Великий Новгород
Общее описание
Объективно
Областной центр в 550 км к северо-западу от Москвы, 180 км к югу от Санкт-Петербурга, на р. Волхов. В 6 км от Новгорода находится озеро Ильмень . Население около 230 тыс. человек.
Субъективно
Великий Новгород не похож ни на один другой город. Он и правда великий. Понять причину этого ощущения трудно. Да, древнейшие, своеобразные, подлинно русские храмы. Да, люди светловолосые, настоящие русские… или викинги. Да, нагромождения великой истории на каждом шагу. Это всё?
Возможно, особенность города и в независимости его людей. Конечно, он зависим от туристов. Иностранная речь звучит здесь едва ли не чаще русской. Но новгородцы не побираются. Только стоит в кольчугах, с боевыми топорами и мечами пара удалых молодцов: сфотографироваться с ними – за деньги, а порубиться на мечах, вероятно, – бесплатно.
Почти весь правый придел Софийского собора – раскрытая усыпальница: обнажены места захоронений, совершавшихся в течение тысячи лет. Здесь хорошо постоять и задуматься. В мире немало мест, где можно видеть древние камни и фрески. Но мало где на такой тесной площади упокоилось столько святых. Причём многие ложились сюда просто «по должности», будучи местными архиереями. Просто жили люди, служили Богу, выполняли свой долг. А восстали святыми. Из новгородских архиереев вышло 19 святых.
История возникновения Новгорода описывается в летописи "Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжить и откуда началась русская земля".
Для знакомства с Новгородом необходимо не менее двух-трех дней.
История города
Новгородцы и варяги
История возникновения города Великий Новгород теряется в глубине веков. Согласно одной из легенд, в незапамятные времена место для основания города выбрали братья Словен и Рус при помощи гадания; поначалу город назывался Словенском, а второй брат основал Русу (теперь Старую Руссу). О городе с названием, похожим на «Новгород», упоминал ещё в VI в. готский историк Иордан. В русских летописях Новгород упоминается впервые под 859 г., и с тех пор считается вторым по значению городом Руси после Киева. Хотя не сами ли новгородцы сделали Киев первым?
В первой русской летописи, озаглавленной: «Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжить и откуда началась русская земля», рассказывается, что новгородцы долго терпели от нападений варягов, однажды прогнали их, но в 862 г. по приглашению самих новгородцев вождь варяжского племени русь Рюрик стал новгородским князем; его товарищи Аскольд и Дир пошли на юг к Царьграду, но по пути овладели Киевом и осели в нём. Автор летописи утверждает, что от названия этого варяжского племени и пошли русские. Но историки не считают эту мысль бесспорной, так как летописец жил двумя веками позже.
В 882 новгородско-варяжское войско под предводительством князя Олега и малолетнего сына Рюрика Игоря совершило поход из Новгорода по Ловати и Днепру, в результате которого Олег подчинил Киев, убив Аскольда и Дира, и сделал его столицей Руси. После Олега в Киеве княжил Игорь.
Игорь (Ingvar) и Олег (Helgi) – имена скандинавские.
Городище
Судя по результатам раскопок, Новгород IX века находился в 2 км выше кремля по течению р. Волхов , на противоположном берегу, в малолюдном теперь месте, именуемом Городище. Именно здесь поселился Рюрик . В течение нескольких веков тут находилась княжеская резиденция и вершился суд. Здесь жил и Александр Невский со своим двором.
Ещё долго после строительства в кремле Софийского собора и перемещения туда центра Новгорода (Нового города), в старом городе – Городище – происходили важные события. Московский князь Иоанн Васильевич III судил в Городище новгородцев. А Иоанн Васильевич IV (Грозный) в Городище пытал и казнил их…
Из княжеских построек на Городище до нашего времени сохранилась только церковь Спаса на Нередице (1198). (Нередица – приток Волхова). Поначалу вокруг церкви был монастырь, но потом он пришёл в упадок, и храм стал приходским. Вплоть до Великой Отечественной войны храм оставался едва ли не единственным, в котором фрески XII в. не были сбиты или закрыты более поздними росписями. Церковь ремонтировали, фрески закрепляли, и множество художников, паломников и любителей искусства со всей страны стекались полюбоваться ими.
Во время Великой Отечественной храм был превращён в руины. Художник И. Грабарь назвал его одной из наиболее значительных культурных потерь СССР в этой войне. Но уже в 1945 г. реставраторы установили над развалинами шатёр и начали разбирать завалы. К концу 1950-х гг. храм восстановили, благодаря прежде сделанным обмерам. В восточной части удалось даже сохранить некоторые фрески – образ Петра Александрийского и «Питание пророка Илии вороном».
Проезд. С автовокзала на автобусе №186. 3 рейса в день. Поскольку автобусы ходят редко, традицией стало ходить к Нередице пешком.
Крещение Новгорода
Владимир был сыном воинственного киевского князя Святослава (сына князя Игоря и княгини Ольги), который с варяжско-славянской дружиной «воевал» и хазар, и прикавказские народы, и Болгарию на Дунае; после поражения от византийцев на обратном пути из Болгарии был убит печенегами (974).
Византийцев, с которыми сражался Святослав, поражали языческие обычаи варяжско-славянского братства: вместе с мужчинами яростно сражались их жёны, павших русские сжигали в лунные ночи, убивая в жертву пленных и собственных младенцев…
Владимир Святославович был призван на княжение новгородцами ещё в детском возрасте; с ним в Новгород пришёл его дядя и воевода Добрыня. После смерти Святослава Владимир поссорился с братом (от другой матери), киевским князем Ярополком, из-за полоцкой княжны Рогнеди, на которой оба они хотели жениться. Владимир с войском из новгородцев, шведов и чуди завоевал Полоцк, убил князя Рогволода и женился на его дочери Рогнеди, а потом взял Киев и убил Ярополка. Эти и другие кровавые деяния Владимир совершил, ещё будучи язычником. Владимир умножил число идолов в Киеве, и послал своего дядю Добрыню в Новгород установить Перуна над Волховом.
В 988 г., уже будучи киевским князем, Владимир крестился с именем Василия и получил в жёны сестру византийского императора Анну. Он снова направил Добрыню в Новгород, чтобы свергнуть Перуна и крестить новгородцев. С ним отправились первый киевский митрополит Михаил в сопровождении шести епископов. Новгород, удалённый от Византии, был менее подготовлен к принятию христианства, чем Киев. Один из языческих бунтов был подавлен тысяцким Путятой. Новгородцы говорили: «Добрыня крестил огнём, а Путята – мечом».
