Диакон (или священник) берет в руки дискос, на котором лежат частицы, вынутые в память Богородицы, святых и в поминание живых и усопших, и погружают их в Чашу. При этом произносит слова:
Отмый (отмой. – рус.), Господи, грехи зде поминавшихся Пречистой Твоею Кровию, молитвами всех святых.
Просфорные частицы, наполняясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам людей, за которых они принесены.
Примечательно, что молитву эту, очень важную, и само действие – погружение частиц в Кровь Христову – должен по Уставу совершать не священник, но именно диакон. Размышляя над этим, замечательный русский литургист святитель Афанасий (Сахаров) говорит:
«“Отмый, Господи”, – произносит низший из священнослужителей – диакон. Очевидно, Церковь рассматривает это возглашение не столько как молитву, как прошение, где нужно сильное предстательство иерарха или иерея и на что диакон не имеет полномочий, а как исповедание своей твердой веры, глубокой уверенности в том, что так именно и будет, что Господь по силе великой Евхаристической Жертвы, по неложному заверению апостола о великой очистительной силе Крови Сына Божия, и по молитвам святых Своих исполнит ее прошение об омовении грехов поминаемых, непременно исполнит и уже начинает исполнять в момент погружения в Божественную Кровь частей просфоры, изъятых в память живых и усопших. Таким образом, возглашение “Отмый, Господи” является как бы засвидетельствованием уже совершающегося факта и потому может быть произнесено и диаконом».
Причастие и окончание Литургии
Все фотографии галереи