Уважаемые братия! Христос Воскресе!
Ранее в одной из тем было написано, что при крещении прощается первородный грех. В теме №97 "Таинство Крещения" написано также, что первородный грех прощается. Далее написано, что прощается личный грех. Первородный грех состоит из личного греха Адама и, как следствие, нарушения природы человека. Человек стал страстным, тленным и смертным. Поясните, пожалуйста, что все-таки прощается при крещении? Я вижу в указанном толковании противоречие. Мы не становимся при крещении бесстрастными, нетленными, бессмертными. В одной из тем прочитал, что первородный грех омывается. Это совсем не понятно. Грех становится чистым, но остается грехом, или совсем смывается. Прошу ответить однозначно и пояснить без общих слов.
С уважение, О.А.Грачев
2 Ответа
Митрополит Макарий (Булгаков) поясняет:
В своем учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, сам грех, и во-вторых, его последствия в нас.
Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией, то уклонение человеческой природы от закона Божия, и следовательно, от своих целей, которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас. “Первородный грех, - читаем в "Православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной", - есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы зачинаемся и рождаемся с этим грехом” (ч. 3, отв. на вопр. 20).
Разность только та, что в Адаме это уклонение от закона Божия и от своего предназначения было свободное, произвольное, а в нас оно есть наследственное, необходимое – с природой, уклонившейся от закона Божия мы рождаемся; в Адаме это был грех личный, грех в строгом смысле слова, – в нас это не есть грех личный, не есть собственно грех, но есть только греховность природы, получаемая нами от родителей; Адам и согрешил, т.е. свободно нарушил заповедь Божию, и сделался через то грешником, т.е. уклонил всю свою природу от закона Божия, – а мы лично не согрешили с Адамом, но сделались в нем и чрез него грешниками (непослушанием одного человека сделались многие грешными, Рим. 5:19), получая от него греховное естество, и являемся на свет по природе чадами гнева (Еф. 2:3).
Короче говоря, под именем прародительского греха в самих прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние природы, с которым и в котором мы рождаемся. Такое понятие внушает Православная Церковь, когда говорит в своем исповедании: “Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме; то как скоро он согрешил, согрешили в нем и все и стали в состояние греховное” (ч. 1, отв. на вопр. 24).
Под последствиями первородного греха Церковь разумеет те самые последствия, какие произвел грех непосредственно в них, и которые переходят от них на нас, каковы: помрачение разума, извращение воли и ее удобопреклонность ко злу, болезни телесные, смерть и прочие. <...>
Это различение первородного греха и его последствий надобно твердо помнить особенно в некоторых случаях, чтобы правильно понимать учение Православной Церкви. Например, Церковь учит, что крещение изглаждает, уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей; что через крещение мы выходим из греховного состояния, перестаем быть естеством чадами гнева Божия, т.е. виновными перед Богом, делаемся совершенно чистыми и невинными пред Ним, благодатью Духа Святого, вследствие заслуг нашего Искупителя; но не значит, чтобы крещение уничтожало в нас самые следствия первородного греха: удобопреклонность ко злу более, нежели к добру, болезни, смерть и другие, – потому что все эти означенные следствия остаются, как свидетельствует опыт и Слово Божие (Рим. 7:23), и в людях возрожденных.
Воистину Воскресе! В крещении нам прощается первородный грех и совершенные личные грехи, а также дается сила бороться с указанными Вами следствиями греха. Если мы не пользуемся этой силой, то грех вновь овладевает нами.
Советую Вам почитать книги святых отцов о святом крещении и его плодах. Например, эти три: "Путь ко спасению" свт. Феофана Затворника (первую часть), "Семь слов о жизни во Христе" св. Николая Кавасилы (особенно первые два слова, но и последующие важны), четвертое слово прп. Марка Подвижника.