Князь Владимир известен под именем Святого.
Экономика Новгорода
Город стоял на важном водном пути, связывавшем Балтийское море с Чёрным и Каспийским. Благоприятное расположение помогло Новгороду стать одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Европы. Могущественный Ганзейский торговый союз городов Северной Европы зародился из торговли Новгорода с островом Готланд; естественно, Новгород был полноправным членом этого союза, в который входили такие богатые города как Любек, Брюгге, Лондон. Сохранился договор новгородцев с немцами и готландцами, заключённый около 1195 г., – своего рода уголовный кодекс, действовавший в отношении иностранных купцов и послов в Новгороде и новгородских купцов и послов за границей.
Правда, земля Новгорода была скудна. Крестьяне в Приильменье кормились не столько землёй, сколько водой, т. е. рыболовством; на земле работали в основном женщины. Поэтому хлеб в Новгород завозили с юга через Новый Торг (Торжок). Благосостоянию города способствовали и колонизаторские походы новгородцев. В начале XIII в. новгородцам платило дань население чудской земли до Балтийского моря. Самая восточная колония Новгорода – Вятка – находилась недалеко от Урала. Новгород представлял собой федерацию, объединявшую в себе западных славян, восточных славян и финно-угорские племена.
Новгород был одним из самых благоустроенных городов Европы. Новгородские мостовые (деревянные) на два века старше парижских. Уже в XI в. в новгородских окнах появились стёкла, хотя и мутные (в городах победнее богатые люди пользовались пластинами слюды). Уже в XII в. в Новгороде действовали водопровод и канализация.
О том, как богат был Великий Новгород, можно судить по тому, что в 1118 г. князь Владимир Мономах вызвал в Киев и заточил новгородского сотника Ставра – не за грабёж, в котором тот участвовал, а за то, что похвалялся своим несметным богатством: «Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? у меня де, Ставра боярина, широкий двор не хуже города Киева: – а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболей, пол, середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».
Посетивший Новгород в 1413 г. фламандский рыцарь Гильбер де Лануа писал: «Внутри упомянутого города живёт много больших господ, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землёй в 200 лье длины (около 900 км), богаты и могущественны удивительно».
Ярославово дворище
На правом берегу Волхова, напротив кремля, радует глаз созвездие храмов. Это – Ярославово дворище. В XI в. здесь стоял дворец Ярослава Мудрого, на денежном дворе чеканилась монета.
Многие древние постройки были снесены в 1570 г., когда Иоанн Грозный начал строить здесь Государев двор. Но двор сгорел недостроенным.
Старейший из храмов, находящихся на дворище, – собор Николая Чудотворца или Николо-Дворищенский, построенный в 1113-1136 гг. сыном Владимира Мономаха Мстиславом Великим в благодарность за исцеление, которое он получил от иконы свт. Николая. Собор отреставрирован на средства Ганзейского союза нового времени, в который входит Новгород. Собор не действует.
К северу от собора находится церковь Параскевы Пятницы (1207). Именно здесь, на площади перед собором и церковью Параскевы, собиралось вече. Созывалось вече битьем в специальный колокол; говорили – «сзвонить вече».
Западнее Никольского собора расположены церкви Жен Мироносиц и Прокопия, построенные в XVI в. купцами Сырковыми. Аркада, отделяющая Ярославово дворище от Волхова, – остаток гостиного двора XVII в.
На Ярославовом дворище, в древних церквях и в Воротной башне Гостиного двора расположены экспозиции и выставки Новгородского музея-заповедника. В частности в пристройке Никольского собора – выставка «Изразцы в собрании Новгородского музея».
Торг
Вокруг Ярославова дворища располагался Торг. Во время расцвета, в середине XV в., на нём стояло более 1500 лавок – одежных, суконных, сермяжных, сапожных, кожевенных, овчинных, шубных, льняных, ременных, пушных, котельных, скорняжных, мыльных, серебряных, иконных, красильных, пирожных, хлебных и др. К пристаням («вымолам») причаливали сотни русских и иностранных купеческих судов. Гаральдов вымол принадлежал норвежским купцам, Немецкий – немецким, Иванский – русским.
На Торгу до Великой Отечественной сохранялось множество древних зданий; почти все они были разрушены бомбами и снарядами. Сохранились церковь Георгия на Торгу, церковь Успения на Торгу, построенная в 1135 г. и переделанная в 1458-ом, а также церковь Иоанна Предтечи или Ивана на Опоках, построенная корпорацией купцов-вощаников «Иванское сто»; это была первая купеческая корпорация, за право вступления в неё нужно было заплатить 50 гривен (10 кг) серебра. Храм служил купцам также палатой мер и весов: здесь хранились эталоны «локтя иванского» (которым меряли сукно) и «гривенки рублёвой» (мерой веса), а также весы.
Правобережная сторона Новгорода, на которой находится Торг, называется «Торговой», а левобережная с Софийским собором – «Софийской».
Новгородская республика
Слово «вече» означало на Руси любое совещание. Новгородцы с 1136 г. взяли волю выбирать себе князя на вече, которое собиралось на Ярославовом дворище. С каждым новым князем они оговаривали круг его полномочий и величину доходов (своего рода зарплату). Власть делилась между князем и посадником, которого также выбирали «лучшие люди» на вече. Даже суд вершить и волости отдавать в управление новгородский князь обязан был только в совещании с посадником. Если князь переставал нравиться, новгородцы его изгоняли. Вообще князь был нужен Новгороду главным образом как судья, военачальник и дипломат.
Новгородцы выбирали на вече не только князя, посадника и тысяцкого, но и архиепископа. Такой способ правления получил название «Новгородской республики». А сами новгородцы называли свой город так: «Господин Государь Великий Новгород».
Одним из плодов вольницы было рекордное число междоусобных войн, в которых участвовал Новгород: в период с 1055 по 1228 г. историки насчитали 121 столкновение. Следующий за Новгородом по числу междоусобиц Киев за тот же период пострадал от них лишь 23 раза. Брать в руки оружие мужчинам в те времена приходилось часто: «Кто против Бога и Великого Новгорода?».
После реформы 1416-1423 гг. вместо посадника появился Совет Господ. Фактическим главой новгородской республики стал архиепископ. Он участвовал во всех переговорах с главами других государств, он благословлял на начало войны и на заключение мира; его казной выкупались пленные, спасались голодные во время бедствий. Новгород этого периода порой сравнивают с Венецией, которой правил Совет Дожей; а порой – с Ватиканом, только территория папы была несравненно меньше земель новгородского архиепископа.
