Если в Церкви день начинается с вечера, тогда он должен длиться до утра? Но далее: "и назвал Бог свет днём, а тьму ночью"... И создал Бог светила великие - большее для освящения днём и меньшее для освящения ночью. Вопрос: как совместить эти положения Святой Книги? Не потому что я сомневаюсь, а потому что ума не хватает, а толковать не могу и не имею права, т.к. аз человек грешный. СпасиБог.
3 Ответа
Если правильно Вас понял, то недоразумения возникли из-за многозначности слова день.
Богослужебные сутки состоят из - вечер, ночь, утро, день.
В богослужениях о сутках говорят, что это день. Слово сутки не используется. День это и сутки, и день, это как светлое время.
Корректное понимание этого места "и был закат, и был рассвет, - первые сутки". Соответственно, следующие закат и рассвет - вторые сутки. Получается, что автор подсчитывал конкретные неизбежные закаты-рассветы, и этим определял различия в днях, в которых происходили свои события.
Ещё, например, о неделе (7 дней) говорят, что она седмица. А само слово неделя, в службах подразумевает конкретный воскресный день из состава седмицы, наряду с субботой, пятницей, четвергом и т.д. Слово понедельник - это день после недели, т.е. после воскресного дня, вторник - второй день, и т.д.
Вначале Господь создал свет, а в четвертый день создал солнце и луну. Поэтому первые три дня свет существовал без них, смена дня и ночи происходила не так, как сейчас. Свт. Василий Великий говорит:
Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь – покрытие земли тенью, когда скрывается солнце. Но тогда не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь.
Прп. Ефрем Сирин о свете:
Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов. Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае, несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его стояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось ее владычество.