2 Ответа
Это большой и сложный вопрос.
Если кратко, то в Троице одна воля, поэтому-то Отец, Сын и Святой Дух - это один Бог, а не три разных Бога. Ясно, что у вечного и нетленного Бога воля также является вечной и неизменяемой, бесстрастной. Если же во Христе воля одна и она богочеловеческая, то в Нем произошло изменение воли: изначально (до Воплощения) она была божественной, а потом стала богочеловеческой, вместе нетварной и тварной. Тем самым возникает вопрос: сохранилась ли тождественность Его воли с Отцом и Духом? Если да, то в Троице появилось изменение и тварное начало, что невозможно. Если нет, то у Христа воля стала другой и отличной от Отца и Духа, что тоже невозможно.
Кроме того, воля есть признак природы. Нет воли - нет и полноценной природы. Если у Христа нет человеческой воли, то и Его человеческая природа является лишь призраком. Иными словами, монофелитство является версией монофизитства. По этой причине монофизиты легко согласились на унию с "православными" монофелитами, видя в этом свою победу.
Самый яркий случай самостоятельного проявления человеческой воли - это гефсиманское моление. Будучи истинным человеком, Господь хочет жить, и в этом нет греха. Но подчиняет Свою человеческую волю божественной, и в этом Его подвиг.
Добавляя к сказанному выше, отметим, что если признать, что у Христа была только одна воля (как учили еретики монофелиты), что человеческая воля была поглощена в Нём Божественной (подобно тому как каплю уксуса поглощает безбрежное море), то пришлось бы также признать, что когда Он испытывал желание отдохнуть, вкусить пищи, утолить жажду, это желание Он испытывал именно по Божеской воле: как Бог, а не как Человек.
За этим нелепым выводом пришлось бы признать и другой, не менее нелепый: Отец и Сын и Святой Дух (как единый Бог, обладающий единой волей) время от времени испытывают желание отдохнуть, покушать и попить, и, следовательно (Господи, помилуй!), Бог-Троица - не всесовершенный, неизменяемый, ни от кого и ни от чего не зависимый Бог, а Бог зависимый, изменяемый, ограниченный, не всесовершенный.