Берестяные грамоты
Огромное значение для понимания быта и культуры древней Руси имело открытие берестяных грамот – древнейших памятников русской письменности. Берестяные грамоты – это письма и записки, которые выдавливались железным, бронзовым или костяным «писалом» на березовой коре. Первые грамоты были обнаружены в Новгороде при раскопках в 1951 г. Так поздно до них докопались потому, что глубина культурного слоя великого города достигает 12 м.
С тех пор найдено уже 973 грамоты (всего в России – около 1040), из них до 50 грамот – XI века. Содержание грамот – распоряжения феодалов слугам, судебные иски, жалобы крестьян, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, частная переписка, ученические упражнения и шутки.
Сопротивление язычества
При князе Глебе Святославиче, который княжил в Новгороде с 1177 г., язычество было ещё так распространено, что волхв, который хулил христианство и выдавал себя за бога, сумел поднять в Новгороде мятеж. Новгородцы даже хотели убить епископа; тогда епископ вышел к народу с крестом и сказал: «Кто хочет верить волхву, тот пусть идет к нему, а кто верует во Христа, тот пусть идёт ко кресту». Верность Христу показал только князь Глеб с дружиной, а весь город собрался на стороне волхва.
Тогда князь Глеб подошёл к волхву и спросил у него: «Знаешь ли, что будет завтра утром или вечером?» «Всё знаю», – самоуверенно отвечал волхв. «А знаешь ли, что будет нынче?» «Нынче, – обещал волхв, – я сделаю большие чудеса». Тут князь вынул топор и зарубил колдуна. В этом коротком диалоге князь показался народу более убедительным.
В музеях Новгорода можно увидеть примеры двоеверия – амулеты с изображением змеиных голов на одной стороне и ликов святых на другой.
Окольный город
Во времена расцвета республики город был окружён высоким валом и рвом. Вал сохранился до наших дней. Обширность древнего города, о которой свидетельствует величина этого кольца, поразительна – его длина около 10 км. Причём уже в конце XIV в. Новгород перестал умещаться внутри Окольного города и вышел за его пределы.
По валу шла деревянная стена с многочисленными башнями. Некоторые из башен были каменными; сохранилась лишь одна из них – Белая или Алексеевская.
Культурное значение Новгорода
Единственными носителями и распространителями культуры многие века оставались храмы и монастыри; а Новгород был окружён десятками монастырей. Из Новгорода введут своё происхождение Остромирово (1057) и Мстиславово (XII в.) Евангелия, сборник гражданских и церковных установлений – Кормчая книга (1280).
Усилиями св. Александра Невского вместе с Новгородом от монгольского разграбления были спасены остатки русской культуры. Академик Д. С. Лихачев сказал: «Огромнейшее всемирное значение имело то, что… Новгород, избежав разгрома, сохранил для России русскую культуру… в пору экспансии, нашествия новгородцы отстояли свою независимость, свое национальное культурное обличье. На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, тем, что мы – русские».
В богатых городах особенно развиваются искусства; а в городах древней Руси большинство искусств служили Богу и Церкви. На всю Русь славилось златное шитьё Евфимиевской мастерской и множества мастерских при монастырях Новгорода. О развитии этого искусства в Великом Новгороде говорит то, что на раках многих его святых находилось по 5-6 искусно шитых золотом покровов вместо одного. Образцы этого шитья можно увидеть в музеях кремля.
Ушкуйники
Ушкуи – это самые крупные суда, которые знали русские в XIII-XIV вв. Они имели одну мачту, были речными или морскими (с палубой на носу и корме). Новгородские ушкуйники были наследниками скандинавских викингов. Ушкуйники обычно происходили из новгородской, смоленской и московской голытьбы, но предводительствовали ими опытные воеводы; ушкуйники были хорошо экипированы (кольчугами и панцирями) и вооружены (саблями и арбалетами) на деньги новгородских купцов, с которыми после походов ушкуйники делились добычей. Былинный Василий Буслаев был не кем иным, как главарём ушкуйников.
Если разбой викингов прекратился в XI в., после крещения норманнов королём Олафом, то грабительские походы новгородских молодцов на ушкуях продолжались ещё не один век. Доставалось и пионерам этого промысла: в 1320 г. ушкуйники разграбили норвежскую область Финмарнен, в 1323 г. – область Халогаланд. В 1360 г., задолго до Ермака, ушкуйники проникли в Сибирь и ходили по Оби до самого Ледовитого океана.
Но чаще ушкуйники ходили в места тёплые и богатые – вниз по Волге. Не раз опустошали Кострому, Нижний Новгород. Сила ушкуйников была такова, что их боялись и ханы. 1-2 тыс. удальцов, налетев на 70-200 ушкуях, несколько раз грабили город Болгар возле Казани, саму Казань, дважды – в 1374 и 1375 гг. – опустошали столицу Великого хана Сарай. Монголы и татары редко решались вступать с ними в открытый бой. Так, когда в 1375 г. после взятия Сарая ушкуйники пришли к Хазторокани (Астрахани), хан Салгей немедленно заплатил дань, затребованную грозными гостями. Но во время пира, устроенного ханом для русских, пьяных и потерявших бдительность ушкуйников перебили.
В 1386 г. Великий Новгород был наказан Димитрием Донским за то, что ушкуйники разграбили Кострому – один из центров торговли с Востоком; пограбив восточных купцов, ушкуйники подвергли риску мести русских купцов, путешествующих на Восток. В карательном походе Димитрия на Новгород участвовали рати десятка русских княжеств. Когда Димитрий отправил новгородских послов, просивших мира, ни с чем, новгородцы, готовясь к осаде, сожгли посады, пригородные монастыри и укрылись за стенами Окольного города. Но им всё-таки удалось купить мир, заплатив Димитрию 8000 рублей и пообещав поймать виновников.
Конец независимости
Раздражённые растущей зависимостью от Москвы, новгородцы старались продемонстрировать свою свободу в мелочах. Давали приют мятежному князю Димитрию Шемяке. Скупали земли под Ростовом. Обижали приезжих москвичей.
К 1470 г. Великий Новгород заключил договор с правителем Речи Посполитой Казимиром, по которому Новгород поступал под власть Казимира, а тот обязывался охранять Новгород от Москвы. Иоанн Васильевич направил новгородцам мягкое увещевание. Новгородцы в ответ кричали на вече: «Мы не отчина великого князя! Великий Новгород извека вольная земля! Великий Новгород сам себе государь!». Они с позором отправили назад великокняжеских послов. Иоанн Васильевич направил новых послов с новым кротким увещеванием. Безуспешно.
