Курга́нская о́бласть — субъект Российской Федерации, расположенный в южной части Западно-Сибирской равнины. Входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр - город Курган.
Распространение христианства в Сибири и, в частности, на территории современной Курганской области началось одновременно с присоединением ее к России, с походов Ермака, который имел в своих отрядах подвижную часовню с иконами и священнослужителей. С постепенным освоением Сибири увеличивалось количество русских поселенцев.
Заселение Сибири одновременно совершалось и в христианском отношении через сооружение часовен, церквей и монастырей. Там, где русские ставили острог или укрепление, - они строили церковь, а там, где основывали город, - возводили еще и монастырь. Одними из первых на территории Зауралья были основаны Успенский Далматовский монастырь (1644 г.), Рафаиловский монастырь (1651г.) и заимка Устюжского монастыря (1668 г.) на р. Исеть; Богоявленская церковь г. Катайска (1660-1670-е гг.), храм Святой Троицы в селе Маслянское (1700г.), Флоро-Лавровская церковь в крепости Белоярской (1711 г.), Кирилловская церковь в селе Кислянском (1721 г.), Богоявленский храм с. Усть-Миасское (1728 г.), церкви в селах Черемуховском и Усть-Суерском (1733 г.).
С 1620 г. в Сибири была учреждена особая епархия с кафедрой в г. Тобольске, который с 1590 г. был назначен вместо Тюмени главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, а с 1721г. (после учреждения в Иркутске отдельной епархии) Тобольскими и Сибирскими. В 1782 г. после реформы местного управления Тобольская губерния была разделена на уезды, среди которых был и Курганский. Курган получил статус уездного города. В соответствии с этим была преобразована и церковно-административная система; появляется Курганский духовный заказ.
К началу XIX века территория современной Курганской области входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. До середины XIX века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины.
В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года.
За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов.
Православный собор Курганской и Шадринской епархии Русской православной церкви, первая каменная постройка города Шадринска.
Собор заложен в 1771 году с благословения епископа Тобольского Варлаама. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский. Строительство собора велось в два этапа: конец XVIII века — строятся здания храмов, в 1820—1821 годы — колокольня.
С 1929 по 1970 годы собор претерпел значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни собора. В то же время наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы собора.
В 1771 г. в с. Белоярское была построена деревянная церковь (в настоящее время здесь расположена усадьба Завьялова Сергея Павловича). Но простояла она не долго – сгорела. На сходке, жителями села было принято решение о строительстве новой кирпичной церкви. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки. Почтенные старцы съездили в с. Карачелку, где в то время велось строительство церкви. Со строителями договорились, что по завершению строительства они приедут в с Белоярское и построят там церковь. Вот почему эти церкви так похожи.
В архиве Пермской епархии (куда якобы обращался Григорий Дмитриевич Чепелев) есть сведения о строительстве церкви в 1771 году, но эта дата строительства деревянной церкви. Это произошло потому, что кирпичную церковь назвали как и деревянную – Флора – Лавровская, в память о Святых Флоре и Лавре, покровителях скота, точнее коневодства. Икона Св. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих «страниц» в истории мировой живописи.
Адрес: 641027, Курганская область, Щучанский р-он, с. Белоярское
Деревянный храм был заложен в 1788 году. Через четыре года был разобран и перенесен за город на кладбище, где снова был устроен и освящен во имя мучеников Флора и Лавра. На его месте в 1793 году был заложен фундамент под строительство каменного двухэтажного храма. В 1796 году престол нижнего храма был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Строительство верхнего храма было завершено в 1802 году, престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рост численности прихожан диктовал необходимость расширения храма и в 1845 году как с южной, так и с северной стороны были заложены каменные двухэтажные приделы. В 1848 году в нижних храмах были установлены иконостасы, в 1849 году южный придел освящен в честь Рождества Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, северный - во имя Пророка Божия Илии.
Адрес: 641800, Курганская область, г. Шадринск, ул. Пионерская,д. 42
Самостоятельный приход в деревне Частоозерской появился в 1823 году с назначением 15 октября этого года штата священно- и церковнослужителей, а церковные документы заведены с 1824 года. Состав Частоозерского прихода в первые годы существования неизвестен.
Возведение каменной церкви с колокольней в селе Частоозерском было начато, очевидно, в середине 1820-х годов и велось тщанием прихожан. Основные строительные работы были завершены к 1830 году, а окончательная отделка храма была окончена к 1832 году, когда он был снаружи оштукатурен.
Престол в церкви был устроен один и освящен во имя Рождества Христа Спасителя. Между 1895 и 1912 годами в храме был устроен второй престол – в честь Успения Божией Матери.
Адрес: 641570, Курганская область, с. Частоозерье, ул. Октябрьская, 138
Век с четвертью стоит на Шадринской земле Воскресенский храм. Назван он в честь праздника Воскресения Словущего, который отмечается 13 (26) сентября каждого года, посвященного памяти освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сегодня этот иерусалимский храм всемирно знаменит тем, что на включенный в его стены Гроб Господень каждый год в Великую Субботу исходит благодатный огонь, от которого зажигают светильники и развозят по всему миру как свидетельство об истинности нашей православной веры. Воскресением СЛОВУЩИМ праздник называется потому, что он только "СЛОВЕТ", то есть слывет, воскресением, в отличие от собственно Воскресения Христова (Пасхи).
Строился храм с 1872 по 1880 год в качестве кладбищенской церкви, приписанной к Спасо-Преображенскому собору. В сравнении с другими храмами города он казался небольшим.
Адрес храма: 641882, Россия, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Комсомольская, д. 51
Как гласит предание, однажды, крестьяне на окраине своей деревушки у берёзового пня обнаружили икону Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. После этого икона несколько раз была уносима с крестным ходом в Маслянскую церковь, но каждый раз невидимо уходила на прежнее место. На том месте, где неоднократно появлялась икона, пробился родник. Слух об этом чуде разошелся далеко по всей России. Был поставлен огромный, в несколько саженей высоты, крест. После этого деревню стали называть «Кресты».
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Крестовском был построен на средства прихожан при особом участии купца В. С. Иванова. Перестраивался в конце ХIХ века (пристроены боковые приделы и колокольня).
Адрес: Россия, Курганская область, Шадринский район, село Крестовское
После очередного восстановления разоренной набегами кочевников Утятской слободы в середине 1690-х гг. здесь была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. С середины XVIII столетия церковь называется Богоявленской. Вероятно, это связано с тем, что в это время храм переносился на другое место, которое, по преданию, было указано явленной в 1749 г. иконой Николая Чудотворца. При этом он был перестроен в двухпрестольный с главным престолом в честь Богоявления Господня и придельным во имя Святителя Николая.
В 1781-1785 годы на средства прихожан была выстроена и освящена новая церковь, также с двумя престолами: в главном холодном храме – Богоявленским, в теплом приделе – Николаевским. Деревянная колокольня, первоначально находившаяся отдельно от храма вне ограды, к 1805 г. была пристроена к самой церкви с устройством перед ней паперти. На колокольне размещались 6 колоколов.
Адрес: 641404, Курганская область, Приобольный р-он, с. Утятское
Дом паломника при Свято-Успенском Далматовском мужском монастыре
Может принять до 80 человек. Срок проживания до 7 дней. Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00 ч. Групповые заявки паломников с организацией питания и ночлега принимаются за 2 недели по телефону +7 352-52-3-17-06.
Адрес: Россия, Курганская область, г. Далматово, ул. Советская, 194
Гостиница для паломников при Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре с. Чимеево
Принимает паломников на срок от одного до трех дней (дольше только по благословению настоятеля). Может принять до 30 человек.
Паломники могут приезжать группами и по одиночке, но заранее предупредив по телефону о своем приезде.
При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность (паспорт, военный билет и др.).
Монастырь также принимает трудников.
Адрес: Россия, 641354, Курганская область, Белозерский р-н, с. Чимеево
Странноприимный дом при Свято-Николаевском храме г. Шадринск
Принимает паломников и путешествующих. Рассчитан на 30 человек. Проживание бесплатное.
При обращении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, военный билет и т.п.).
Адрес: Россия, 641800, Курганская область, г. Шадринск, ул. Пионерская, 42
Православная смена детского лагеря "Аврора" Кетовский район
Действует с 2007.
Проводится в июле. Продолжительность смены 21 день. Может принять до 40 детей. Путевка бесплатная.
Обращаться в епархиальный отдел религиозного образования.
Адрес: Россия, Курганская область, Кетовский р-н
Телефоны: +7 (3522) 42-18-18
Свято-Троицкий православный детский палаточный лагерь с. Колташово
Действует с 2007.
Проводится в июле. Продолжительность смены 21 день. Принимает детей от 10 до 16 лет. Может принять до 100 человек. Стоимость путевки 3000 рублей.
Обращаться в отдел по делам молодежи Курганской епархии.
Адрес: Россия, Курганская область, Кетовский р-н, с. Колташово
Телефоны: +7 (912) 978-70-87
Фото
Богоявленский собор
Храм Святого Духа
Храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»