Центр области в 188 км к юго-западу от Москвы. На р. Ока. Население – 365 тыс. человек.
Субъективно
Живой город, где русская старина не выглядит декорацией. Декорацией в Калуге кажутся космические ракеты за спинами рыбаков, молча сидящих на берегу Калужского водохранилища.
Минимальное время знакомства с Калугой – два дня.
История города
«Старинное владение Литвы»
Впервые Калуга упоминается в 1371 г., в литовской грамоте. Калуга была пограничным городом и временами находилась под властью Литвы. В конце XIV в. город вошёл в состав Можайского княжества, а в 1518 г. отошёл к Московскому, но литовские набеги продолжались ещё долго. В 1578 г. король Стефан Баторий требовал у Москвы возвращения Калуги как «старинного владения Литвы».
Ров для гостей с Крыма
Для защиты от крымцев через калужские земли была проведена засека, состоявшая из глубокого рва и палисада с бойницами, длиной 193 км. Татары на время перестали беспокоить Калугу после того, как калужский воевода Безнин в 1595 г. разбил их под Воротынском.
Спас при Угре
Примерно в 25 км от Калуги, недалеко от впадения Угры в Оку, стоит село Спас. Говорят, именно здесь в 1480 г. было историческое стояние на Угре. Хан Ахмат пришёл, чтобы снова подчинить Русь Золотой Орде. Вынуждаемый народом, поучаемый архиепископом Ростовским Вассианом (Рыло), великий князь Иоанн Васильевич вышел навстречу с войском.
Долго обменивались посланиями два царя. Хан всё уменьшал свои требования. А тем временем Угра замерзала, а союзники монголов – поляки – не шли на помощь. И бежали босые и оборванные монголы в свои тёплые степи. Так кончилось монгольское владычество на Руси.
В XVI в. князь Димитрий Воротынский основал здесь Спасский монастырь. Этот монастырь был упразднён уже к 1764 г., а к нашему времени две церкви (двухшатровая Введенская XVII в. и одношатровая Преображенская XVI в.) и колокольня и вовсе обветшали. Северную стену Введенского храма прихожанин Николай подпёр брёвнами, чтобы не упала.
Тем не менее, место дивное по красоте. В 2001 г. остатки обители стали подворьем Калужского Казанского девичьего монастыря, и монахини начинают его восстанавливать. В Преображенском храме уже идут службы.
Проезд. На машине из Москвы по дороге на Калугу, повернуть на Резвань, после переезда через Угру повернуть налево. Автобусом с калужского автовокзала в направлении Воротынска (каждый час с 6.00 до 18.30), выйти после переезда через Угру, затем пешком налево.
Время разбойников
О величине города к Смутному времени говорит то, что в нём было лишь 5 храмов, тогда как в Козельске – 40.
Учитывая неспокойствие места, в Калуге селились не самые мирные и благочестивые люди. Поэтому бунтари находили здесь поддержку.
В 1606 г. пришёл мятежник Болотников с 10 тыс. вооружённых крестьян, и калужане пообещали содержать его в течение года. Болотников обнёс Калугу тыном и окопал двойным рвом. Царские воеводы, начиная с Ивана Шуйского, в течение полугода много раз ходили на приступ, пытались поджечь Калужский острог, постепенно двигая к нему дровяную гору. Но Болотников отбивал все приступы и своевременно сжигал все горы, а потом свободно ушёл в Тулу с вдвое увеличившимся воинством.
Второму Лжедимитрию Калуга присягнула, когда он ещё только продвигался к Москве. Когда «Тушинскому вору» пришлось бежать из Тушина на навозных санях вместе с шутом, он направился в верный ему город, хорошо укреплённый и близкий к казацкому югу. 1 января 1610 г. он прибыл в загородный Лаврентьевский монастырь, откуда с почётом был препровождён калужанами в город. Вслед за ним в Калугу из Тушина потянулся всякий сброд, а в середине января прискакала переодетая в мужское платье «царица» Марина Мнишек.