Только в мае 1471 г. Иоанн III решил действовать оружием. Разгромив новгородский отряд на берегу Ильменя, москвичи отрезали пленным носы и губы и в таком виде отпускали домой. 13 июля новгородское войско, состоявшее из ремесленников и рыбаков, было разбито наголову на берегу р. Шелони.
Увидев, что Казимир на помощь не идёт, новгородцы запросили пощады. Снисходя к их мольбам и ходатайству московского митрополита Геронтия, князь простил Новгород, отняв у него часть земель.
В 1475 г. Иоанн Васильевич использовал внутренние новгородские неурядицы, чтобы явиться в Новгород и нарушить новгородские судебные традиции. Великокняжеский суд проходил на Городище. А когда в 1477 г. вече казнило троих новгородцев, Иоанн двинулся на Новгород, чтобы раз и навсегда показать Великому Новгороду его место в Московском княжестве.
Вместе с москвичами идти на Новгород пришлось и тверичам, и псковичам, и новоторжцам. Вражеские отряды уничтожали поселения и жителей новгородской земли. Окружённый со всех сторон Новгород не мог состязаться с такой силой. Московский князь лишил Новгород многих земель, обложил новгородцев данью и привёл их к присяге на верность себе. Этой присягой новгородцы обязались, в числе прочего, доносить на каждого, от кого услышат что-нибудь о великом князе – плохое или хорошее. 15 января 1478 г. вечевой колокол был снят и увезён в Москву вместе с 300 возов добычи; провожая колокол, новгородцы плакали.
Год спустя новгородцы снова обратились к Казимиру и прогнали великокняжеских наместников. На этот раз город был подвергнут осаде и артобстрелу. А когда он сдался, около 150 заговорщиков были казнены. Тысяча богатейших семей была переселена из Новгорода в другие города. Ещё 7000 семей зимой погнали в ссылку; по дороге многие умерли. Святой архиепископ Феофил, который представлял Новгород на переговорах с Москвой, был заточён Иоанном в московском Чудовом монастыре.
Поход Иоанна Грозного
При учреждении опричнины Иоанн IV обвинил весь русский народ в том, что он не любил его предков. Естественно, что наибольшую подозрительность тиран питал к свободолюбивому Новгороду. Новгород был тогда вторым по значению городом Руси после Москвы, а обширностью даже превосходил её. В нём жило 32 тыс. человек. Поэтому когда некий бродяга, наказанный в Новгороде, задумал отомстить великому городу, ему не трудно было навлечь на Новгород гнев царя. Бродяга составил поддельное изменническое письмо от архиепископа Пимена и других знатных новгородцев к польскому королю Сигизмунду-Августу и донёс о письме государю.
В декабре 1569 г. Иоанн Грозный пошёл на войну. Он последовательно разорил Клин, Тверь, Торжок, другие города и селения. Но главной целью был Великий Новгород.
Окружив Новгород, опричники заковали в железо многих монахов и священников из окрестных монастырей и церквей и поставили в Городище на правёж: били их каждый день, требуя выкуп в 20 рублей с каждого. 6 января на Городище приехал Грозный с войском и 1500 стрельцами и приказал перебить дубинами всех монахов, стоявших на правеже.
8 января царь отправился к обедне в Софийский собор. После обедни и обеда в Грановитой палате по приказу Иоанна его люди схватили архиепископа, разграбили архиепископскую казну и ризницу Святой Софии.
Затем на Городище царь пытал новгородских бояр изобретённым им горючим составом, который он называл «поджаром». После пыток мучеников привязывали к саням, волокли к Волхову и бросали в ледяную воду. Женщинам перед этим связывали сзади руки с ногами и привязывали к ним их детей. Так топил он от 500 до 1000 человек в день. Одного купца, уже почти захлебнувшегося, царь приказал вытащить и спросил, что интересного тот видел под водой. Купец ответил, что был в аду, где видел место, приготовленное для царя. Царь снова отправил купца на дно. Проезжавший здесь в 1578 г. шведский дипломат Якоб Ульфельдт записал, что трупы, скопившиеся у Великого моста, запрудили Волхов, река вышла из берегов и затопила поля и луга.
Приехав в Антониев монастырь, царь отслушал обедню, а потом повелел истребить всё живое в монастыре. Прогуливаясь по Новгороду, Иоанн распорядился уничтожать лавки, товары, дома, всё имущество жителей.
Такое буйство Грозного продолжалось пять недель. Убито было не менее 15 тыс. человек. А 13 января царь созвал оставшихся в живых новгородцев. Они думали, что пришёл их последний час. Но царь объявил о своём прощении и велел молить Бога «о нашем благочестивом царском державстве, о детях наших и о всем христолюбивом царском воинстве».
Перед тем как идти дальше, на Псков, Иоанн посетил прп. Арсения в основанном им монастыре Рождества Пресвятой Богородицы на берегу Волхова. Аскет, носивший на себе вериги, не побоялся обличить царя в его злодействах. Перед праведником царь смирился и попросил благословения в его походе на Псков. Арсений не благословил, лишь сказал: «Завтра, государь, готов я в путь за тобою». Назавтра преподобный старец преставился. Грозный двинулся на Псков, но Бог не попустил ему поступить с псковичами, как с новгородцами.
Истребление запасов привело к страшному голоду в Новгороде. Доходило до того, что люди выкапывали убитых и ели их. Целое лето 1570 г. убитых свозили к церкви Рождества на Красном Поле, и нищий старец Иоанн Железо погребал их.
Много веков спустя достаточно было копнуть землю у этой церкви палкой, и показывались человеческие кости.
Падение значения Новгорода
Новгород действительно был велик, раз после такого разорения смог подняться: спустя десять лет в нём уже жило 20 тыс. человек. Но наступило Смутное время. В 1611 г. город был занят шведами. При обороне города отличился протоиерей Софийского собора Амос: дом, в котором он оборонялся с друзьями, держался дольше всех и был сожжён вместе с защитниками.
После ухода шведов (в 1617 г.) в Новгороде осталось немногим более 800 мужчин (женщин и детей тогда не считали). Новгородцы писали царю: «В Великом Новгороде Софийская сторона вся пуста и разорена до основания, а на Торговой, государь, стороне также многие улицы и ряды пусты: в которых, государь, улицах и есть жилишка, и тех немного: в улице человек по осьми и по десяти, а и те бедны и должны».
После строительства Санкт-Петербурга Новгород утратил свое торговое и военное значение. Строительство дороги между Москвой и Санкт-Петербургом в первой половине 18 века несколько оживило жизнь теперь уже провинциального города.
