Че́хия (чеш. Česko, МФА (чешск.): [ˈʧɛskɔ]), официальное название Че́шская Респу́блика (аббревиатура ЧР; чеш. Česká republika (аббревиатура ČR), МФА (чешск.): [ˈʧɛskaː ˈrɛpuˌblɪka]) — государство в Центральной Европе. Официальный язык — чешский. Население — 10 512 419 чел. (2013). Столица - Прага.

Крупнейшие города

Православие в Чехии

Православие в Чехии представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии (Пражской и Оломоуцко-Брненской), 88 приходами и несколькими монастырями. Предстоятелем Церкви является архиепископ Пражский Иоаким (Грди).

История христианства на территории Чехии начинается в IX веке, когда здесь были с миссией святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Впоследствии эти земли подчинялись Римско-католической церкви, и только в XIX веке начали возникать первые православные приходы (Русской православной церкви). В 1921 году была создана Чешская православная епархия Сербской церкви, которую возглавил епископ Горазд (Павлик) и в которую вошла часть Чехословацкой гуситской церкви. После Второй мировой войны чешские православные вместе с русскими эмигрантами перешли в юрисдикцию Московского патриархата от которого в 1951 году получили автокефалию.

История

Миссия святых Кирилла и Мефодия

Начало христианству на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века, когда на эти земли пришли проповедники с Греции, Валахии и Германии. Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства.

В 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846—870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Патриарха Константинопольского Фотия, для этого дела были избраны учёные братья Константин (Кирилл) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана азбука — глаголица, переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Православной Церкви. Все это способствовало массовому крещения народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии, святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополя. Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку.

Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси.

В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Риме умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл.

Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабию. Святитель вышел на свободу только через два с половиной года.

После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравии папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплён и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Велокоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой, его жена Людмила и двое их сыновей. Мефодий провёл в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент, Наум и Ангелар пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь.

Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала XII века, а в Восточной Словакии не прерывалось никогда.

После изгнания святого Мефодия и его учеников в конце IX века память об их миссии в Чешских землях не была уничтожена. Здесь всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения.

Восточный обряд в Римско-католической церкви

В 1346 году моравский граф, впоследствии чешский король и император Священной Римской империи Карл IV, обратился к римскому папе Клименту IX с просьбой о разрешении осуществлять в разных местах Чешского королевства славянское богослужение. Папа высказался против этой идеи, но, исходя из конкретной ситуации и благодаря личной дружбе с Карлом, дал согласие на открытие в Праге Эмауского монастыря, в который были поселены монахи из Хорватии, подчинявшиеся Римскому престолу и осуществляли богослужение на славянском языке. Монастырь был открыт в 1347 году и получил название «На Слованех». Он играл особую роль в духовной жизни чехов XIV— XV веков.

Гуситская церковь и православие

Стремление к большей независимости и в частности к возрождению славянского богослужения привело в начале XV века к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году, Чехия вышла из повиновения Римско-католической церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы.

Известно, что гуситы искали союза с Православной церковью. В 1451—1453 годах в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских «утраквистов» (или «подобоев», которые ратовали за причащения под обоими видами) с Православной церковью. В 1451 году Константинополь посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелика, представивший от имени чехов «Книгу веры». Исповедание гуситов было признано вполне православным и Константинополь обещал прислать в Чехии православное духовенство. Завоевания Константинополя турками в 1453 году прервало начатые переговоры. Гуситы стал после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI веке вошли в союз с немецкими протестантами.

Первые православные верующие

Первые православные после раскола с Римской церковью появились в Чехии благодаря сербам, словакам и карпатороссам.

В революционном 1848 году в Праге состоялся Славянский съезд, во время работы которого 4 июня сербский священник Павел Стоматович с диаконом Никанором Гружичем совершил Божественную литургию на церковнославянском языке перед каменной скульптурой святого Вацлава (Вячеслава) в Нове Месте в Праге (территория нынешней Вацлавской площади). Во время этой Литургии возносились молитвы о духовном пробуждении славянских народов.

В 1870 году после Первого Ватиканского собора группа чехов из 12 человек обратилась к петербургскому митрополиту Исидору с просьбой воссоединить их с Православной церковью. Чин присоединения было совершено в Александро-Невском соборе Санкт-Петербурга в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1870 году.

