4 Ответа
Это сложный вопрос, который решается в каждом случае индивидуально, в зависимости от возраста, характера заболевания и степени его тяжести, состояния сознания, мнения близких. Нередко психически больные способны понимать значение элементарных проступков (капризничал, обижал, не слушался и проч.), в них они могут исповедоваться. Но другим предлагаешь тот же набор вопросов, а они со всем соглашаются. Ясно, что тут не может быть никакой исповеди.
Если такой больной - постоянный прихожанин, то достаточно скоро становится понятным, нужна ли для него исповедь или стоит допускать его ко причащению без исповеди, как малолетнего ребенка.
Сначала коснемся исповеди перед причастием в целом. Это не повсеместное явление в Православной Церкви. Это русская традиция и появилась она в то время, когда люди причащались довольно редко, как правило от 1 до 4 раз в год. Сейчас, когда многие люди причащаются регулярно, по воскресным дням и праздникам, эта традиция, на мой взгляд, теряет свой первоначальный замысел и актуальность. Но все же остается почти повсеместной в Русской Церкви.
Исповедь людей с психическими проблемами в целом представляется затруднительной в силу того, что они не до конца понимают то, что происходит. Порой исповедь совершенно невозможна. Заниматься чистым формализмом, прочитывая разрешительную молитву над тем, кто не в состоянии приносить осмысленное покаяние, нет никакого смысла. Тем более, что Таинства покаяния и Причащения - это совершенно самостоятельные Таинства, привязанные друг ко другу лишь только традицией, которая изживает себя. Полагаю, что священник должен принимать решение как поступить в каждом отдельном случае, руководствуясь здравым смыслом и опытом Церкви.
Архиепископ Платон (Фивейский) советует:
Если тупость кающегося происходит от природы, в чем можно убедиться из тупости его в других делах, а между тем он имеет доброе настроение и живет непорочно; в таком случае духовный отец должен предложить ему в кратких изречениях истины веры, и молитвы, располагающие к сокрушению и исправлению жизни. Напр. „Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу; Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй нас; Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя; Пресвятая Богородице, спаси нас; Боже, милостив буди мне грешному.» После сего можно разрешить. Если же кто так туп, что не может получить никакого познания об истинах веры, необходимых для спасения: такого нечего учить, и Бог не требует ни от кого знания большего, нежели какое он может иметь по силам своего рассудка.
От себя добавлю: исповедь предназначена, прежде всего, для разрешения от смертных грехов. Смертные грехи - это грехи, которые совершаются сознательно и с полным согласием против одной из заповедей Божьих. Насколько это приложимо к конкретному человеку, должен смотреть духовник.
Думаю, многое зависит от степени умственной отсталости. Я несколько лет работала в спецшколе и училище 8 вида, и не понаслышке знаю, что умственно отсталые – очень разные.
Легкая степень нарушений порой мало отличается от простой необразованности, и обыватель со стороны даже не поймет, что человек болен: это становится очевидным только при совершении особой умственной деятельности. Например, человек даже с легкой степенью олигофрении вряд ли сможет решать дифференциальные уравнения. В быту же он может ничем не отличаться от умственно здоровых людей, тем более сейчас, когда распространена инфантильность. При малой степени ментальных нарушений человек прекрасно понимает моральные нормы и способен управлять своим поведением. Было бы странно отказать таким людям в исповеди и возможности осознанного духовного совершенствования.
А вот при более тяжелых степенях болезни человек с умственной отсталостью может не понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, и возможно, вообще будет в не состоянии контролировать свое поведение. Тут, напротив, было бы странно требовать от такого человека исповеди.
Уместно руководствоваться документом Комиссии Межсоборного Присутствия «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных» (2020 год):
«В каждом конкретном случае священник, исходя из принципа икономии, должен индивидуально решать вопрос о режиме молитвенного правила и посещения храма. Пастырю, окормляющему душевнобольного, желательно иметь взаимодействие с врачом-психиатром для того, чтобы принять решение, в какой момент психически больной в наибольшей степени доступен для оказания духовной помощи и в какой мере. C величайшим терпением, не претендуя на немедленное понимание, пастырю нужно помочь психически больному человеку осознать значение таинств, к которым он приступает».
«Больных с тяжелыми формами врожденного или приобретенного слабоумия допустимо причащать Святых Христовых Тайн без исповеди как младенцев, а в более легких случаях исповедь нужно проводить как с ребенком, ограничиваясь минимумом элементарных вопросов.»
А как при этом не ошибиться в степени нарушений, коротко и просто поясняет священник Владимир Климзо.
Исповедь предназначена для разрешения не только смертных, но и всяких грехов. Тот же архиеп. Платон в этой же книге в вопросоответах (приложение к первой части) озвучивает множество грехов по десяти заповедям, включая празднословие и праздномыслие во время богослужения, нарушение постов, невоспитание детей в страхе Божием, отсутствие личной молитвы за государя, злоба и излишняя жестокость при совершении законного наказания и проч.
Поэтому можно и нужно исповедовать психически больного, отчасти способного осознавать нравственную значимость своих поступков.