Напротив кремля, на другом берегу Волхова, был построен царский путевой дворец; он сохранился в перестроенном виде. Как и во многих других городах, в Новгороде Екатерина утвердила новую планировку – радиальную, с прямоугольными кварталами.
Тем не менее, отбывавший здесь ссылку А. И. Герцен писал: «Бедный и лишённый всяких удобств Новгород невыносимо скучен. Это большая казарма, набитая солдатами, и маленькая канцелярия, набитая чиновниками». Большинство домов оставались деревянными. Ввиду ослабления других источников доходов возросла важность льноводства.
Построенная в 1870-х гг. железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом пролегла в стороне от города и окончательно обрекла его на тихое, провинциальное бытие. В 1875 г. вся промышленность Новгорода ограничивалась 12 предприятиями с 63 рабочими. Кремлёвская площадь, мощённая булыжником, так заросла травой, что в качестве покоса её стали каждое лето сдавать внаём.
Немецкая оккупация
Город был захвачен немцами в августе 1941 г. Все 2,5 года оккупации линия фронта проходила по Волхову. После освобождения из 2345 жилых домов Новгорода пригодными для жилья остались 40. Да и в них жить было некому: только спустя несколько дней в город вернулись несколько десятков человек, вышедшие из лесов.
Реставраторы провели огромную работу по восстановлению храмов Новгорода. Основательно ремонтировать пришлось почти все храмы, а церкви Спаса на Нередице, Спаса Преображения в Ковалёве, Успения на Волотовом поле, Николы на Липне и др. – буквально по кусочкам восстанавливать из руин.
Переименование города
Великим Новгородом город именовался с XIV в., однако это название не было официальным.
В 1927 г. Новгород вошёл в состав Ленинградской области; центром отдельной области стал в 1944. Имя «Великого Новгорода» городу возвращено указом президента в 1998 г.
Святые
Сын Ярослав (в крещении – Георгий) был посажен Владимиром Святым княжить сначала в Ростове, потом в Новгороде. Княжение Ярослава было благим для Новгорода. При нём до 300 детей новгородских священников и старост учились грамоте. Ярослав нанял множество переводчиков для перевода книг с греческого на русский и сам участвовал в этих переводах, почему и был прозван Мудрым. В месте, до сих пор именуемом Ярославовым дворищем, князь выстроил дворец, по преданию, превосходивший лучшие дворцы Европы того времени; правда, археологи пока не подтвердили существования такого грандиозного сооружения. Возводя храмы в селениях своей земли, Ярослав платил священникам небольшое жалование.
В христианском просвещении новгородцев вместе с Ярославом трудился первый новгородский епископ Иоаким (Корсунянин), который прибыл из Константинополя и занимал новгородскую кафедру с 989 по 1030 г. Им пришлось свергать ещё оставшихся идолов: «И прииде к Новугороду архиепископ Яким, и требище разори, и Перуна посече и повеле въврещи в Волхов, и повязавше ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и пихающе, и в то время вшел бе в Перуна бес, и нача кричати: о горе, ох мне! достахся немилостивым сим рукам; и вринуша его в Волхов». Существует предание, что Иоаким построил первый Софийский храм – дубовый, «о тринадцати верхах».
У Владимира было несколько сыновей от разных жён, и Ярослав не был любимым. Перед смертью Владимир даже хотел идти войной на Ярослава (за то, что тот отказался платить дань Киеву), но не успел. Владимир умер в 1015 г.; тогда же Святополк Владимирович убил братьев Бориса, Глеба и, позднее, Святослава, чтобы сесть в Киеве.
В это время новгородцы составили заговор против варягов, которых привёл в Новгород Ярослав для защиты от отца и которые бесчинствовали в городе. Сначала заговорщики перебили варягов. Потом Ярослав перебил зачинщиков заговора. А на следующий день пришло известие о смерти отца и братьев Бориса и Глеба. Ярослав пришёл на вече, извинился перед новгородцами и попросил их помощи.
В 1016 г. до 40 000 новгородцев с 1000 варягов пошли с Ярославом на Святополка Окаянного. Святополк выступил навстречу с киевлянами и печенегами. Противники стали напротив под Любечем и три месяца дразнили друг друга. Киевский воевода кричал: «Ах, вы, плотники этакие, чего пришли с этим хоромцем (строителем); вот мы заставим вас рубить нам хоромы!» Новгородцы не выдержали, закричали Ярославу: «Князь, если ты не пойдёшь, то мы сами ударим на них». Той же ночью новгородцы напали на киевлян и победили. Святополк бежал в Польшу к тестю Болеславу, а Ярослав сел княжить в Киеве.
В том же 1016 г. в Новгороде Ярослав венчался с принцессой Ириной (Индигердой), дочерью знаменитого короля Швеции Олафа, который много сделал для христианского просвещения норманнов. В народных преданиях скандинавов о ней сохранилась память как о человеке добром, умном, смелом и предприимчивом. Во многом благодаря мудрости Ирины были надолго установлены добрососедские отношения между Русью, Швецией и Норвегией. Благочестивая Ирина родила и воспитала семерых сыновей и трёх дочерей. Княгиня умерла в 1050 г., приняв перед смертью схиму с именем Анны. Память благоверной княгини Анны празднуется 10 (23) февраля, святые мощи её покоятся в Софийском соборе.
В 1018 г. Болеслав со Святополком и поляками пошёл на Киев. Разбив Ярослава на берегах Буга, он сел княжить в Киеве. Поляки пытались обращаться со славянами как с рабами. С согласия Святополка киевляне стали избивать поляков; те были вынуждены спасаться в Польше.
Ярослав, бежавший в Новгород, собирался бежать дальше, но новгородский посадник Коснятин, сын Добрыни, велел разрубить лодки. Новгородцы сказали Ярославу: «Будем ещё биться за тебя с Болеславом и Святополком». Наложили на себя поголовную подать, собрали большую рать, наняли варягов и двинулись на Киев.
В 1019 г. на берегу Альты, на том месте, где был убит Борис, его брат Ярослав с новгородцами разбил Святополка, которому не помогла и сила печенегов. Окаянный бежал в страхе и погиб.
Ярослав окончательно утвердился в столице Руси; но часто жил и в любимом Новгороде. Когда в 1021 г. его племянник, полоцкий князь Изяслав, ограбил Новгород, Ярослав догнал его, отбил новгородских пленников и награбленное. В 1030 г. Ярослав с новгородцами основал г. Юрьев (ныне Тарту). Когда в 1037 г. огромная орда печенегов напала на Киев, находившийся в Новгороде Ярослав с варягами и новгородцами пошёл на столицу и наголову разбил врагов; с тех пор набеги печенегов больше не повторялись.
