«Семья – это таинство рая» — протоиерей <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Aleksij_Uminskij/' target='_blank' title='Алексий Уминский, протоиерей'>Алексий Уминский</a> <br><span class=bg_bpub_book_author>Протоиерей <a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.org/otechnik/Aleksij_Uminskij/' target='_blank' title='Алексий Уминский, протоиерей'>Алексий Уминский</a></span>

«Семья – это таинство рая» — протоиерей Алексий Уминский
Протоиерей Алексий Уминский

Семья – это таинство рая

Что такое христианская семья

Сегодня вопросы, что такое христианская семья и что такое брак, требуют серьезного осмысления. Я вижу у нас на приходе много молодых людей, которые запутались и не понимают, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в «Домострое», другие – в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди на приходе очень часто смотрят вокруг себя в поисках пары, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье, и боятся, как бы не ошибиться, ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.

Второе, что усугубляет эту проблему, – неразделение понятий: что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Это можно назвать целью мусульманской, буддистской, любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному, и не имел в виду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви. Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти (Быт. 2:23). Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только о восприятии рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье поставить такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические проблемы государства. У Церкви другие задачи. Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь, – страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью – вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье как о малой Церкви должно звучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Семья – это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении к другому. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У отца Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность и малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию – очень серьезный духовный, аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А от стереотипов в семейных отношениях надо избавляться. Я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И многодетность не должна ставиться как задача, обязательная к исполнению, ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее вопросы стоят, и никуда нам от них не деться.

Осуществление супружеских отношений – вопрос личной и внутренней свободы супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн, о скверне, если отношения освященны венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же, наоборот, добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое интимные отношения низводит до животных отношений.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, сказавший, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – это отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому, что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в XIX веке и никогда не обсуждается ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник, чтобы люди, собирающиеся жениться, ставили перед собой цель – любить по-настоящему, хранить и умножать любовь, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Читать далее…

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage