Ирина Степанова
Пение на подобны

Про систему осмогласия (пения на 8 различных церковных напевов - гласов) знает каждый, даже самый начинающий певчий. Также известно, что каждый из 8-ми гласов может иметь различные варианты напевов для исполнения стихир, тропарей и ирмосов. А если певчий пришёл на клирос, не зная гласовых напевов, ему обязательно придётся с ними познакомиться - регент, наверняка, даст такому певчему соответствующие пособия для изучения, либо отправит на певческие курсы. И последнее будет даже лучше, потому что на курсах новоиспеченный церковный певчий обязательно узнает не только про гласовые напевы, но и про подобны, которым и посвящается данная статья.

На реальном же клиросе редкой будет ситуация, когда регент поставит условие певчему помимо гласов, выучить ещё и подобны. Может быть, некоторые читающие сейчас тоже задают себе вопрос: «а что такое подобны?». Я хорошо помню, когда я только начинала петь на клиросе и гласы уже знала, то как-то я спросила про один из напевов, на который мы часто на литургии пели «Достойно есть». Мне ответили, что «это на подобен 2-го гласа». Я тогда не поняла, что за подобен, какой подобен, а мне лишь показали на ноты того самого подобна, на мелодию которого пели «Достойно есть». А что такое подобен и с чем его едят мне было совершенно не понятно.

Лишь позже удалось в полной мере познакомиться с таинственными подобнами, и случилось это именно на певческих курсах.

Так что же такое подобен?

Подобен (греч. προσόμοια - очень сходное, весьма похожее) - богослужебное песнопение, мелодия и метрика которой подобны другой богослужебной песни. Хочется в это определение ещё добавить, что распевается подобен также на определенный глас. То есть у каждого из 8-ми гласов помимо самих гласовых мелодий существуют ещё дополнительные мелодии (самоподобны). Другая богослужебная песня, на которую похож подобен, носит название «самоподобен», потому что она была написана изначально, а все остальные тексты, которые поются на её напев, должны быть подобны ей.

Самоподобен (греч. αύτόμελον) - богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику и мелодию и выступающее образцом для других. Логичен вопрос, в каких же случаях нужно петь стихиру на обычный гласовый напев и в каких на особый (подобен)? На это нам указывают богослужебные книги (Октоих, Минея, Триодь).

Чтобы не запутаться, рассмотрим на примере. Перед воскресными стихирами Октоиха 1-го гласа на великой вечерни есть указание лишь на глас 1: «стихиры воскресны осмогласника, глас 1». Посмотрим службу святому в Минее, например, целителю Пантелеимону (Минея, 27 июля). Перед стихирами на «Господи воззвах» есть указание на глас 4 и далее «подобен: Званный свыше». Тем самым Минея указывает, что стихиры великомученику поются подобно, как составлен мелодически и метрически самоподобен «Званный свыше». Или пролистаем данную службу до стихир «на Хвалитех» - там также есть указание на глас 8 и пение стихир подобно мелодии самоподобна «О, преславного чудесе!».

Либо возьмем будничный Октоих, глас 2 четверг. На «Господи воззвах» видим снова указание на глас 2 и подобен «Егда от древа Тя». Пролистнём первые три стихиры и перед следующими видим указание (в случае отсутствия стихир Минеи), что они поются на «глас и подобен тот же». То есть не только глас такой же, но и подобен. Тем самым сами богослужебные книги как бы идентифицируют в плане значимости гласовые напевы и напевы подобнов. Они не делают различий, что гласы должны петь обязательно, а подобны как хотите. Они дают достаточно императивные указания, как в отношении гласов, так и подобнов.

Так почему же на практике мы позволяем себе отступать от этих указаний? Почему мы будем считать ошибкой спеть глас 5-й вместо указанного 8-го и не будем считать таковой, спеть глас 1-й вместо гласа 1-го подобна «Небесных чинов»?

