4 Ответа
Ответ на этот вопрос логичный и довольно простой. Бог наказывает именно потому, что любит. Бог абсолютно благ, значит нелюбовь или ненависть, которые могли бы быть основанием для наказания, Богу не свойственны. Если бы Бог был к человеку безразличен, то и в таком случае речи о наказании не шло бы. Поскольку Бог есть Любовь, то именно любовь и является причиной того, что Бог наказывает. Кому-то такое может показаться странным. Но давайте просто подумаем о родителях, которые наказывают ребенка вовсе не потому, что не любят его, а чтобы воспитать и предостеречь от новых ошибок. Даже если ребенка очень сильно накажут, то это не будет говорить о нелюбви со стороны родителей. Также поступает Бог. Поэтому Божие наказание - это Его милость, это Его вразумление, это Его бесконечная любовь. И если человек принимает наказание именно так, то у него не возникнет даже мысли о том, что Бог его не любит. Но люди бывают разные и некоторые ведут себя как нашкодившие подростки, которые сильно наказаны и считают наказание непропорциональным преступлению, и видят в этом нелюбовь.
Слово наказание происходит от слова наказ - урок, научение, вразумление.
Бог наказывает за злодейство именно потому, что Он есть Любовь. Равнодушное невмешательство при виде злодейства называется не любовью, а подлостью.
Наказание свыше старец Иоанн (Крестьянкин) называл епитимьёй от Бога.
То, что Бог наказывает людей, это несомненная истина, имеющая многочисленные подтверждения в Священном Писании. Связано это с тем, что Он не только Любовь, но и абсолютное Правосудие. По выражению свт. Феофана Затворника, Бог «не милует неправедно, или когда оскорблена Его правда и неудовлетворена.. иначе милующая любовь будет поблажающею снисходительностью». Однако эти наказания бывают двоякого рода: воспитательные и карающие.
Воспитательные наказания являются наказаниями отеческими, врачебными, посылаемыми только для исправления людей, для удержания их от зла хотя бы страхом, для укрепления в добре и подобных целей (см. 1Кор.11:32; 1Петр.1:6,7; Иак. 1:12). Апостол, вместе с Соломоном (Притч. 3:11), наставляет верных не пренебрегать наказаниями Божиими: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня (παιδείας κυρίου), и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (παιδεύει); бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5-6). Посылая нам различные бедствия и скорби, Бог «подвигает нас к добру» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 26).
Второй вид наказаний связан со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его (Рим.2:6). В Писании обычно это выражается образами гнева и ярости Божией. Действие Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет. 2:4). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Крестная смерть Господа Иисуса Христа явилась исполнением Божественного правосудия, без чего было невозможным прощение наших грехов (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о четвертом члене Символа веры). «Наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5), – говорит Пророк. Наконец, Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδόντος ἐκδίκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:8), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 63).
А как же нас не наказывать? Нередко мы ведем себя недостойно такого Отца, поэтому Он и наказывает нас, чтобы мы потерпели какую-то скорбь и пришли в покаяние. Наказывает, но не чрезмерно, а с любовью. Если же каемся и перестаем грешить (в том числе и в своем сердце - гордостью и другими недостойными мыслями), то со временем и наказание сменяется милостью Божией.
В Библии говорится об этом так:
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. (Евр.12:4-11)