Нередко встречается утверждение, что православный христианин должен иметь духовника. Логика понятна, но как это организовать на практике? Хожу в храм, где служат 6 или 7 священников. Отдельная сложность - многие из них достаточно молоды (понимаю, что и молодой человек может сказать слово на пользу, но все же, если советоваться о духовной жизни, хотелось бы с человеком более зрелого возраста). Никакого расписания, кто в какой день принимает исповедь, нет в принципе. Да и будь даже такое расписание, работающий 6 дней в неделю на светской работе человек далеко не всегда сможет в определенный день приходить к конкретному священнику. Просить о встречах в удобное для прихожанина время, тем более, на постоянной основе – для регулярной исповеди и духовного совета – очевидно, неприемлемо. В результате каждый раз у аналоя – условно «новый» (понятно, что не абсолютно новый) священник. Тем более, если духовника искать еще и по разным храмам. Возможно, вопрос как-то просто решается, но пока не вижу, как.
6 Ответов
Расписание конкретных священников, даже если оно постоянно меняется или если его нет на сайте храма, может быть за свечным ящиком или по телефону храма. Также можно исповедоваться у кого придется, т.е. кто будет перед Причастием, а спрашивать только у одного, кого человек выбрал в духовники. А спрашивать можно и по телефону или месенджеру.
Расскажу свою похожую историю. У нас в храме 5 священников, и они все разные личности.
Я тоже когда-то задумывался о духовнике, и пытался это разрешить. Как вариант, по совету прихожан побывал в Татарии, с желанием стать духовным чадом популярного тогда о. Владимира Головина (сейчас Церковь лишила его сана). Мы общались с ним немного, он харизматичен, талантлив, располагает к себе, знает Писание, но произвёл неоднозначное впечатление. Окружающие очень хвалили его высокодуховную жизнь.
На обратной дороге я рассуждал с собой, что такой шаг по выбору духовника выглядит неправильно, как будто я нахожусь на рынке, и выбираю себе модные штаны.
То есть, затея мне не понравилась своим внутренним подходом, в том смысле что мой выбор более лучшего иерея принижает любого из обычных священников в моём храме.
Я подумал так, разве не Святой Дух поставил приходских иереев на служение а моём храме, разве не Христос меня привёл именно в это место к ним, и кто я такой, чтоб делать выбор в пользу Головина?
И я бросил всякие попытки искать духовника, полагая, что правильно вопрос разрешить не смогу, и лучше оставить это дело на Божие усмотрение.
Время показало, что я в какой-то мере не ошибся. К сожалению, харизма Головина вскружила ему голову и его окружению. Его духовные чада превратились в сектантов, осуждающих Церковь и Божью иерархию. Есть у нас примеры и иных "старцев".
Но как быть с наставлениями? Я стал присаматриваться к нашим священникам. Кто-то из них очень хорошо проповедует, другой мудро и действенно благословляет, иной начитан, кто-то твёрдо исповедует, кто-то великолепно служит.
В моём случае, собор из нескольких священников стал "коллективным" духовником, разрешая мои вопросы становления в вере. Я всем им очень благодарен, за их общее служение, и особо благодарю Бога за то, что Он вразумил меня не влипнуть со "старцем".
На мой взгляд, не нужно специально заниматься поиском особого духовника, чтоб не впасть в прелесть и в разочарование от Церкви.
Если Вы будете прилежно участвовать в построении своей духовной жизни, и вдруг окажется, что способностей приходских священников не достаточно, до Господь Сам для Вас всё устроит.
Вся эта книга посвящена ответу на Ваш вопрос. Почитайте ее внимательно и постарайтесь воспользоваться опытом ее автора - известного духовника. Он начинает свою книгу с такими словами:
Как ты думаешь, можно ли достичь успеха на пути спасения, не живя под руководством духовного отца? Святитель Григорий Нисский писал: «Прежде всего должно заботиться о том, чтобы найти себе руководителя на этом пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым, непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам».
И затем, после примера прп. Исаакия Печерского, который вначале не слушался прп. Антония Печерского, автор книги добавляет:
Какой вывод ты должен сделать из этого примера? Лучше всего этот вывод выразить словами преподобного Иоанна Лествичника: «Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входит в пристань, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала». 3
Что касается священников в Вашем храме, то их возраст и расписание исповеди - лишь один из факторов, влияющих на Ваш выбор. Причем достаточно второстепенный, т.к. всегда можно договориться об исповеди в удобное для обоих время. Было бы желание. Не всякий старик духовно опытен, не всякий молодой человек незрел.
Что же должно быть на первом месте? Благоговение и очевидная для всех любовь к богослужению; обладающая внутренней силой проповедь (не обязательно красивая по форме!); терпение и уважение по отношению к пасомым; умение выслушать. Весьма желательно, чтобы духовник был начитан в святых отцах и в Писании. Давая совет, он всегда должен оставлять конечное решение не за собой, а за чадом, которое, строго говоря, и несет ответственность за свои слова и поступки. При этом индивидуальные черты характера (строгость или мягкость, забота или некоторая отстраненность и т.д.) - могут влиять лишь на комфорт во взаимоотношениях, но вовсе не должны считаться первостепенными вопросами на этапе поиска духовника или последующих с ним взаимоотношений.
Вполне возможно, что ни один из священников в Вашем храме не удовлетворит Вашему идеалу духовного отца. В таком случае надо будет либо снизить требования, если они были завышены и вместо духовного руководителя Вы ждали святого, либо искать где-то в другом месте.
Вы понимаете, конечно, что фундаментом таких поисков должна быть постоянная и горячая молитва с Вашей стороны.
Мне в таком поиске помогли поездки в Лавру прп. Сергия Радонежского к мощам ( живу не далеко ). Посмотрите, что есть рядом с Вами. Возможно какой-нибудь монастырь куда можно было бы поехать - пожить, потрудиться во славу Божию, а заодно и посоветоваться с более опытным. Если же ничего такого нет, то остается ходить по разным священникам. исповедоваться у них и смотреть чьи молитвы будут иметь наиболее благотворное действие. Очень интересен и опыт Влада. Помоги Вам Господи.