Соле́я (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum – ровное место, основание; пол) – представляет собой внутренний элемент пространства храма, возвышенное место, расположенное перед иконостасом, простирающееся от северной части храма до южной, совпадающее по уровню с полом алтаря, что в некотором смысле слова делает солею частью алтаря, выходящую за иконостас. Существует множество вариантов исполнения солеи во внутренней архитектуре храма: высокая и низкая, с тем или иным количеством ступеней (обычно две или три). В новопостроенных храмах в России солея иногда не устраивается вовсе. Афонская традиция храмостроительства знает также очень узкие солеи в небольших храмах.
Солея в современном христианстве
Иногда утверждается, что в христианстве солея выполняет роль своего рода просцениума (просцений, проскений (лат. proscaenium, от др.-греч. προσκήνιον), то есть передней по отношению к зрителю части «сцены» (др.-греч. σκηνή). Такая организация храмового пространства является традиционной как для античной греко-римской архитектуры (и не только религиозной, но и светской), так и для религиозных культов древнего Ближнего Востока. Ветхозаветная Скиния в древнегреческом языке обозначалась тем же словом, что и «сцена» (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр; палатка»). Несмотря на то, что Скиния не имела солеи в нашем привычном для нас архитектурном смысле, можно утверждать, что святилище (то есть внутренний двор) скинии выполнял роль «солеи», как просцениума.
Организация пространства христианского храма предполагает наличие трех компонентов: алтаря с престолом и жертвенником, средней/центральной части и притвора. Солея в христианском храме выступает связующим звеном (как архитектурным, так и литургическим) алтаря и средней части.
Центральная часть солеи выступает в середину храма по направлению от Царских врат и называется «амвон» (от др.-греч. ἄμβων – «выпуклость, выступ, возвышение»).
Функционально солея делится на две части – боковые стороны солеи, как правило, предназначены для певчих и чтецов, центральная и амвонная часть солеи для священнодействий во время богослужения (малый и великий вход, выход священника и/или диакона для возглашения, причащение верующих и пр.).
Во время богослужения в боковых углах солеи, там, где располагаются чтецы и певцы, также хранятся богослужебные книги. В таких случаях солея нередко отделяется от центральной части храма крупной иконой в деревянном киоте.
Существует довольно много вариантов устройства солеи в православных храмах. В частности, солея и амвон могут отделяться от центральной части храма декоративной оградой, которая может быть металлической, иногда мраморной, гранитной или деревянной), а могут и не отделяться. При отделении солеи от основной части храма оградой, в ограде делается три калитки – одна на выходе с амвона и две по бокам напротив диаконских врат. Иногда помимо двух боковых калиток по бокам солеи можно наблюдать двери, которые ведут в трансепт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда»), то есть к боковым выходам из храма или в боковые нефы, на колокольню – также расположение дверей возможно лишь при определенных архитектурных решениях при строительстве храма и редко встречается. Солея может устилаться коврами или нет.
Как уже было отмечено выше, сообразно одному из толкований, солея является как бы просцениумом храма, а так как алтарная часть размещается выше основной части, то солея совпадает с уровнем алтаря. В некоторых случаях алтарь размещается высоко, и солея имеет ступеньки (по всей протяженности, в том числе и у амвона, или только с центральной и боковой части). Ширина ступенек подчас создает эффект многоуровневной солеи (напр. в кафедральном патриаршем храме Грузинской православной церкви Светицховели, или в Воскресенском соборе Николаевского благочиния г. Пугачева Саратовской области). Наиболее распространены одноступенчатые солеи. В редких случаях солея или отсутствует или настолько мала, что представляет собой, по сути, порог иконостаса, теряя свое функциональное значение.
Также, существуют локальные альтернативные конструкции солеи (напр. сербская или новгородская) предназначенные для кафедральных соборов. Амвон на такой солее может представлять собой круглую площадку в центре широкой солеи, занимающей до трети храмового пространства. В качестве примера можно привести Иверский собор Валдайского монастыря или храм святого Марка в Белграде.
Литература по теме
- Солея перед иконостасом архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский)
Комментировать