Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Мир празднует наступление нового года, новолетие. Разные народы делают это в разные моменты годового круга. Начинается новый виток Земли вокруг Солнца, новый цикл времен года. Человечество так привыкло праздновать новый год, а в России ХХ века — особенно, что даже не возникает вопрос: а что, собственно мы празднуем? Обычно мы привыкли праздновать исторические события, то, что нам кажется достойным воспоминания из прошлого нашей страны или человечества. В древности люди праздновали преимущественно природные явления, повторяющиеся ежегодно и связанные с сельскохозяйственным циклом.
Конец зимы, начало весны — посевная, осень — сбор плодов, радость от прибавления дня после зимнего солнцестояния и т. п. Кое-какие подобные языческие праздники так или иначе мы признаем и теперь (например, Масленица). Однако христианство сделало решительный переворот в календаре праздников: чисто природные явления вытиснились праздниками «смысловыми», историческими, хотя часто хронологически они приурочивались к чисто природным датам. Мы вспоминаем события жизни Спасителя, имеющие универсальное значение для жизни мира, празднуем дни памяти святых. По этому же принципу сложился и светский календарь. Новый год, пожалуй, единственный атавизм «природности», не осмысленный в рамках религиозных или культурных идей. Если вдуматься, что мы переживаем, то мне кажется, что, прежде всего, обновление. Мы всегда хотим начать сначала: сделать новую попытку, не повторить ошибок, ухватить, наконец, судьбу за хвост и добиться своего, а может быть, просто ждем чего-то нового… Во всем этом есть своя правда. Человек как центр тварного мира, соразмерен в каком-то смысле, этому миру. Цикличность происходящих в мире явлений свойственна и человеку. Рост растений связан с обновлением. Так же и человек. Человеку Господь дает возможность начинать как бы сначала много раз в жизни, и каждый цикл может быть новым этапом нашего личностного возрастания. Это желание обновления и делает каждый новый год значимым событием в жизни любого человека, христианина и не христианина. И все-таки высшие достижения человеческого опыта, представленные в Ветхом Завете, говорят, что этот путь не выводит человека на принципиально новую высоту. Екклесиаст утверждает: испытав все, не будет ничего нового под солнцем, все повторится и вернется на круги своя, а все дела наши – суета и не имеют никакого окончательного смысла, течение времени неотвратимо несет нас к смерти и только. И, тем не менее, Церковь отмечает новолетие, освящает его своей молитвой. Ответ на вопрос, что же Церковь святит в этот день, мы находим в сегодняшнем евангельском чтении.
Оно повествует о том, как Христос в родном Назарете пришел в синагогу проповедовать и прочитал отрывок из пророка Исайи об исцелении сокрушенных сердцем, освобождении пленных, прозрении слепых, т.е. пришествии времени Господня благоприятного. Эти мессианские слова пророка говорят о наступлении нового эона, новой смысловой, духовной эры жизни мира. То время, о котором с такой пронзительной безнадежностью говорит Екклесиаст, минуло. Начинается время Господне, эпоха, где правят уже не законы естества, а воцаряется единственный истинный Царь – сам Господь. Он, замысливший и создавший этот мир, Своим особым отныне присутствием вносит в него окончательный смысл и правду. И далее Иисус свидетельствует о Себе: «Ныне исполнилось писание сие». Его приход в тварный мир переменяет его радикально. Перемена эта касается не внешних обстоятельств жизни человека, а его сердца, Царство Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Церковь в своем подлинном бытии и есть это Царство, каждый христианин призван стать подданным истинного Царя. Подданство это не похоже на подданство в государстве. Христос говорит: Я – Лоза, а вы – ветви. Апостол Павел уподобляет Церковь живому телу, глава которого – Христос. Это единство жизни Бога и человека, а через него и всего тварного мира. И это новое Царство уже приблизилось, наступило, и мы призываемся к жизни в нем. Отныне в бесконечной текучести времени присутствует и нечто, не подвластное изменению и потому неизбежной смерти, ибо все изменяющееся когда-то начинается и когда-то кончается.
Таким образом, новолетие, в христианском понимании, учит нас не забывать о нашем духовном призвании, не о частичном и частном обновлении, какое ежегодно происходит в естественной жизни, а о всецелом и полном обновлении нас самих и всего мира во Христе. Аминь.
Комментировать