Безусловно, в ответе на этот вопрос нужно учесть ещё некоторый момент. Напевов подобнов гораздо больше, чем гласов. У каждого гласа их может быть несчётное количество. Изначальные мелодии (самоподобны) некоторых из них даже найти будет затруднительно. Может быть, для этого нужно ездить по далеким монастырям, сохранившим ещё традиции пения на подобны и искать там. И то не факт, что нам на блюдечке с голубой каёмочкой принесут ноты нужного напева. Впрочем, максимально возможную такую работу проделала Абрамова А.А. и результаты этой работы изложены в ее пособии «Толковое осмогласие». Придётся ещё попотеть и на слух самому запомнить или записать на ноты.

Кстати, ведь самые известные мелодии подобнов именно так и сохранились и дошли до нас. Это был чей-то труд. И что же теперь, мы не ценим этот труд и пренебрегаем им?

Петь абсолютно всегда на все подобны согласно указаниям богослужебных книг действительно может стать затруднительным. Но было бы неплохо выучить и петь на самые распространенные из них.

Таковыми являются следующие:

Глас 1:
«Небесных чинов»
«О, дивное чудо!»

Глас 2:
«Егда от древа»
«Доме Евфрафов»

Глас 4:
«Дал еси знамение»
«Званный свыше»
«Яко добля»

Глас 5:
«Радуйся Живоносный Кресте»

Глас 6:
«Все отложивше»
«Тридневен воскресл еси»

Глас 8:
«О, преславного чудесе»

Гласы 3-й и 7-й, как одни из самых редких, не имеют особо распространенных напевов подобнов.

Некоторые из мелодий подобнов имеют сложную структуру и на них трудно спеть текст без нот. Для их пения придётся больше поработать, найти необходимую стихиру в нотном варианте или набрать самим.

Но мелодии всех остальных указанных выше подобнов достаточно просты и легко поются на тексты стихир, так же как и гласы, не требуя для себя обязательного нотного набора. Петь такие мелодии для средней квалификации церковного певчего не должно составить особого труда.

Скажу больше, их петь даже часто легче, чем гласы, поскольку стихиры, которые на них исполняются, уже изначально задуманы для пения на такие мелодии и составлены так, что их удобно петь на эти мелодии. Например, самоподобен 8-го гласа «О преславного чудесе» содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1-я и 2-я повторяются в начале стихиры, затем следуют 3-я и 4-я, снова 1-я, 2-я и заключительная 5-я.

«О, преславнаго чудесе, / живоносный сад, / Крест пресвятый / на высоту возносимь является днесь. / Славословят вси концы земнии, / устрашаются демонския полки. / О, каковый дар земным даровася! / Имже, Христе, спаси души наша, // яко Един Благоутробен».

Всего 9 строк. По такому принципу должна быть спета каждая стихира на данный самоподобен. Вернёмся к стихирам влмч. Пантелиимону на «Хвалитех». К сожалению, встречается неправильное разделение стихир в Минее. В данном случае они поделены лишь на 8 строк, так петь будет неудобно. Здесь регенту придётся или заранее проверить разделение и исправить либо быстро реагировать своими ловкими ручками в процессе пения.

Неправильность разделения стихир является лишним показателем нашего незнания подобнов, даже самых распространенных.

Так почему же редко можно услышать в храмах прекрасные мелодии хотя бы самых известных подобнов?

Отчасти ответ на этот вопрос, как мне кажется, заключается в элементарной человеческой немощи (если мягко), и лености (если грубо). Если восемь гласов певчии выучить ещё в состоянии, то учить дополнительные мелодии этих гласов требует дополнительной затраты сил и времени. Регенты часто тоже на этом не настаивают и осведомившись у певчих, знают ли они подобны, скорее всего, просто при отрицательном ответе не будут заставлять учить их, и пение ограничится только пением на обычные гласовые мелодии. Причина, правда, может и заключаться в личной незаинтересованности регента петь на подобны.