Православные храмы Русской православной церкви

В начале 1860-х годов Пражский магистрат предложил передать Русской православной церкви пустой храм святого Микулаша (Николая) на Староместской площади, ранее принадлежавший ордену славянских бенедиктинцев. В 1874 году состоялось освящение этого храма, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы). Наличие православного храма в центре чешской столицы способствовало знакомству с православием этнических чехов. В конце XIX — начале XX века были также открыты русские храмы в Франтишковых Лазнях, Карловых Варах и Марианских Лазнях.

Православные чехи

В 1867 году в Волыни на льготных условиях была основана чешская земледельческая община. К началу XX века сюда переселилось около 30 000 чехов, из них 27 000 приняли православие. Многие из них, вернувшись в Чехию, остались православными.

В 1903 году в Праге было создано общество «Православная беседа», включавшее в себя 27 членов. На основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. Австрийская власть расценивала интерес к православию как политическую неблагонадёжность, которая могла перейти в «панславизм» и «русофильство», и поэтому каждый случай массового перехода в православие расследовала полиция.

В 1905 году православие приняло 104 чешских старокатолика, во многом благодаря Русской православной церкви. По переписи 1910 года в Чехии насчитывалось 1063 православных.

Преследования во время Первой мировой войны

После начала Первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у Православной церкви. Российский священник Николай Рыжков, служивший настоятелем храма, в 1917 году был приговорён к смертной казни по обвинению в государственной измене. Этот приговор не был приведён в исполнение только потому, что российское правительство согласилось обменять отца Николая на униатского митрополита Андрея Шептицкого, попавшего в плен после взятия русской армией Львова. Получив свободу, отец Николай Рыжков выехал в Петроград, где и умер в 1920 году.

Чешская православная епархия

В 1921 году произошло возрождение Чехословацкой гуситской церкви, которая сначала также желала объединения с Православной церковью. После переговоров с Сербским патриархатом был рукоположён епископ Горазд (Павлик). Впоследствии большая часть гуситской церкви пошли путём самоизоляции и отказа от апостольской преемственности, а епископ Горазд с меньшинством создал Чешский православную епархию в юрисдикции Сербской православной церкви. Во время Второй мировой войны он был убит фашистами, а православные подверглись преследованиям.

Юрисдикция Константинопольского патриархата

В 1923 году в Константинополе был рукоположён во епископа Пражского Савватий (Врабец). Его юрисдикция действовала параллельно с юрисдикцией Сербской, а впоследствии Русской церкви. Он умер в 1959 году, после чего эта юрисдикция прекратила существование.

Автокефальная церковь

После войны Чешская православная епархия, как и юрисдикция русских эмигрантов, перешли к Московскому патриархату, от которого в 1951 году получила автокефалию. Первым предстоятелем был Елевферий (Воронцов). Однако акт провозглашения автокефалии Чехословацкой церкви не был признан Константинопольским Патриархатом, который продолжал считать её автономной в своём подчинении.

После краха коммунистической системы до конца 1992 года стал очевидным скорый распад Чехословацкой федеративной республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный собор Чехословацкой православной церкви, проходивший 11-12 декабря в Прешове, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако, в соответствии с новой политической ситуацией, было принято решение об изменении официального наименования Церкви. Отныне она стала называться «Православная Церковь в Чешских землях и Словакии». Был принят новый Устав Церкви, по которому единый Митрополичий совет была разделён на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и митрополичий совет Словакии в Прешове. Предстоятелем Церкви отныне мог быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Пряшевской. Едиными для всей Церкви остались Священный Синод и Поместный Собор. Пряшевской собор 1992 года принял решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора Кирилло-Мефодиевской миссии среди славян. Торжества по случаю канонизации проходили 29-30 октября 1994 в Прешове и Брно.

1 января 1993 года Чехословацкая Республика разделилась на два государства — Чехию и Словакию, на территорию которых распространяется каноническая власть единой поместной Православной церкви.

27 августа 1998 года Константинопольским патриархом Варфоломеем был издан «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной Церкви в Чешских землях и Словакии», который рассматривается Чехословацкой церковью скорее как акт признания Константинополем автокефалии, полученной в 1951 году от Русской православной церкви.

Современное состояние

Каноническое православие на территории Чехии представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии: Пражской и Оломоуцко-Брненской.