Прожив в Калуге почти год, Лжедимитрий был убит 11 декабря на охоте крещёным татарином князем Петром Урусовым. Это была месть за убийство старика Урмамета, Касимовского хана. Пётр прострелил самозванца насквозь, а потом отрубил ему голову, молвив: «Я научу тебя топить ханов…».
Беременная Марина, кое-как одетая, металась по острогу с факелом в руках, призывая к мщению. Казаки атамана Заруцкого «несчастных татар гоняли из улицы в улицу, хуже, чем зайцев в поле, дубинами и саблями» и перебили до 200 человек. Лжедимитрия похоронили в Троицком соборе. А Марина соединилась с Заруцким.
Зачатого в Калуге младенца, сына Лжедимитрия, через четыре года публично повесили в Москве. Там же, в тюрьме, умерла польская красавица, мечтавшая стать русской царицей.
Будто в отместку за татарский погром, в 1615 и 1616 гг. крымцы совершили два опустошительных набега, после которых в Калуге осталось лишь 2 тыс. жителей.
В 1617 г. по просьбе калужан воеводой в Калугу был назначен Димитрий Пожарский. С 7-тысячным гарнизоном он отбивал нападения польских и казацких банд, рыскавших по Руси. Весной 1618 г. из-за болезни Пожарский вернулся в Москву, а вскоре через тайный лаз в город пробрались запорожские казаки гетмана Сагайдачного, сожгли острог, разорили церкви (в том числе сожгли Троицкий собор), вырезали много жителей. Оставшихся в живых калужан царь освободил от податей на 3 года.
Как раз спустя три года, едва город немного оправился, случился пожар: «Город, и острог, и дворы жителей, и лавки со всеми их животы погорели без остатку».
В конце XVIII в. при закладке фундамента семинарии рабочие нашли могилу Лжедимитрия. Останки закопали где-то около скотобоен.
Хлеб-соль
После таких страшных бедствий началось духовное возрождение Калуги. В 1626 г. в городе было 20 храмов, 493 двора, из них духовенства – 107, против 38 боярских, 65 стрелецких и пушкарских. По вносимому в казну налогу город занимал 12-е место в государстве. Основной доход приносили поставки в Москву хлеба и леса. Не первый уже век славились изделия калужских резчиков по дереву. С Литвой же Калуга торговала солью.
Когда в 1723 г. Калугу постиг голод, некоторые купцы кормили во славу Божию по 3 тыс. человек.
При Петре была учреждена Калужская провинция, а Екатерина в 1776 г. повысила её до губернии. В губернском центре было 120 фабрик, а полный наряд калужской купчихи стоил до 15 тыс. руб.
Перед революцией 1917 г. в городе было 38 храмов и 1 монастырь.
Духовная оппозиция
Мятежный дух калужан не унялся совсем, а направился в другом направлении. Калужская земля стала одним из оплотов раскола. Дремучие калужские леса, которые являлись естественной защитой российских рубежей, послужили надёжным укрытием для многих старообрядцев.
Калужане в войне с Наполеоном
В первые недели войны губерния собрала 15 тыс. ратников. Калужские купцы в два дня дали свыше 100 тыс. рублей.
Первый отпор интервенты на Калужской земле получили от мирных крестьян. 24 августа на с. Любунь напал небольшой отряд французских фуражиров. По сигналу протопопа Якова Чистякова, зазвонившего в колокол, дворовые помещика Хлюстина бросились отражать атаку; ранили одного из нападавших, остальные разбежались. Через несколько дней атака повторилась; на этот раз некоторые испуганные пожаром сельчане поднесли французам хлеб-соль, но тот же протопоп Чистяков поднял крестьян на борьбу, и они продержались до прибытия подкрепления. На торжественной службе по случаю этой маленькой победы крестьяне, поднесшие французам хлеб-соль, не были допущены к целованию креста, что было для них сильным моральным наказанием.
Отступать из Москвы Наполеон решил не по разорённой им Смоленской дороге, а по хлебной Калужской. Кутузов преградил ему дорогу, обещав, что «Калуга есть и будет в совершенной безопасности». Тем не менее, калужане совершили крестный ход со своей чудотворной иконой Божией Матери вокруг Калуги и две ночи после Малоярославецкого сражения провели на правом берегу Оки у горящих костров. Они направили в армию нарочного, чтобы узнать, что ждёт город. Кутузов успокоил калужан: «Цель моя не в том состоит, чтобы выгнать неприятеля из пределов наших, но чтобы… изрыть им в недрах России могилы».
Семинария, гимназия, присутственные места Калуги наполнились замерзавшими, голодными, больными и ранеными пленниками.
В день Малоярославецкой битвы – 12 (25) октября – повелением императора был установлен второй день празднования Калужской иконы Божией Матери.
Святые
Секира святого Лаврентия
Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский Чудотворец
Хижина юродивого Лаврентия стояла в двух верстах от Калуги. В 1512 г., когда крымские татары впервые напали на Калугу, 25-летний калужский князь Симеон вышел навстречу новому врагу с войском. Лаврентий во время битвы находился в доме князя и вдруг «внезапу возопи голосом велиим: «Дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона; да обороню от псов его» и, схватив топор, вышел. Вскоре так же неожиданно явился, «аки юродствуя и говоря: «Обороних от псов князя Симеона». Князь Симеон потом подтвердил, что бился в судне (насаде), окружённый татарами, как вдруг появился в насаде Лаврентий, укрепляя русских воинов словами «Не бойтесь!». Воспрявшие духом калужане прогнали татар.
Лаврентий почил в 1515 г. и был похоронен в Лаврентьевом монастыре, возможно, специально построенном в его память по воле князя Симеона. Монастырь советской властью был практически уничтожен. А св. Лаврентия народ считает покровителем Калуги, празднуя его память 10 (23) августа.
Тихон Медынский (Калужский)
Тихон Медынский (Калужский) постригся в молодости в московском Чудовом монастыре, после чего поселился в глухом лесу близ р. Вепрейки в дупле исполинского дуба. После того как его богоугодная жизнь привлекла к нему несколько учеников, владелец лесов вознамерился прогнать его. Охотясь, князь Василий встретил святого в лесу и замахнулся на него плетью; рука с плетью мгновенно была парализована. Вразумлённый князь попросил у отшельника прощения и был исцелён им.
Впоследствии Тихон Медынский в 17 км от Калуги основал монастырь. Сейчас монастырь называется так же по имени преподобного Свято Успенская Свято-Тихонова пустынь.
Преподобный скончался здесь в глубокой старости около 1492 г., окружённый учениками. Дуб, в дупле которого жил Тихон, сохранялся монахами до 1917 г. Описания жизни святого и первых веков монастыря погибли в литовских и татарских набегах. Память святого – 16 (29) июня.
Преподобный Тихон Медынский скончался здесь около 1492 г. Память святого – 16 (29) июня.
Реформы Екатерины подорвали благосостояние монастыря Калуги. В 1812 г. обедневшая обитель смогла пожертвовать на военные нужды лишь «один фунт серебра лому, золотое кольцо, двести пудов сена и корову для больных».
Возрождение началось в 1837 г., когда настоятелем был назначен оптинский иеромонах Геронтий, ученик преподобного Льва Оптинского. После Геронтия монастырь возглавлял оптинский иеромонах Паисий, а с 1857 по 1895 г. – оптинский старец Моисей. При оптинских старцах монастырь был заново отстроен, а к 1917 г. число монашествующих выросло до 236.
Убийства монахов начались уже в 1918 г.
Современное состояние
Сейчас монастырь Калуги снова в силе. Он делится на часть, закрытую для паломников, и часть, гостеприимную к ним. Радует сердце и сам вид обители. Величественный Успенский собор (1895) в византийском стиле отражается в старых прудах.
