Еврейский месяц начинается в середине месяца нашего календаря. Посев производится в ноябре и декабре, а урожай собирают в марте и апреле.
Счет месяцев | Месяц | Современный календарь | Упоминания в Библии | Праздники Израиля | |
---|---|---|---|---|---|
в священном году | в гражданском году | ||||
I | 7 | 1 Нисан (Авив) | март – апрель | Исх. 13:4; 23:15; 34:18; Вт. 16:1 | Пасха (Лев. 23:5), опресноки (Лев. 23:6), первые плоды (Лев. 23:10). |
II | 8 | 2 Ияр (Зиф) | апрель – май | 3Цар. 6:1,37 | Вторая пасха (Чис. 9:10-11). |
III | 9 | 3 Сиван | май – июнь | Есф. 8:9 | Пятидесятница (праздник урожая; Лев. 23:16). |
IV | 10 | 4 Таммуз | июнь – июль | ||
V | 11 | 5 Ав | июль – август | ||
VI | 12 | 6 Елул | август – сентябрь | Неем. 6:15 | |
VII | 1 | 7 Тишри (Афаним) | сентябрь – октябрь | 3Цар. 8:2 | Праздник труб (Лев. 23:24; Чис. 29:1), день очищения (Лев. 23:27), праздник кущей (Лев. 23:34). |
VIII | 2 | 8 Мархешван (Бул) | октябрь – ноябрь | 3Цар. 6:38 | |
IX | 3 | 9 Кислев | ноябрь – декабрь | Неем. 1:1 | Праздник обновления (Ин. 10:22). |
X | 4 | 10 Тебеф | декабрь – январь | Есф. 2:16 | |
XI | 5 | 11 Шеват | январь – февраль | Зах. 1:7 | Пурим (Есф. 9:24-32). |
XII | 6 | 12 Адар | февраль – март | Есф. 3:7 |
В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх. 13:4, 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц и т.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) – 3Цар. 6:1, афаним (месяц бурных ветров) – 3Цар. 8:2, и бул (месяц произрастания) – 3Цар. 6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем. 2:1), ияр, сиван (Есф. 8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем. 6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем. 1:1; Зах. 7:1), тебеф (Есф. 2:16), шеват (Зах. 1:7) и адар (Есф. 3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.
Гражданский год начинался и кончался осенью (ср.Исх. 23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Чис. 10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.
Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой – параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя – субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф. 28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» – понедельнику и т.д.
День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд. 7:19), а день – на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк. 12:38; Мф. 14:25) и вошло в употребление понятие «час» – двенадцатая часть дня или ночи (Мф. 20:1-8; Деян. 23:23).
См. также: ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Комментировать