В православной иконографии жесты, цвета, предметы в символическом значении не носят безусловный характер.
Как и Священное Писание, икона имеет несколько методов толкования: буквальный, аллегорический, нравственный, духовный.
Как и Священное Писание, икона имеет несколько методов толкования: буквальный, аллегорический, нравственный, духовный.
Пространство | Пространство в иконе отображается при помощи:
|
Время |
|
Композиция | Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и её композиция, отличающаяся полнейшей завершенностью и отрешенностью от всего внешнего и своеобразной мелодичностью. Замкнутая композиция и ритмичность придают иконе отрешенный от земной жизни характер, противоположный грубому натурализму. |
Фон |
|
Свет |
|
Символика цвета | В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчеркивается другими изобразительными средствами. Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы. |
Символы святости |
|
Символика жестов |
|
Символика предметов |
|
Образы из Священного Писания |
|
Символы местонахождения | Указывая, так же как и пейзаж, на то, что происходящее в иконе действие исторически связано с определенным местом, архитектура всю полноту этого действия никогда в себе не вмещает. Она лишь служит для него фоном, ибо по самому смыслу иконы действие не замыкается, не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Поэтому событие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания. Событие перед пещерой – может значить в пещере. Два-три дерева может символизировать лес. Если мы сравним то, как передается в иконе человеческая фигура и как передается здание, то увидим между ними большую разницу: человеческая фигура, за редкими исключениями, всегда правильно построена, в ней все на своем месте; то же и в одежде. Архитектура же, как по своим формам, так и по их распределению подчеркнуто алогична. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т. д. Смысл этого явления в том, что архитектура – единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие — вне законов земной логики, вне законов земного бытия. |
Правая и левая сторона | Может указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах Страшного Суда. |
Символ приснодевства Богородицы | Три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и после Рождества Христова. |
Складки на одежде | Не случайны и беспорядочны, а подчиняются общей гармонии образа святого, их ритмичность подчёркивает и движение. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII–XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV–XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил. |
Положение фигур на иконе | Святые повернуты к нам прямо или на три четверти. Икона – средство для молитвенного общения, молясь, мы встречаемся со святыми лицом к лицу. Профиль означает отсутствие непосредственного общения и используется лишь в композициях, обычно у несвятых лиц – волхвов, пастухов. |
Животные |
|
Символика церковных Таинств |
|
Символика небесных тел | Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во «вселенском богослужении» и подчиняются воле Творца. В сцене Распятия почти всегда присутствуют два диска. Это знаки солнца и луны. |
Движение | Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. |
Одеяния | Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображен на иконе:
|
Символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы |
|
См. также:
Комментировать