Па́мять Бо́жия –
1) богословское выражение, указывающее на Божественное всеведение, на совершенное знание Им всего, что когда-либо происходило, происходит, может или имеет произойти;
2) непрестанное молитвенное памятование при трудах и занятиях о Божественном присутствии, всевидении и вседействии.
***
Память Божию можно определить как жизнь человеческого духа, возлюбившего своего Бога и стремящегося к постоянному единению с Ним. Это единение и эта жизнь осуществляются через исполнение Его заповедей, в особенности Его заповеди о молитве, через раскрытие в себе евангельской воли.
«Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобретать навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь под оком Божиим, проникающим всю глубину вашего сердца и все внутренние движения ваши видящим. Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить перед Богом» (свт. Феофан Затворник). Но в то же самое время – постоянное повторение краткой молитвы не всегда есть память Божия: вне искреннего искания Бога всей жизнью оно будет бессильным и бесплодным покушением на невозможное.
«Сообразно с заповедию, – говорит св. Григорий Синаит, – должно предпочитать всему заповедь всеобъемлющую – память Божию, о коей говорится: Помни Господа Бога твоего всегда (Втор.8:18). Ибо отчего гибнем, противоположным тому и сохранены быть можем. Губит же нас забвение Бога, мраком покрывая заповеди и обнажая нас от всякого добра». «Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге, ибо написано:возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего (Втор.6:5), то есть, не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь и приверженность к Нему» (преп. Макарий Великий. Д I, 241).
Нам все кажется, что наше отношение к Богу законно исчерпывается исполнением некоторых нравственных правил и прослушиванием церковных служб. Но Богу нужны не наши «правила», а наша любовь. Милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13). Когда же в отношении нас – больных, слабых и занятых своими делами – возникает требование любви к Богу, мы, догадываясь, что это дело гораздо труднее и страшнее, чем привычное исполнение некоторых нравственных и обрядовых норм, что это открывает перед нами иной, божественный мир, – ужасаемся и отступаем. «Это не для нас, – говорим мы, – это выше нас». Если мы будем откровенны, то скажем: «Мы этого боимся и не хотим».
В сказаниях про Антония Великого есть такой рассказ: «Пришли однажды какие-то братия к св. Антонию, и говорят ему: дай нам наставление, как спастись. Старец отвечал им: вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас. Но они сказали: мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать. Тогда старец сказал им: в Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф.5:39). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал: если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну. И этого не можем, отвечали те. Если и этого не можете, сказал старец, по крайней мере, не платите ударом на удар. Братия сказали: и сего не можем. Тогда св. Антоний сказал ученику своему: приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хочете, то что я вам сделаю?» (Д I – 121).
С.И. Фудель, «Путь отцов»
Цитаты о памяти Божией
«Корень молитвы память Божия с теплою верою и чувством к Богу. Возбуждать это в вашей власти, – и долг ваш есть».
свт. Феофан Затворник
«Везде и во всех делах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небе и на земле, и в доме твоем, побуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы: всякое Божие создание любовь Его к нам свидетельствует. Видя это создание Божие, пользуйся этим и говори себе так: это есть дело рук Господа Бога моего и ради меня оно сотворено […] Всякое событие и всякая вещь может и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего и показать тебе любовь Его к тебе так, что и само наказание Его от любви Его к нам бывает, как в Писании: Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр.12:6). Помни же везде, и во всяком событии, при любых обстоятельствах, имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, чтобы не быть Ему неблагодарным; забвение Благодетеля – явный знак неблагодарности».
свт. Тихон Задонский
Литература по теме
- Слово о поучении, или памяти Божией свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О памятовании Господа при всех житейских хлопотах свт. Феофан Затворник
- Памятование о Боге схимон. Иосиф Ватопедский
Комментировать