Здравствуйте.
В ЕГЭ по биологии есть вопросы касаемые теории эволюции. Эволюция вроде бы противоречит Библии, или все и нет? Грешно ли мне будет доказывать теорию эволюции отвечая в тестах в сторону этой теории для получения баллов на экзамене? Думал пойти в колледж, а потом уже на врача в институт, но ведь не бегать же от этих вопросов? И все равно они будут встречаться, ведь теория эволюции тоже раздел биологии. Что делать? Учить чужие мнения и отвечать на вопросы, поддерживая теорию эволюции? Но это ведь против Библии будет, против Бога, или же нет?
Простите что столько вопросов.
Спаси вас Господь!
4 Ответа
Тут несложно. Вы же не пропагандой занимаетесь, а отвечаете только на вопросы о теории эволюции.
Вот в программах подготовки священнослужителей в семинариях имеются такие предметы как философия, как западные исповедания, нехристианскии религии. И эти предметы обучают тому, во что христианин не верит согласно Символу веры. И спрашивают преподаватели, например, за знания о направлениях философии, логику их построения, в том числе, о коммунистической философии, марксизме-ленинизме, материалистической диалектике. Никто из составителей программ обучения и не помышляет, что распространяют грех, потому как этим только изучают смежные с религией виды человеческой деятельности.
Что плохого в том, чтоб знать о теории эволюции, об этом виде и способе человеческого мышления? Кто мешает быть христианином, давая ответы про эволюцию? Отвечайте о том, как это понимают в учебнике, и будет достаточно.
Да, теория эволюции противоречит Библии, и по сути является не научно-доказанной истиной, а только распиаренным безбожниками философским течением.
Но отвечать ее можно, относясь к ней, именно как к ложной философской теории, а не как к истине. Также Вы могли бы, например, рассказывать о содержании "Моей борьбы" Гитлера, излагая ее основные идеи, но отнюдь не разделяя их.
Если придется отвечать на подобные вопросы устно, всегда уточняйте: "Согласно теории эволюции..." или "По мнению создателей теории эволюции...", чтобы отделить себя от их мнений.
С уважением,
Здравствуйте!
Вы с одной стороны излишне упрощаете, а с другой усложняете вопрос.
Не надо усложнять, если Вы сдаете ЕГЭ то Вы ничего никому не "доказываете", Вы лишь демонстрируете свои знания. Знание нравственно нейтрально. Можно знать по роду своей деятельности плохие, злые вещи, но не делать их и никак не быть к ним причастным. Изучать христианину можно что угодно (многие наши великие Отцы Церкви учились в языческих школах), кроме прикладных злых вещей (и то если для борьбы с ними - то можно).
Не надо упрощать, Библия не может противоречить теории эволюции и в целом науке, равно как и обратно. Вера и наука лежат, если можно так выразиться, в разных плоскостях. Но это большая и сложная тема, чтобы разобраться, если совсем кратко, попробуйте внимательно топрочитать вот этот текст из материалов конференции православных молодежных лидеров "Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения"(2005 г.):
Приложение.
О взаимоотношениях науки и религии.
Диалог науки и веры. В определении Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви сказано: "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" (номер статьи). Там же: "Труды в области религиозного образования должны привести к реальному изменению современного общества. Образовательную работу Церкви нельзя заключать в рамки церковной ограды. Следует развивать сотрудничество Церкви со светской средней и высшей школой" (номер статьи). Таким образом, определены общие позиции по вопросу отношения христианства и науки и дано направление развитие этого отношения – диалог и сотрудничество.
К сожалению, развитие взаимодействия Церкви с наукой в наше время затруднено. Одним из препятствий к этому является распространение псевдоцерковных и лженаучных учений, основанных на ложном мнении, что область знания Церкви всеобъемлюща. Это приводит не только к развитию конфронтации между обществом и Церковью, но к внутрицерковным конфликтам.
Известно, что многие изданные в последние годы книги сомнительного содержания адресованы учащимся школ и вузов. Авторами некоторых из них, к сожалению, являются клирики Русской Православной Церкви. Эти книги, претендующие на принадлежность к естествознанию, не только отвращают многих молодых христиан от реального научного знания (а значит от служения Церкви и обществу в научной сфере), но и создают впечатление, что церковное учение маргинально и безграмотно. Кроме того, подобные издания способствуют распространению в научной среде мнения, будто священнослужители, как правило, являются людьми малообразованными и фанатичными.
Не смотря на это, мы уверены, что решения Архиерейского Собора могут быть выполнены и способны принести благие плоды в деле миссии Церкви в современном мире.
