Саровская пустынь (пещеры)
Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым к самым годам его истории (примерно 1692 год). Описание начала строительства пещер дал в своей РУКОПИСИ «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно ему, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году.
Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих преподобных Киево-Печерских.
Описание
Одновременно со строительством монастыря, шло строительство «подземного города». Начало ему положил иеросхимонах Иоанн, когда под временное жилище вырыл себе пещеру в горе. Потом пещеры расширялись, в них устраивались кельи для молитвенного уединения. В 1711 году под землей была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия.
В Саровской пустыни закипела жизнь. Прослышав о новой обители, отовсюду приходили монахи и послушники. Каждому хватало работы: кто службы ведет, кто новые кельи строит, кто грибы да ягоды собирает. Вскоре вокруг нового храма вырос целый городок – прообраз монастыря. Саровский устав был составлен Иоанном по строгим образцам. Саров называли «академией монашества». Саровские монахи-подвижники расходились по всей стране, неся с собой правила Саровской пустыни. Они становились настоятелями и казначеями монастырей: Валаамского, Троице-Сергиевой Лавры, Санаксарской и Флорищевой пустыни.
Путеводитель
1. Вход в подземную церковь находится напротив главного входа в храм во имя Иоанна Предтечи, построенного на средства астраханского рыбопромышленника Кирилла Федоровича Федорова. Храм стоит на высоком подклете, накрывшем источник. Этот же источник на протяжении более ста лет снабжал монастырь, а затем поселок прекрасной питьевой водой.
2. За неприметным, низеньким крылечком находится вход в самое сердце Саровской пустыни. Вход в пещеры, отреставрирован практически заново. На этих снимках видно, что новая кирпичная кладка занимает даже большую площадь, чем старая.
3. В пещерах почти стопроцентная влажность, на побелке дверного проёма, хорошо видна вода. Реставраторы подземного храма столкнулись с трудной задачей, из каких материалов делать иконы и внутреннее убранство храма. По имеющимся данным, вход в пещеры был забетонирован в 1956 году, когда на территории Саровской пустыни активно развивался строящийся город. Дата примерная и была установлена по граффити, которое датировалось 3 апреля 1956 года. Позже все рисунки и надписи со стен были стёрты.
4. Энтузиасты из добровольного объединения Саровская Пустынь, заново открыли для нас пещеры в 1992 году, но к работам по восстановлению приступили немного позже, лишь спустя три года. Они отметили для себя отличную сохранность внутренних помещений. Даже не смотря на то, что в пятидесятых годах храмы монастыря уничтожались посредством взрывчатки, большая часть стен и сводов была в приличном состоянии. Как видно на фотографиях все иконы подземного храма и монашеских келий сделаны из керамики. Реставраторы решили, что это наиболее подходящий материал для помещений с высокой влажностью.
5. Подземный Храм освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Был восстановлен в 2006 году, когда прошло малое освящение, действует с 6 сентября 2011 года, когда состоялось великое освящение храма архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
Храм расположен на глубине восьми метров от уровня дороги. Размер составляет примерно девять на шесть метров в поперечнике, свод поддерживается четырьмя колоннами. Это единственное помещение, в котором я заметил тепловую пушку. Надо сказать, что температура под сводом была довольно комфортна, чего не скажешь об остальных помещениях подземелья.
Из-за сырости в помещении, иконостас меняли часто. Не один материал не выдерживал столь сильную влагу. Вначале его делали из дуба, позже, при игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Современный, выполнен из алюминиевого сплава.
6. В Сарове и его окрестностях всегда ходили легенды о существовании подземных ходов. Некоторые, особо рьяные готовы были с пеной у рта доказывать, что чуть ли не лично, проходили по ним из Сарова в Дивеево и обратно. По прямой, два населённых пункта разделяет четырнадцать километров. При более наводящих вопросах «проходимец» начинал ссылаться на близких родственников или знакомых, или знакомых его знакомых, которые уж точно не раз проделывали этот путь.
На самом деле, никаких исторически подлинных документов о существовании настолько развитых подземных коммуникациях не существует. На сегодня общая длинна разведанных туннелей составляет примерно триста метров.
В своей рукописи « Сказание о первом жительстве монахов», основатель Саровского монастыря иеросхимонах Иоанн описывает начало строительства пещер. Согласно рукописи, Иоанн начал копать пещеру « в полугоре от реки Сатиса над источником, идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело.
7. Перед нами монашеская келия, размер её впечатляет. Полтора на полтора метра максимум.
Углубление в стене, предназначалась для отдыха. Шириной примерно сантиметров тридцать, длинна не больше метра. Спали монахи, сидя в позе лотоса, упёршись локтями в пол, а руками поддерживая голову.