С этого времени в Новгороде постоянно были свои князья, подчинённые Киеву.
Владимир Ярославич княжил в Новгороде с 1034 г. Он с успехом ходил в 1042 г. на ямь (финское племя), а в следующем году во главе киевского войска ходил на Царьград, чтобы наказать греков за убийство одного знатного русского. В первой морской битве с греками русские потерпели поражение; во второй одержали победу и вернулись с пленными.
Главным делом жизни Владимира стало строительство Софийского собора. Собор был заложен в кремле, в 1045 г., и освящён 14 сентября 1052 г. Закончив великое дело, князь скончался три недели спустя, в возрасте 32 лет. Мощи благоверного князя были положены в построенном им соборе, вместе с мощами его матери, святой княгини Анны. Память благоверного князя Владимира празднуется 4 (17) октября – в день смерти.
Свт. Никита был епископом Новгородским с 1096 по 1108 г. Слава об ошибке его молодости едва ли не больше, чем слава о добрых делах его зрелости, и служит назиданием для многих поколений монахов. Именно он – тот известный по «Киево-Печерскому патерику» инок, который без благословения удалился в затвор и был прельщён бесом, молившимся вместе с ним в образе ангела. По наущению мнимого ангела инок Никита прекратил читать Евангелие, стал пророчествовать. Лишь помощь старцев великого монастыря спасла прельщённого затворника. Никита покаялся и ступил на путь послушания.
Будучи новгородским епископом, Никита совершал уже чудеса благие. В 1098 г. по его молитве прекратился в Новгороде большой пожар. А в другой раз его молитва пролила на иссохшую землю дождь. Он собрал средства на роспись Софийского собора, которая началась спустя несколько лет после его смерти.
Похоронен епископ был в Софийском соборе. В 1558 г. его мощи обрели нетленными. От них исцелилось много калек, бесноватых и больных, особенно много – больных глазами. При взятии русскими войсками Нарвы в том же году помог свт. Никита, который ездил по берегу р. Нарвы на коне с жезлом в руке, отражая ливонцев от русских полков. (Об этом чуде засвидетельствовали не только наши воины, но и магистр Нарвы, католик Иоанн, когда увидел икону Никиты Новгородского.) Память святого празднуется 31 января (13 февраля) – в день смерти и 30 апреля (13 мая) – в день обретения мощей.
Через свт. Иоанна, мощи которого покоятся в соборе, и икону Божией Матери «Знамение» город был спасён в 1170 г., когда его осаждали войска суздальского князя Андрея Боголюбского. В 1186 архиепископ Иоанн оставил кафедру и принял схиму; преставился в том же году. Нетленные мощи его были обретены в 1439 г. при ремонте собора; но за давностью лет никто не знал, чьи они. По молитве тогдашнего архиепископа, св. Евфимия, ему явился ночью незнакомый архиерей и сказал: «Я – тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб и который послужил чудеси Богоматери в 1170 г.». Память святителя празднуется 7 (20) сентября.
Князь Мстислав Храбрый был сыном киевского князя Ростислава Изяславича, княжил в Смоленске. По словам летописца, он был «украшен всякою добродетелью и благонравен, ко всем имел любовь, был милостив, помогал монастырям и чтил священный сан.
Всегда стремился умереть за Русскую землю…». В 1173 г., после смерти киевского князя Глеба, суздальский князь Андрей Боголюбский воспротивился занятию киевского стола Романом Ростиславичем, братом Мстислава. Андрей пошёл на Киев с союзным войском более чем 20 князей. Братья Мстислава Рюрик и Давид оставили город, но храбрый Мстислав с малой дружиной засел в крепости Вышгород и девять недель выдерживал осаду намного превосходящего противника, уповая на Бога. И Господь помог тому, кто верил: неприятель обратился в бегство, гонимый невидимой силой. Мстислав восхвалил Бога, потом бросился в погоню и разбил врага.
В 1179 новгородцы пригласили Мстислава на княжение. За год княжения в Новгороде он успел отразить несколько вражеских посягательств на город. Скончался Мстислав в 1180 г. в молодых летах и единственным из всех новгородских князей удостоился чести быть погребённым в Святой Софии. Мощи его не подверглись тлению. Саркофаг из яшмы с мощами Мстислава Храброго – в правом приделе у алтаря, где хранится и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
Празднование святого – 14 (27) июня, в день смерти.
Князь Феодор Ярославович был сыном новгородского князя Ярослава Всеволодовича, старшим братом святого благоверного князя Александра Невского. По земным меркам князь Феодор успел совсем мало по сравнению со своим братом. В возрасте 13 лет он ходил по заданию отца в поход на языческую мордву. А в возрасте 14 лет, в 1233 г., он внезапно скончался – в тот самый день, когда должен был венчаться. Тело благоверного князя Феодора было похоронено в Юрьевском монастыре и через почти 400 лет обретено нетленным. Память святого празднуется в день его смерти – 5 (18) июня.
Невеста Феодора постриглась в женском монастыре. Некоторые полагают, что невестой св. Феодора была черниговская княжна Феодулия, будущая прп. Ефросиния Суздальская. Другие указывают, что невестой была литовская княжна, будущая прп. Харитина, похороненная в новгородском Петропавловском монастыре на Синичьей горе, игуменией которого она была (ныне – Петровское кладбище).
Монастыри
Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)
Дата основания: 1030
Архитектор:
1841.: Росси К. И.: (колокольня)
Адрес: г. Великий Новгород, мкрн Юрьево, Юрьевское шоссе, 10.
Телефон: (8162) 77-30-20
E-mail: st_georg@mail.ru
Web: http://georg.orthodoxy.ru/
По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.
Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
Покровский Зверин женский монастырь
Дата основания: 1148 (первые упоминания)
Статус: сохр.
Адрес: 173003, Новгородская область, Новгород Великий, ул.Звериная (Бредова-Звериная), 18
Монастырь был построен на земле, рядом с которой произрастал Зверинец — заповедный лес, в котором охотились новгородские князья. Зверинец впервые упоминается в Новгородской летописи под 6577 (1069) годом в связи с победой новгородцев над полоцким князем Всеславом.
Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о деревянной церкви Покрова в Зверином монастыре относится к 1148 году. В этот год 27 июня она была «зажжена от грома», то есть сгорела от удара молнии.
