4 Ответа
Ну для начала стоит понять, что такое непрестанная молитва? Свт. Феофан Затворник:
«Брат сказал: "Как ум может непрестанно молиться, когда, поя псалмы, читая, беседуя с другими, исправляя свои нужды, мы развлекаем его разными помышлениями?"
– Старец отвечал: "Св. Писание не заповедует ничего невозможного. И сам Апостол, написавший сию заповедь, пел, читал, учил, работал и страдал, гонимый, а между тем непрестанно молился. Непрестанная молитва состоит в том, чтоб ум содержать в великом благоволении и горячем устремлении к Богу, о Нем Едином мыслить, Им Единым заниматься, Его Единого зреть, к Нему припадать в сердечном молении, всегда висеть на непоколебимом уповании на Него и в надежде на Него быть дерзновенным во всех делах и приключениях».
Ведь непрестанная молитва — это не всегда только устная молитва, как учили мессалиане. Ересь мессалианства была осуждена Церковью. Ведь молитва — это не просто бубнёж языческий не от сердца. Бог такие молитвы не принимает и это грешно. И да, всё же как верно подмечено, что непрестанная молитва — это дар Божий. Его стоит стяжать нам! К нему надо стремится!
Хотя непрестанная молитва и есть дар свободного в этом Бога, она обычно дается при выполнении некоторых необходимых, но не достаточных условий. В книге архим. Рафаила (Карелина) есть глава про схиархимандрита Серафима (Романцова), он недавно был канонизирован. Там есть такие слова:
Для стяжания благодати необходимо, совершенно необходимо, как воздух, послушание. Монаха без послушания отец Серафим вообще не считал монахом. Только через полное послушание своему старцу возможен настоящий, реальный, а не мнимый и иллюзорный духовный путь. Внешние подвиги уединения и поста отец Серафим считал второстепенными по отношению к послушанию, то есть подспорьем, а не основой монашеской жизни. Телесный подвиг должен опираться на благословение старца и быть точно определенным. Отец Серафим считал, что без послушания невозможно занятие Иисусовой молитвой: она останется на уровне повторения звуков, не будучи в силах тронуть окаменевшее в гордыне сердце. Одному монаху отец Серафим сказал то, что я считаю дерзновенным и не повторил бы, если бы не слышал сам: «Никакой Иисусовой молитвы у тебя нет: ты просто привык к ее словам, как некоторые люди привыкают к ругани».
Однажды, когда я был у отца Серафима в Сухуми, к нему пришла та монахиня, которой монах Меркурий посвятил значительную часть книги «В горах Кавказа». Отец Серафим, зная ее необычайно суровый пост, начал с того, что сказал: «Один раз в день тебе надо есть горячую пищу». Та удивленно посмотрела на отца Серафима: «Неужели я должна терять время и отвлекать ум от молитвы для приготовления обеда?». Отец Серафим широко перекрестился: «Вот крест, что ты не имеешь никакой молитвы и никогда не имела ее». Когда она ушла, отец Серафим сказал: «Так она ничего и не поняла. Кто дал ей схиму, сам находился в обольщении. Бедная душа, сколько ей предстоит испытаний!».
Вот об этом месте говорит схиархимандрит Авраам (Рейдман):
В книге о подвижниках 50-60 годов XX века "В горах Кавказа" монаха Меркурия рассказывается об одной очень молодой схимонахине, имевшей тайный постриг, у которой якобы была непрестанная молитва. И вот оказывается, эта схимонахиня как-то раз приходила к схиархимандриту Серафиму, многоопытному старцу, которому я не могу не доверять. Старец дал ей какие-то наставления, ни одно из них она не приняла, и он понял, что она в прелести и никакой непрестанной молитвы ни одного дня не имела.
Т.е. необходимым условием для непрестанной молитвы является добродетель послушания - послушливость, стремление к отвержению своей воли, стремление "только бы не по-моему". В приведенном выше отрывке монахиня не послушалась, не захотела сразу же исполнить сказанное старцем - и тут же вывод, что у нее нет и не могло быть непрестанной молитвы.
А прп. Григорий Синаит прямо говорит (О безмолвии и молитве, гл. 8), что непослушливый, если захочет себя принуждать, впадет в прелесть:
Научить других сему чину (т.е. непрестанной молитве) не всех возможно. Послушливых простецов и неграмотных – да; потому что послушание ради смирения ко всякой добродетели способно. Непослушливым же, простецы ли они или ученые, не преподается сия наука, чтоб не впали в прелесть; ибо самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть, как говорит св. Исаак. Некоторые же, не помышляя об имеющем быть вреде, всякого прилучающегося учат своими усилиями держать память Божию для того, чтобы ум навык сей памяти и возлюбил ее, что невозможно, особенно для привыкших жить по своему чину. Ибо так как ум их нечист по причине нерадения и высокомудрия и не предочищен слезами, то они узревают паче срамные образы помыслов, нежели молитву, между тем как гнездящиеся в сердце их духи нечистые будучи тревожимы страшным именем (Божиим), скрежещут, желая погубить уязвляющего их. Почему если самочинник услышит или из книг узнает о делании сем и возжелает держать его, то одно из двух постраждет: или, если нудить себя будет, впадет в прелесть и останется неисцельным, или, если нерадеть будет, во всю жизнь останется безуспешным.
Начать отвергать свою волю можно с борьбы с ленью, потому что своя воля склоняется к лени. На этом примере человек может понять, на сколько это легко или трудно для него. Например, у отшельников это вообще один из основных видов борьбы, как пишет прп. Варсонофий Великий ("Отсекать волю свою пребывающему в келлии своей – значит нерадеть о телесном покое во всех его видах" (вопрос 124)). Т.е. приучаясь отвергать свою волю человек приобретает послушливость - он может и не быть монахом, а быть послушливым и смиренным.
Нужно, конечно, и молиться Иисусовой молитвой. Где-то читал, что на Афоне примерно через 3 года монах привыкает к молитве и она становится "непрестанной", но возникает вопрос: не будет ли это как упомянутая выше "привычка к ругани".
Т.е. если человек просто привыкнет к словам, вполне вероятно, что благодатной молитвы у него еще нет. Нечем хвалиться. Тем более, что те, у кого есть истинный дар этим не хвалятся. Про них знает только духовник.