Но чем указания того же Октоиха о пении конкретной стихиры на, допустим, глас 2 отличается от указания пения иной стихиры на глас 2, подобной «Егда от древа»? Октоих указывает, эти стихиры пойте на глас 2, а эти нужно выделить особым напевом того же гласа, чтобы подчеркнуть музыкально значимость текста, привлечь особое внимание молящихся к прославляемому святому/событию.

Ведь не спеть на подобен вопреки указаниям Октоиха - это по сути то же самое, что спеть глас 7-й вместо гласа 3-го, если указан глас 3-й.

Я не призываю регентов быть жёсткими и заставлять учить подобны во что бы то ни стало под угрозой изгнания с клироса. Я призываю лишь пытаться привить певчим любовь к подобнам, объяснить, что это необходимо так же как и гласовые песнопения (ведь с этим певчие спорить не будут). А главное, объяснить почему. Здесь снова встает вопрос о необходимости воцерковления певчих, они должны душой понимать, что они поют.

Ситуации разные бывают. Есть храмы (сельские, например), где и гласы-то с трудом выучить могут, поскольку певчих как таковых нет, и их функции выполняют более менее подходящие на эту роль бабушки.

Речь идет больше о хорах, состоящих из профессиональных певчих (не обязательно с образованием) - людей, способных и поддающихся обучению. Ведь наверняка Вы, уважаемые регенты и певчие, посвящаете много времени на спевках, чтобы выучить некое авторское песнопение и тем самым внести разнообразие в службу. Почему же часть этого времени не посвятить основам, и не выучить мелодии подобнов. Это способно внести не меньше разнообразия.

Хочется обратить внимание, что часто очень много времени уделяют музыкальности и разнообразности неизменяемых песнопений (те, которые повторяются из службы в службу). Пение на подобны же относится в первую очередь к стихирам, то есть к изменяемым песнопениям. Представьте, Вы поете стихиры святому, и стихиры эти могут быть еще раз спеты, может быть, только через год. Как же их не выделить музыкально? Почему не сделать акцент на тексте, оформив его в особую музыкальную обложку? Но не просто в музыкальную обложку по собственному усмотрению, а как на это указывают древнейшие церковные тексты. Таким оформлением Вы привлечете внимание молящихся к празднуемому событию. «103 псалом», «Блажен муж», «Свете тихий» люди слышат каждую воскресную всенощную, а вот текст стихиры, в которой прославляется празднуемый в данный конкретный день святой, на следующей службе уже не прозвучит. Зачем же тогда, вместо того, чтобы музыкально приукрасить стихиру, мы наоборот словно спешим быстрее пропеть «стихирки», а весь свой талант вложить в следующее за ними неизменяемое песнопение, выставив напоказ наши исполнительские способности, спев, к примеру, «Великое славословие» Архангельского. Какая цель преследуется в данном случае? Не наша ли гордость и тщеславие заставляют нас так поступать? Мы хотим показать себя, вот слушайте и восторгайтесь, какие сложные песнопение мы можем петь. А при исполнении на подобны, конечно, наши личные способности будут скрыты, мелодия же простая, что там петь. Но мы ведь не концерт поём, наша цель слиться в едином пении для молитвы и петь «единым сердцем и едиными усты», а не выставлять напоказ исполнительские способности каждого отдельного певчего на своей партии.

Только не подумайте, что я против авторских песнопений. Нет и нет. Просто необходимо находить нужный баланс и того и другого и не загонять незаметные стихирки в дальний угол, а наоборот выделять их тексты, применяя свой музыкальный талант. Если мелодии подобнов настолько просты, то Вам не составит большого труда их выучить.

Господь благословит Ваш труд!

https://vk.com/doc-113824747_437259374?hash=f410be45ca52ee49c3&dl=d87f8fea4cfc9d0111

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka