5 Ответов
Исповедовать Бога надо своими поступками: исполнять Его заповеди, молиться, причащаться Тела и Крови Христовой. А перед лицом угроз не испугаться назвать себя христианином. При этом без такой необходимости не надо перед всеми впустую говорить: я, мол, христианин и верю во Христа.
Приведу длинную цитату по этому вопросу из свт. Феофана Затворника, который критикует евангеликов за их идею обязательно публично заявлять о своей вере:
После всего сказанного мною пред сим ты уже и сам можешь решить, сколько правды есть в приводимых тобою словах вашего нового учителя. «Однажды, – пишешь ты, – он много толковал вам о том, что непременно надобно устами исповедать Иисуса Христа и что, как только кто исповедует Его устами, тотчас делается приявшим Его, и Он исполняет его и хранит Своею благодатию. К одному он очень приставал: исповедуй, исповедуй; но тот не согласился. Говорил: совестно как-то».
И хорошо очень сделал, что не согласился. Прав дух у него, потому что такое исповедание, ни с того ни с сего, противно воле Божией. Чуткая совесть этого доброго христианина и не позволила ему этого сделать. Это было бы фанфаронство и фиглярство. Исповедание Иисуса Христа есть великий подвиг, и Господь обещал за него исповедать исповедавшего Его пред Отцем Небесным (Мф.10:32). Но в каких данное обстоятельствах исповедание так ценно в очах Господа? – В таких, когда предлежит или исповедать свою веру в Господа Иисуса Христа и за то тут же подвергнуться страшным мукам и быть замучену до смерти, или отвергнуться Христа и принесть жертву идолам. Исповедающий Христа в таких обстоятельствах в духе уже подъемлет мученичество. Оттого исповедание его так и ценно. В Церкви Божией исповедники стоят наряду с мучениками. Мученики – те, которые, исповедав Христа, были мучены и замучены до смерти; а исповедники – те, которые, исповедав Христа, были мучены, но по какому-либо случаю не были замучены до смерти. Вот о каком исповедании говорит Господь! Почему оно стоит у Него вместе с противоположным ему отвержением Его. «А иже», говорит, «отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже есть на небесех» (Мф.10:33). А у вас там есть ли такие обстоятельства, что или исповедуй Христа и страдай, или отвергнись Его, и живи счастливо?! Нет. Стало быть, нет возможности явить и такое исповедание, которое столь ценно в очах Божиих. Пофанфаронить же, пофиглярничать всегда есть возможность. Выбеги на улицу и кричи: верую во Христа и исповедую. Но такое исповедание будет на ветер, как и то, которого требовал учитель ваш.
Ваш новый учитель с исповеданием соединяет такое обетование: как только исповедуешь устами Христа, так сделаешься приявшим в себя Христа. Откуда это он взял?! Смотри, как Господь и святые Апостолы учили о том, как кто приемлет в себя Христа. Святой Павел говорит: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27). Облекшийся во Христа, конечно, приял Его в себя. Следовательно, кто крестится, тот делается приявшим в себя Христа. Пред крещением крещаемый исповедует Христа Господа, читая Символ веры; но чрез это не вселяется в него Христос, а он делается только способным приять Его в себя чрез святое крещение; самое же вселение совершается чрез крещение. Вот как учит Апостол; а ваш учитель иначе толкует. Это у него от своего ума, а не от Божия извещения и обетования.
Смотри еще. Господь говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56). Если Господь пребывает в причастившемся, то это потому, конечно, что в святом причастии он принял Его. Следовательно, причащающийся Святых Тайн Тела и Крови Христовых соделывается чрез сие самое приявшим Его. Пред причащением мы исповедуем Господа, говоря: «Верую Господи и исповедую…» Но не это исповедание вселяет Христа, а самое причащение Тела и Крови. Исповедание же только отверзает вход Господу для принятия Его, в Таинстве Тела и Крови Его.
Таким образом, видишь, что мы в силу крещения и святого причащения соделываемся приявшими Христа, а не в силу одного исповедания Его, хотя сие исповедание мы и даем прежде тех Таинств. А ваш учитель изобрел иной путь к приятию Господа. Это он делает по своему смышлению суемудрому.
