Здравствуйте!
В Нагорной проповеди есть такая строка:
"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими".
Как определить, что ты на верном пути и не сбился с него?
Здесь очень душевная атмосфера и всегда отвечают по доброму и понятно. Спасибо Вам за ответы!
8 Ответов
Здравствуйте! Речь идет о том, что христианину следует руководствоваться в своей жизни заповедями Божьими, а не жить так, как в голову взбредет. Этот путь ограничивает человека определенным образом, но в то же время не позволяет упасть в пропасть духовной погибели. Широкий путь - жизнь по страстям и погрязание в грехах.
Это очень сложный вопрос. Наверное, в полноте даже неразрешимый не только для новоначального, но и для уже отчасти преуспевшего.
Думаю, для начала нужно смотреть на свою внешнюю жизнь, уходят ли из нее явные грехи и появляются ли попытки деятельного исполнения заповедей. Кроме того, нужно обращать внимание на свое сердце, какие мысли его занимают, связаны ли они с Богом и Его заповедями, нет ли страстей по отношению к людям (обиды, гнева, зависти и т.п.). Очень ярким критерием являются внимание и страх Божий на молитве - как личной, так и общественной. Крайне полезно (а может, и необходимо) советоваться о своей жизни с благочестивым и добродетельным человеком. В идеале таким должен быть духовник, который хорошо нас знает.
Станислав, уклонение от среднего пути может быть, как говорят Святые отцы, "налево" и "направо", в сторону недостаточности и чрезмерности, в сторону явных грехов и в сторону гордости и прелести. И уклонение "вправо" гораздо опаснее, оно не видно или мало видно самому человеку. Прп. Амвросий Оптинский пишет (письмо 294), что "скорее всякого грешника можно обратить к покаянию, нежели прелестного вразумить". И чтобы не было прелести, нужно спрашивать у духовника, особенно если про что-то помысел настойчиво внушает, что не надо этого спрашивать, или что это слишком высокий для данного духовника вопрос - он не поймет, или что-то стыдно говорить.