Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Рославль)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в городе Рославль построен в 1854-1886 годах в псевдорусском стиле на средства рославльского купца П. Т. Вехова. Храм имеет Митрофановский (1858) и Петропавловский (1859) приделы.


История[править | править код]

Историческое изображение

18-го июля 1849 года на имя Тимофея, Епископа Смоленского и Дорогобужского, от Рославльских купцов 2-й гильдии Павла Вехова и 3-й гильдии Антона Шевердина было подано прошение, в котором они изъясняли, что

«сограждане их, живущие на так-называемой Юрьевской горе, по речку Глазомойку, будучи чрезвычайно удалены от приходских своих церквей так, что некоторые находятся расстоянием от одной до двух верст; и быв лишены во всякое грязное и непогодливое время, а особенно в течение страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, почти всякой возможности находиться при богослужении»  имеют нужду в новом храме. 

В прошении было указано, что просителями уже изготовлено до 50 кубов саженей бутового камня, лесной материал, и более 300000 кирпича на устроенных ими кирпичных заводах, и предположено с открытием весны будущего года, начать постройку трех-престольного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, святых верховных апостолов Петра и Павла и святителя Христова Митрофана Епископа Воронежского. После проведения необходимого исследования вопроса и составления плана и фасадов новой церкви, епископом Тимофеем в июне 1850 года в Святейший Синод был подан рапорт.

31 августа 1850 года Департамент искусственных дел препроводил в Департамент проектов и смет проект новой церкви, который был, однако, отклонен ввиду «неблаговидности фасадов» и отправлен на доработку. В итоге начало строительных работ пришлось отложить. Они начались лишь в 1854 году.

По окончании строительных работ и устройстве иконостасов храм был освящен: придел в честь святого Митрофана — 20 ноября 1858 года (3 декабря по н. ст.), придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 27 июня 1859 года (10 июля по н. ст.). В 1886 году церковь была полностью обновлена и освящена. Новоосвященный храм вошел в градское благочиние.

Храм имел прекрасный, изящной работы золоченый иконостас. Считается, что он был самым лучшим иконостасом среди провинциальных церквей. Рославльский уроженец академик живописи Афанасий Ефимович Рокачевский подарил храму две иконы своей работы — Спасителя и Божьей Матери. Чтимым образом в этом храме являлась Иерусалимская икона Божьей Матери. Первоначально она находилась в Малороссии, затем была привезена в Рославль помещиком Гречиковым и помещена в его доме. Вскоре дом был продан помещику Садовникову. Икона тоже перешла к новому владельцу. Садовников продал дом рославльскому мещанину Исидору Зубову, который завещал эту икону строившемуся тогда храму Рождества Богородицы и передал ее П. Т. Вехову. По окончании постройки Павел Тимофеевич поместил икону в храме.

На приходе действовала одноклассная церковно-приходская школа, открытая в 1896 году. При ней была библиотека для внеклассного чтения. При самом храме тоже существовала библиотека для народного пользования. В библиотеках были собраны пре­имущественно святоотеческие книги и церковная периодика.

Широка была миссионерская деятельность прихода. В пользу сторонних мест и учреждений собирались денежные средства. Они направлялись на содержание училища девиц духовного звания; на сооружение православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско; на благоустройство церквей Рижс­кой епархии; на улучшение быта православных паломников в Палестине; на лечение неимущих лиц духовного звания и др. Эти факты говорят о том, что приход храма Рождества Богородицы вносил значительный вклад в общественно-духовную жизнь города Рославля и Смоленской епархии в целом.

После 1917 года церковь Рождества Богородицы оставалась дейс­твующей, и лишь в 1937 году была закрыта решением облисполкома.

Церковь действовала с 1940-х до начала 1960-х годов, а затем была вторично за­крыта и передана на нужды хозяйственного склада. 30 августа 1960 года поста­новлением Совета Министров РСФСР храм был включен в число памятников истории и культуры СССР. Реставрационные работы с того времени в ох­раняемом памятнике не проводились.

Современное состояние[править | править код]

По благословению Митрополита Кирилла в начале 1991 года в Рославле стал решаться вопрос об открытии прихода на Юр-горе. Проводились народные собрания в поддержку регистра­ции прихода, писались прошения и заявления о передаче храма на баланс Смоленской епархии. В Рославле была создана комиссия из представите­лей власти, общественных организаций и интеллигенции для рассмотрения поднятого вопроса. Решением комиссии, утвержденным главой городской администрации, в октябре 1991 года здание храма Рождества Богородицы было передано в пользование Русской Православной Церкви.

Первая служба, которая состоялась в возрожденном храме — благодарственный молебен — была совершена при большом стечении народа. Из двух действующих церквей города шли крестные ходы, возглавляемые настоятелями. В центре города они объединились и на­правились по улице Ленина к храму Рождества Богородицы. После молебна в храме начали регулярно совершаться литургии.

Здание церкви постепенно стало преображаться. Груды отвалившейся штукатурки с элементами ценной лепнины, выбитые стекла, бурьян вокруг храма — таков был изначальный вид переданного верующим памятника архитектуры. Начался ремонт храма: первое, что было сделано, — это перекрыта крыша на четверике и установлены пять глав с вы­золоченными крестами. Основной первоначальный ремонт здания храма включал такие работы: храм внутри был оштукатурен, проведено газовое отопление, перекрыта трапезная часть и алтарная апсида, поставлена ограда, собран коллектив, создан хор. В храме регулярно совершались службы (и даже зимой, хотя там долго не было отопления). Для храма был написан образ Иерусалимской Божьей Матери местным художником В. М. Климовым.

В 1996 году продолжились работы по восстановлению храма: был установлен центральный иконостас, смоленскими мастерами были написаны для храма первые иконы.

Описание[править | править код]

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Рославля. Возведен он на гранитном цоколе из красного кирпича. Архитектурный стиль — псевдорусский.

В плане храм образует латинский крест. Основной объем композиции составляет двусветный четверик храма.

С запада расположена колокольня (трехъярусная), а сам храм украшен пятиглавием (разрушено во время Великой Отечественной войны, восстановлено в начале 1990-х гг.) Все фасады храма украшены декором, довольно скромным, характерным для церквей псевдорусского стиля. Окна арочные, обрамлены плоскими широкими наличниками. Интересной и довольно редкой чертой оформления фасадов являются перевернутые арки под окнами. Центральное пространство храма перекрыто куполом, жертвенник и диаконник — крестовыми сводами.

Четырехстолпная трапезная имеет трехнефную композицию. Интересной особенностью церкви является решение ее интерьера в духе ренессансно-барочной традиции — с купольным средокрестием, базиликальным характером трапезной и развитым лепным убранством. Основную роль в декоре играют различной формы филенки. Но особенную красоту придают лепке головки херувимов, вплетенные в общий орнамент лепнины. Стены трапезной были окрашены масляной краской, своды расписаны сюжетами на библейские темы. Живопись сохранилась только в трапезной части храма на центральном крестовом своде: Господь Саваоф, два архангела и серафим. Следует отметить, что церковь Рождества Богородицы была и осталась самым красивым храмовым зданием города. Вертикаль ее колокольни подчеркивала линию шпилей Благовещенского собора и Духо-Николаевской церкви (ныне не существуют).

Приделы

Главный придел храма освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы (престольный праздник — 21 сентября, н.ст.), левый — в честь свт. Митрофана, епископа Воронежского (престольный праздник — 6 декабря, н.ст.), правый — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (престольный праздник — 12 июля, н.ст.)

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