В другом месте, у того же святого Иоанна Богослова, Господь указывает иной еще путь к приятию Его, именно исполнение заповедей Его. «Имеяй заповеди Моя, говорит Он, и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюсь ему Сам. И еще: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14:21–23). Не подумай, что это исполнение заповедей пролагает путь к вселению в нас Господа особо или отдельно от крещения и святого причащения. Благодать крещения и святого причастия дает силы к верному исполнению заповедей. Исполнивший все заповеди благоукрашает душу свою всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителию Господа. Он и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще приискреннее общится с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокоивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей, – в ней все еще остаются следы страстей, – неприятный Господу запах греха. Она и не успокоивается в нем, как бы не доверяя ему, и еще только изготовляя себе покойную Себе в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом, и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей. Таким образом вера привлекает Господа, Таинства сподобляют присутствия Его и содействия; когда же верующий, вспомоществуемый Господом, очистит себя от всех страстей исполнением заповедей и внедрением в сердце добродетелей, тогда наконец Господь окончательно вселяется в него и почивает в нем. Вот весь путь к приятию Господа. Оно имеет свои степени, – имеет свое начало, продолжение и конец, или завершение. В приведенном месте Господь говорит о сем завершении. Но корень всего дела сего есть приятие Господа в Таинствах. Без Таинств ни вера, ни добродетели не привлекут Господа. Они могут сделать только то, что Господь имеющего их приведет ради их к принятию Таинств, и чрез Таинства вселится, как было сие с Корнилием сотником. И исповедание Господа имеет здесь место, но как часть некая приготовительная, а не как то, что всю силу к приятию Господа в себе совмещает.
Исповедовать Господа не то одно имеет значение, чтоб устами сказать, что верую в Господа. Оно значит и вообще быть христианином. Когда нас спрашивают: ты какого исповедания? и мы ответим: христианского; то этот ответ наш тоже будет значить, что: я христианин или мы христиане. Возьмем теперь это слово в строгом смысле. Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться Таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и все ею повелеваемое строго исполнять, то есть совершать все то, что, как прежде мы показали, составляет путь к спасению. Следовательно, исповедует Господа настоящим образом тот, кто, веруя в Господа и освящаясь Таинствами и благодатные чрез них получая силы, живет свято по заповедям Божиим под руководством пастырей, – и все в духе и по законоположениям Святой Православной Церкви. Вот настоящий исповедник! А не тот, кто устами только исповедует Господа. Святой Иоанн Богослов в первом своем послании, говоря об исповедании, разумеет именно такое деятельное исповедание.
Ваш учитель плодом устного исповедания Господа считает еще исполнение исповедающего Господа благодатию. Если б исповедание вселяло Господа, то исполняло бы и благодатию: ибо благодать и есть присещение нас Господом и Его общение с нами. Но как пред сим объяснено, что Господь вселяется не чрез исповедание, а чрез Таинства, то очевидно, что благодатию исполняет не исповедание, а, по исповедании или при исповедании, Таинства. И выше еще я тебе объяснял, что благодать не иначе подается как чрез Таинства. И не было в Церкви Божией случая, чтоб она исполняла кого иным каким образом. Следовательно, нельзя так думать, будто одним устным исповеданием можно получать благодать. Это очень похоже на то: разинь рот, и втечет благодать. По этому применению очень верно можно назвать учителя вашего и тех, которые соглашаются с его учением и одним устным исповеданием чают получить благодать, – ротозеями.
Никогда не отказывайтесь от своей веры, в случае необходимости прямо говорите, что вы верующий христианин. Живите так, чтобы через чистоту вашей жизни и ваши добрые дела славилось имя Христа. И напротив: никогда не позорьте свою веру нечестивыми поступками или грязными разговорами. В случае выбора между житейской выгодой и соблюдением Заповедей Божиих, выбирайте Заповеди.
С уважением,
“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф.5:16). Жизнью по заповедям Божьим подавайте пример.