В период Петровских реформ, в 1721 году, Зверин монастырь был упразднён, однако через шесть лет опять восстановлен. В конце XVIII столетия к Зверину монастырю был присоединён стоявший рядом древний Николо-Бельский монастырь. Оба были обнесены одной оградой.
К концу XIX века монастырь принадлежал к числу штатных необщежительных монастырей второго класса. Расцвет его приходится именно на это время, о чём говорит появление в 1899 году нового большого собора.
В 1919 году Зверин монастырь был обращён в приходскую церковь, хотя сёстры продолжали в нём жить. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. Сёстры предприняли попытку организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.
Деревяницкий женский монастырь
Деревяни́цкий монастырь — бывший православный монастырь Новгородской епархии. Находится в микрорайоне Деревяницы в северной части Великого Новгорода, на правом берегу небольшой протоки — Деревянки. Через Деревяницы проходит дорога на Хутынский монастырь. Основан в 1335 прп. Моисеем; до 1875 был мужским.
В Успенском храме монастыря находился точный список чудотворной Киевской иконы Божией Матери. Ежегодно 10 июля совершался крестный ход вокруг монастыря и с. Деревяницы. В 1875 преобразован в женский, в нач. ХХ в. в монастыре помещалось епархиальное женское училище. Закрыт в 1920, позже была разобрана ограда (кон. XVIII в.), часть келий. Уцелели только церкви и корпус училища.
Адрес: г. Великий Новгород, ул. Перспективная
Перынский Рождества Богородицы мужской скит
Перы́нский скит или Перынский Рождества Богородицы мужской скит — монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год. В летописях упоминается впервые под 1386 годом, когда монастырь сожгли новгородцы. Скит основан в 1828 году. Перынский Рождества Богородицы скит расположен в 6 километрах от Великого Новгорода на полуострове (до 60-х годов XX века — остров) при истоке реки Волхов из озера Ильмень, южнее Юрьева монастыря.
Адрес: 173010, Великий Новгород, Перынский Скит, 1.
Телефон: 8 (8162) 77-30-20
E-mail: st_georg@mail.ru
Храмы
В 989 году в Новгород прибыл первый епископ — Иоаким Корсунянин. Он был среди тех нескольких архиереев, которых прислал на Русь Константинопольский Патриарх Николай Хризоверг по просьбе кня-зя Владимира. Именно Иоаким, по преданию, «сверг» в Волхов Перунов идол, которому поклонялись воинственные новгородцы. Однако не только разрушал он, но и строил, не только строжился, но и старался привлечь сердца кротостью. Специально для того, чтобы самому общаться с паствой, он изучил «славянское наречие», а пуще стремился воздействовать на простодушных язычников церковным благолепием. При нем в городе построили кафедральный храм в честь Богоотец Иоакима и Анны (родителей Девы Марии). По преданию, эта церковь находилась восточнее нынешнего Софийского собора. Именно в ней был погребен епископ Иоаким, скончавшийся в 1030 году. Он же, кстати, построил и первый Софийский храм, стоявший в конце «Пискуп- ли»—то есть Епископской улицы. Предполагают, что южная стена этой церкви, сгоревшей уже почти тысячу лет назад, находилась на месте северной стены сохранившегося до наших дней храма Андрея Стратилата.
Храмы в древнем Новгороде строились из известняковых плит и не штукатурились снаружи. Новгородцы не умели делать плиты ровными, поэтому стены старейших храмов словно вылеплены. Чтобы скрыть кривизну стен, строители часто украшали наружные плоскости храмов резными деталями: крестами, треугольными впадинками, арочками, нишками, валиками, розетками. Также характерным для Новгорода элементом наружных стен является крест, вписанный в круг.
Зато строились храмы с удивительной для нашего времени быстротой. Так в 1179 г. церковь Благовещения на Мячине построили за 35 дней, в 1196 г. церковь св. Кирилла (не сохранилась) – за 3 месяца, в 1198 г. церковь Спаса Преображения на Нередице – в тот же срок. За два года – 1417 и 1418 – новгородцы построили 9 каменных храмов.
Собор святой Софии
Киевскую церковь святой Софии (Премудрости Божией) Ярослав воздвиг на том месте, где с новгородцами и варягами разбил печенегов, в память об этом событии. А в Новгороде, по его повелению, старший сын Владимир воздвиг каменный храм Софии по образцу киевского, только несколько меньших размеров.
Владимир Ярославич княжил в Новгороде с 1034 г. Он с успехом ходил в 1042 г. на ямь (финское племя), а в следующем году во главе киевского войска ходил на Царьград, чтобы наказать греков за убийство одного знатного русского. В первой морской битве с греками русские потерпели поражение; во второй одержали победу и вернулись с пленными.
Главным делом жизни Владимира стало строительство Софийского собора. Собор был заложен в кремле, в 1045 г., и освящён 14 сентября 1052 г. Закончив великое дело, князь скончался три недели спустя, в возрасте 32 лет. Мощи благоверного князя были положены в построенном им соборе, вместе с мощами его матери, святой княгини Анны. Память благоверного князя Владимира празднуется 4 (17) октября – в день смерти.
Величественный собор был сложен из огромных необработанных камней разной формы. В главном храме великого города находились архиерейская казна, архив, библиотека; здесь объявляли указы.
В 1929 г. большевики превратили собор в музей, сорвали позолоченные ризы с икон. Во время оккупации фашисты содрали позолоту и с куполов. Своды и стены храма были пробиты снарядами. Сейчас собор отреставрирован и действует.
В соборе находится великая русская святыня – икона Божией Матери «Знамение», раки с мощами благоверной княгини Анны, благоверных князей Владимира Ярославича, Мстислава Храброго и Феодора Ярославича, святителей Никиты и Иоанна, под спудом покоятся мощи свт. Антония. Большинство рак находится в главной части храма, только саркофаг из яшмы с мощами Мстислава Храброго – в правом приделе у алтаря, где хранится и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
Святитель Никита был епископом Новгородским с 1096 по 1108 г. Слава об ошибке его молодости едва ли не больше, чем слава о добрых делах его зрелости, и служит назиданием для многих поколений монахов. Именно он – тот известный по «Киево-Печерскому патерику» инок, который без благословения удалился в затвор и был прельщён бесом, молившимся вместе с ним в образе ангела. По наущению мнимого ангела инок Никита прекратил читать Евангелие, стал пророчествовать. Лишь помощь старцев великого монастыря спасла прельщённого затворника. Никита покаялся и ступил на путь послушания.