Предстоятелем Церкви является архиепископ Пражский Иоаким (Грди). Оломоуцкую епархию возглавляет Симеон (Яковлевич). Митрополит Христофор (Пулец) пребывает на покое. На территории Чехии действуют 82 прихода, а православных верующих насчитывается 23 000 человек. Кафедральным собором Пражской епархии и основным православным храмом Чехии является Собор святых Кирилла и Мефодия. Число православных христиан в Чехии со временем растёт.

Неканонические юрисдикции на территории Чехии практически отсутствуют. Есть сведения лишь об одном приходе и миссии греческой старостильной юрисдикции «Синода противостоящих».

Святые

Святыни

Мощи древнехристианских святых в Чехии находятся в католических храмах.

ПРАГА.

Кафедральный собор св. Вита. Мощи:

  • мч. Вит (?) (IV в.) (десница),
  • благ. кн. мч. Вячеслав (Вацлав) Чешский (Х в.).

Музей в бывшем храме св. Георгия в Пражском Граде. Мощи:

  • равноап. кн. Людмила Чешская (IX в.) (доступ к мощам закрыт).

Часовня Всех Святых в Пражском Граде (закрыта для посетителей). Мощи:

  • прп. Прокопий Сазавский (Чешский) (XI в.).

Д. СВАТИ-ЯН-ПОД-СКАЛОУ (ок. 20 км. к юго-западу от Праги, близ Бероуна). Храм св. Иоанна Предтечи. Мощи:

  • прп. Иоанн Чешский (IX в.) (часть мощей).

Монастыри

Основные монастыри Чехии

Женский монастырь святых Вячеслава и Людмилы Чешских (Лоденице)

Монастырь святых Вячеслава и Людмилы разместился в замке, некогда бывшим семейной усадьбой богатого пражского предпринимателя и превратившегося в руины. После получения замка Православной церковью Чешских земель и Словакии были проведены колоссальные по объему работы и в январе 2014 года здание монастыря было освящено. Ранее монастырь располагался недалеко от Карловых Вар в селе Лоучки. Насельницы (игуменья Валентина, монахини Марионнила и Лидия, послушница Ольга) монастыря приехали из Закарпатья, подвизались они еще в Чумалевском Свято-Введенском монастыре.

Адрес: Plzeňská 51, 267 12 Loděnice u Berouna CzechRepublic

Телефон: +420 776 447 331; 608 861 815

Церковная лавка: +420 731 914 022, + 420 731 913 847

Подробнее...

Женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вилемов)

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы расположен в городке Вилемов, который находится в Чешской республике. За долгие годы своего существования этот женский монастырь стал одним из основных центров православия в традиционно католической Чехии. Расположенная в тихой местности, обитель стала местом уединения для небольшой православной общины.

Своей архитектурой комплекс монастырских сооружений объединяет традиции культового зодчества различных стран Восточной Европы. Аскетичное оформление и белизна стен придают зданиям монастыря легкости и возвышенности, а черепичный купол колокольни многовековые патриархальные традиции. Основу внутреннего убранства составляет богато украшенный деревянный алтарь, а часть окон оформлены витражами.

Адрес: Czech Republic, Olomouc District, 783 22 Vilemov 159

Тел.: +420 585 349 015, 608 838 994

Подробнее...

Мужской монастырь священномученика Горазда (Грубая Вербка)

Монастырь посвящён священномученику Горазду, епископу чешских земель принявшему мученическую кончину в 1942 году, во время Второй Мировой войны.

Монастырь основан в 1992 году, в месте рождения этого великого святого и новомученика и расположен в живописной деревушке Груба Врбка среди холмов Белых Карпат, недалеко от моравско-словацкой границы.

Монастырь был основан епископом Оломоуцким Христофором с благословения его духовного отца архимандрита Наума. Был куплен один домик, затем другой, устроена часовня.

Первым настоятелем стал архимандрит Кирилл (Поспишил), который приложил много усилий для сбора пожертвований на строительство храма. Первая служба в нём была совершена 4 сентября 1992 года, в день памяти святого Горазда Чешского.

Адрес: 696 73 Hrubá Vrbka 194, Czech Republic

Телефон: +420776730812

Подробнее...

Храмы

Православные храмы Чехии

Видео

Ссылки

Официальный сайт Православной церкви Чешских земель и Словакии

Паломнический отдел. Пражская православная епархия


Подкатегории

В этой категории отображается 7 подкатегорий из имеющихся 7.