзьями в течение 4 часов, чем по просьбе любимой бабушки 2 часа помогать ей в огороде. Встроенный в нас от рождения первородный грех проявляется тем, что мы быстры делать плохие дела, а добрые дела требуют преодоления лени и осознанных усилий.
Проблема греха против Бога, людей и против себя в том, что он вызывает разрушение и смерть. Кроме того, грех удивительным образом привносит опустошение в душу, этим требуя новой порции падения или иного типа греха в качестве заполнения образовавшейся пустоты.
Как любящий Отец, Бог через Писание и Церковь предупреждает нас о грехе, как о действии, приводящем к смерти. При этом, Бог ограждая нас от греховной зависимости совсем не желает лишать радостей жизни. И пища, и близость супругов, и трудолюбие, и упорство, и ум, и творчество - всё творимое в любви к близким и к Богу даёт огромные и добрые результаты, делая жизнь наполненной смыслами, радостной не одномоментно, но надолго.
Мы ненавидим грех, потому что он убивает нас, убивает тело и/или душу, опустошает и лишает смыслов.
Бог протянул нам руку, и предлагает излечиться от наркотической зависимости ко греху, предоставив нам Себя, Писание, Церковь и таинства.
Здравствуйте! Псалмопевец когда-то сказал: «Я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс.118:127-128).
Мне кажется, что это очень важно для христианина полюбить Божий закон. Можно по разному пытаться исполнять заповеди Божьи, например, исполнять исключительно из страха попасть в ад. Это тоже вариант, тоже есть такая мотивация, но она, на мой взгляд, недолгосрочная и некачественная. Именно потому что она лишена осознанности. Каждую заповедь Евангелия нужно постараться осмыслить, понять ее внутреннюю логику, ее взаимосвязь с остальными заповедями. Осмыслить для себя, почему нарушение этой конкретной нормы ненормально и пагубно для человека. Увидеть как именно конкретный смертный грех уничтожает любовь. Признать и принять справедливость Божьего закона. Просить постоянно Бога дать полюбить Его закон.
Такое осмысление способствует тому, чтобы не хотелось грешить, потому что начинаешь видеть, какую дисгармонию, какой урон вносит в твою жизнь отход от Божьего закона. И когда записанные в Библии нравственные принципы становятся твоими личными жизненными принципами, тебе уже не нужно себя как-то искусственно стращать. Потому что уже не хочется жить иначе, по крайней мере, разум об этом говорит. Сразу осмыслить все вряд ли получится, но нужно постепенно это сделать. Разумеется, это возможно только при условии практического применения евангельских принципов.
Как перестать совершать грех не потому что так “надо”, а именно от ненависти к нему?
Отвращение к совершенному греху с прекращением его и надеждой на Христа Спасителя - это завершение покаяния, свидетельство победы христианина над ним. Это отвращение должно быть всецелым, так «что истинно кающийся охотнее претерпит всё, даже самую мучительную смерть, чем возвратится к прежней жизни. Без этого условия раскаяние было бы бесплодным» (прот. Николай Стеллецкий). Но такое покаяние - это дар Божий, поэтому нужно просить, молить Бога, чтобы он дал его. Как говорится в покаянной молитве:
Возвысь к Тебе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне сокрушения, нет во мне слёз утешительных, приводящих чад к Отчему дому. Омрачился я разумом в житейских страстях, не могу воззреть на Тебя в страдании, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господь Иисус Христос, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и сердце, с любовью трудящееся в поисках Тебя; даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа.
Вопрос очень серьёзный -легко сказать -возлюби, или-возненавидь, но сделать как? На одном рассудке далеко не уедешь. Мне рассудок говорит - не надо то, не надо это, память помогает ему показывая " неприятности " следующие за грехом, а сердце говорит - " Хочу ". И такой раздрай внутри как устранить? Как и сердце, и рассудок понудить действовать в унисон? Как возлюбить Господа всем сердцем и всем разумением своим ? Долго я мучился этим вопросом. Без этого возненавидеть грех не реально.
Все святые говорят, что любовь к Богу является плодом древа страха Божьего. Страх, же , Божий являясь великим даром Божием, по мнению Соломона, следует за смирением (притчи 22-4 ). Вот и выходит, что всем нам нужно искать смирения и только смирения . Все остальное получим от Господа по мере приобретенного смирения- за Богом ли встанет дело ? ! Или утратим , по мере утраты этой Благодати . Но просить у Господа смирения - это просить Его послать оскорбителя- как приобрести смирение если меня не будут оскорблять, и , при том не заслуженно? Хватит ли у Вас духа на это ? Мне не хватает. Остаётся только пользоваться теми случаями, которые Проведение Само посылает .
Простите. Спасайтесь. И молите Бога о мне алкоголике и о обращении к вере и покаянию моего отца Николая и жены Елены.
Боритесь пока с грехами так, как можете. То есть потому, что так надо. Так повелел Бог, и вы проявляете свою верность Ему, следуя Его повелениям, пусть и без особых эмоций.
Ведь с другой стороны: какой воин скорее одержит победу над врагом? Тот, который мчится в бой полный ненависти к противнику, с криком, вытаращив глаза, не думая ни о чем, кроме своего гнева? Или тот, который хорошо понимает праведность своей борьбы, но при этом не поддается эмоциям, а спокойно все взвешивает и продуманно наносит удар? Достаточно очевидно, что скорее победит второй.
Следуйте Заповедям, как спокойный, рассчитывающий каждое свое действие воин Христа, будьте всегда верны приказам своего Военачальника. Вы лЮбите Бога и поэтому соблюдаете Его слово, согласно Ин. 14:23. В принципе, этого достаточно для христианина. А отвращение к грехам придет потом, в процессе борьбы с ними.
С уважением,
Хотел бы я всегда соблюдать заповеди "на автомате". Судя по вопросу, у Вас это получается лучше, чем у меня.
Если кратко ответить на Ваш вопрос, то советую чаще читать отеческие книги по аскетике и приходить в страх Божий. Это самый действенный способ бороться с окамененным нечувствием. Начните, например, с аввы Дорофея.