Компетентность науки и веры. Диалог и взаимодействие Церкви с наукой призван строиться с учетом следующих моментов:
а) Взаимодействие науки и религии необходимо строить на аксиомах и терминологии, исходящей из тех определений, которые провозглашают и наука и Церковь сами о себе.
б) Необходимо учитывать область и глубину компетентности, которые признают за собой как наука, так и Церковь.
Церковь призвана дать людям возможность обрести спасение Духом Святым во Христе Спасителе. Наука, в свою очередь, занимается познанием окружающего мира ради его преобразования в интересах человека. Исходя из этих определений, можно заключить, что наука и вера лежат в разных плоскостях, соприкасающихся лишь отчасти. Поэтому попытки строгого доказательства или опровержения веры наукой и науки через вероучение не состоятельны.
Бог для христианина есть Высочайшая Реальность, доступная в опыте христианской жизни. Истина, явленная Самим Богом в Божественном Откровении, утверждается не на выводах науки, она самобытна и не зависит ни от научных данных, ни от их философского осмысления.
Истины Откровения и научные истины познаются принципиально разными путями. Первые являются непреложными основами некоего богонаправленного человеческого устремления и призваны стать базой нашего личного образа жизни. Вторые человек получает сам эмпирическим и рациональным путем в рамках познания и осмысления мира и попыток преобразовать мир в своих интересах.
Материальный мир есть творение Божье. Следовательно, наука, исследуя явления и законы миробытия, изучает не Творца, а лишь Его творение. Существует божественный замысел мироздания, в соответствии с которым происходит развитие материального мира. Следовательно, все законы мироздания объективны и целесообразны. Задача науки - познание этих законов. Церковь, в свою очередь, признает возможность познания Творца отчасти через Его творение (Рим. 1:18-23) и называет это естественным богопознанием.
О природе научного знания. Чтобы на серьёзном уровне вести диалог и сотрудничество Церкви с наукой, важно учитывать сложность современного научного знания, концептуальность его построения, глубокие связи между теориями разных отраслей науки. Это обусловливает сложность любого доказательства в рамках научных концепций. Понимание этого позволяет иметь правильное суждение о «претензиях» научного знания на истину и его ограниченности в данном вопросе.
Современная наука не сводится к накоплению и осмыслению эмпирических данных. Она стремится создать развитые концепции, имеющие длинные цепи логических связей между исследуемыми явлениями. Замена даже одной устаревшей теории, не отвечающей требованиям времени, не может происходить без учета этих связей. Концепции строятся на основании многих аксиом и обладают развитым терминологическим аппаратом. Развитие в науке идёт в сторону трансформации концепций и замены старых теорий новыми, более адекватными. Поэтому если какие-либо факты или мнения могут быть при благоприятных условиях проверены на опыте, то научные концепции, создаваемые на более высоком уровне абстракции, до конца не доказуемы и не опровергаемы.
Очевидно, что наука ничего не утверждает с абсолютной уверенностью и не претендует на «полноту истины», а лишь предлагает некоторое достоверное и обоснованное в рамках научного знания описание действительности.
Необходимо признать, что современное научное знание само по себе нравственно нейтрально. Обратить это знание к добру или злу способно мировоззрение того или иного ученого или группы ученых.
О некорректных интервенциях. Осознание вышеизложенного приводит к следующим практическим выводам. В диалоге науки и Церкви важно признать недопустимость интервенций, основанных на непонимании области и глубины их компетентности. К сожалению, на протяжении человеческой истории подобные интервенции осуществлялись и осуществляются как из научной области в религиозную, так и обратно. Плоды этих интервенций следует признать пагубными.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что не следует в угоду каким-либо религиозным верованиям критиковать данные науки или науку как таковую. Такая критика лишена смысла, поскольку, как было сказано, современные научные концепции не претендуют на абсолютное соответствие действительности. Следует всячески противодействовать попыткам привлечения авторитета Священного Писания для обоснования тех или иных лженаучных представлений (например, телегонии, семитысячелетнего возраста земли и т.д.).
Верующий человек, претендующий на принадлежность к науке, должен стараться для обоснования своих представлений привлекать данные и аппарат самой науки, а не прикрывать свою научную безграмотность и несостоятельность библейскими самотолкованиями.
Несмотря на то, что научное знание формировалось под воздействием разных религиозных и философских течений, важно признать христианские корни этого процесса. Вследствие этого научное знание совместимо с христианским мировоззрением. Попытки согласования научных данных и истин Откровения должны иметь серьезное обоснование и быть весьма осторожными. На уровне практического взаимодействия можно говорить о сопряжении научного и церковного знания в некоторых областях человеческой деятельности, например, в психологии, педагогике, медицине, антропологии и т.д.