Будучи новгородским епископом, Никита совершал уже чудеса благие. В 1098 г. по его молитве прекратился в Новгороде большой пожар. А в другой раз его молитва пролила на иссохшую землю дождь. Он собрал средства на роспись Софийского собора, которая началась спустя несколько лет после его смерти.
Похоронен епископ был в Софийском соборе. В 1558 г. его мощи обрели нетленными. От них исцелилось много калек, бесноватых и больных, особенно много – больных глазами. При взятии русскими войсками Нарвы в том же году помог свт. Никита, который ездил по берегу р. Нарвы на коне с жезлом в руке, отражая ливонцев от русских полков. (Об этом чуде засвидетельствовали не только наши воины, но и магистр Нарвы, католик Иоанн, когда увидел икону Никиты Новгородского.) Память святого празднуется 31 января (13 февраля) – в день смерти и 30 апреля (13 мая) – в день обретения мощей.
Через свт. Иоанна, мощи которого покоятся в соборе, и икону Божией Матери «Знамение» город был спасён в 1170 г., когда его осаждали войска суздальского князя Андрея Боголюбского. В 1186 архиепископ Иоанн оставил кафедру и принял схиму; преставился в том же году. Нетленные мощи его были обретены в 1439 г. при ремонте собора; но за давностью лет никто не знал, чьи они. По молитве тогдашнего архиепископа, св. Евфимия, ему явился ночью незнакомый архиерей и сказал: «Я – тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб и который послужил чудеси Богоматери в 1170 г.». Память святителя празднуется 7 (20) сентября.
Князь Мстислав Храбрый был сыном киевского князя Ростислава Изяславича, княжил в Смоленске. По словам летописца, он был «украшен всякою добродетелью и благонравен, ко всем имел любовь, был милостив, помогал монастырям и чтил священный сан. Всегда стремился умереть за Русскую землю…». В 1173 г., после смерти киевского князя Глеба, суздальский князь Андрей Боголюбский воспротивился занятию киевского стола Романом Ростиславичем, братом Мстислава. Андрей пошёл на Киев с союзным войском более чем 20 князей. Братья Мстислава Рюрик и Давид оставили город, но храбрый Мстислав с малой дружиной засел в крепости Вышгород и девять недель выдерживал осаду намного превосходящего противника, уповая на Бога. И Господь помог тому, кто верил: неприятель обратился в бегство, гонимый невидимой силой. Мстислав восхвалил Бога, потом бросился в погоню и разбил врага.
В 1179 новгородцы пригласили Мстислава на княжение. За год княжения в Новгороде он успел отразить несколько вражеских посягательств на город. Скончался Мстислав в 1180 г. в молодых летах и единственным из всех новгородских князей удостоился чести быть погребённым в Святой Софии. Мощи его не подверглись тлению. Празднование святого – 14 (27) июня, в день смерти.
Князь Феодор Ярославович был сыном новгородского князя Ярослава Всеволодовича, старшим братом святого благоверного князя Александра Невского. По земным меркам князь Феодор успел совсем мало по сравнению со своим братом. В возрасте 13 лет он ходил по заданию отца в поход на языческую мордву. А в возрасте 14 лет, в 1233 г., он внезапно скончался – в тот самый день, когда должен был венчаться. Тело благоверного князя Феодора было похоронено в Юрьевском монастыре и через почти 400 лет обретено нетленным. Память святого празднуется в день его смерти – 5 (18) июня.
Невеста Феодора постриглась в женском монастыре. Некоторые полагают, что невестой св. Феодора была черниговская княжна Феодулия, будущая прп. Ефросиния Суздальская. Другие указывают, что невестой была литовская княжна, будущая прп. Харитина, похороненная в новгородском Петропавловском монастыре на Синичьей горе, игуменией которого она была (ныне – Петровское кладбище).
В южном приделе, над местом погребения множества святых, сохранились фрески XII в. – Деисус и образ святых Константина и Елены.
В Рождественский придел ведут медные Корсунские ворота, отлитые византийскими мастерами в XI в.
С внешней стороны южной стены собора огорожены решёткой Магдебургские ворота. Эти ворота новгородское войско захватило в шведской крепости Сигтуна в 1187 г. Железные литые ворота украшены сценами из Ветхого и Нового заветов. Присутствуют там и посторонние изображения – двух немецких литейщиков из Магдебурга, которые изготовили ворота; и русский мастер, который их монтировал, не постеснялся добавить свой образ.
Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11.
Церковь Феодора Стратилата «на ручью»
Наружные стены этого храма, построенного в 1361 г., возможно, впервые были украшены декоративными элементами. Храм надолго стал образцом для новгородских зодчих. В нём сохранились фрагменты фресок, выполненных предположительно Феофаном Греком, которого новгородцы пригласили из Константинополя. Адрес: Великий Новгород, Федоровский Ручей (пр. Гагарина), д. 19-А.
Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице»
На этом месте стоял храм, в котором до 1356 года находилась величайшая святыня Новгорода — икона Божией Матери «Знамение». Настоящий храм был построен в 1374 году на средства боярина Василия Даниловича. Расписана была в 1378 году Феофаном Греком; эти фрески раскрыты в 1968-1970; они поражают силой и лаконичностью. Внешние стены храма также прекрасны: благодаря их сохранности, на них видна вся красота характерной для новгородских храмов декоративной символики. Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2.
Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга
Проезд из Москвы в Великий Новгород:
С Ленинградского вокзала из Москвы в Великий Новгород идёт – ночной поезд №42.
На машине по трассе М10 расстояние от Москвы до Великого Новгорода 524 км, около 8 ч пути. Через Тверь, Торжок, Валдай.
Проезд из Санкт-Петербурга в Великий Новгород:
Утренний электропоезд с Московского вокзала до ж/д вокзала Великого Новгорода , в пути около 3 ч.
Автобусы с вокзала №2 (Выборгского) примерно раз в час. Среднее время в пути – 3 ч 50 мин.
По трассе М10 расстояние от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода 179 км, 2,5 ч пути.
Прочая информация
Куда дальше из Великого Новгорода
Вокзалы Великого Новгорода
Автовокзал Великого Новгорода находится рядом с ж/д вокзалом Великого Новгорода.
Ж/д вокзал: (8162) 73 93 80, 73-53-72.
Автовокзал: (8162) 73 99 79.
От автовокзала Великого Новгорода до Пскова 2-3 рейса в день. В пути – 4 ч 10 мин.
На машине до Порхова по А116, затем дорогой местного значения ещё 79 км. Всего расстояние от Великого Новгорода 216 км, 3,5 ч пути.
На машине по М10 из Великого Новгорода до Торжка 297 км, 4,5 ч пути.