Мощи прп. Тихона Медынского находятся в действующем Преображенском храме (1886), под спудом. Действуют также церковь свт. Николая в трапезной и больничная церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Источник прп. Тихона. В 3 км от монастыря, в лесу, находится скит, в ограде которого – церковка в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и колодец, выкопанный самим прп. Тихоном. Ледяная вода святого источника исцелила множество людей. Поэтому при советской власти его пытались закрыть бетонной плитой и огораживали колючей проволокой. В наше время обстановка у купальни праздничная, каждый день из Калуги сюда прибывает несколько свадебных кортежей. Скит открыт с 8.00 до 20.00.
В обители около 20 братьев. Калужский монастырь принимает паломников и трудников.
Проезд. Автобусом с автовокзала Калуги автобусом до Товарково, Дворцы, Кондрово или Медынь – до ост. «Село Льва Толстого». (Рейсы каждые полчаса.) Из Москвы: на автобусе, следующем в Калугу, до поворота на Медынь, дальше пешком 3 км.
До ж/д станции «Тихонова пустынь» (участок Москва-Калуга), потом пешком – 4 км до скита и ещё 3 км до монастыря.
Адрес: 249860, Калужская обл., Дзержинский р-н, с. Льва Толстого
Тел.: 8(48434) 4-43-11
Время работы: Богослужения. В будни утреннее богослужение – в 5.30, литургия – около 7.00. В праздники исповедь – в 8.00, литургия – в 9.00. Вечернее богослужение – в 17.00.
Казанский женский монастырь
Монастырь Калуги над Окой основан в XVII в., при царе Михаиле Феодоровиче. В 1903 г. в обители был освящен прекрасный Казанский собор в византийском стиле; в нём до сих пор государственный архив. Перед революцией в обители было до 200 сестёр.
Монастырь был закрыт в 1918 году, возобновлен в 1992 г. В обители около 30 сестер.
Храм в честь блж. Матроны Московской
Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»
Храм в честь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
Главная святыня монастыря – ковчег с мощами свт. Гурия., почитаемая икона Божией Матери "Казанская", икона с мощевиком преподобного Серафима Саровского, мощевик с мощами Оптинских старцев.
Свято-Троицкий собор (Калуга). Свято-Троицкий кафедральный собор, расположенный в городском парке Калуги, обладает богатой историей, уходящей корнями в далекое прошлое. Первое упоминание о нем как о "соборном храме Живоначальныя Троицы" относится к 1610 году. Напротив входа в тот старинный деревянный храм находилась могила Лжедмитрия II.
В 1618 году собор был сожжен отрядами запорожцев, но вскоре восстановлен из дерева. К концу XVII века деревянное здание обветшало, и в 1687 году на его месте был возведен новый каменный собор, освященный в честь царя Феодора Романова. Этот храм просуществовал сто лет.
Адрес: Россия, г. Калуга, пл. Старый Торг, Городской парк
Свято-Георгиевский собор (Калуга) построен в 1700–1701 годах на средства купцов Коробовых. Ранее на месте собора находилась деревянная церковь. Название храма связано с топографическими особенностями его расположения — слово «верх» в обиходе местных жителей использовалось в значении «овраг», его уточнение «за верхом» означало «за оврагом».
В 1766–1767 годах в церкви проведены крупные ремонтные работы, расписан верхний храм, установлен пятиярусный липовый иконостас и переделаны купола, пострадавшие во время пожара. В 1776 году галерея второго этажа покрыта кровлей. В начале XX века был расписан нижний храм. После Великой Отечественной войны полностью застеклена галерея. С 1926 по 1999 год храм выполнял функцию кафедрального собора. В 1999 году титул кафедрального вернулся восстановленному Свято-Троицкому храму, однако церковь Георгия «за верхом» сохранила статус собора.
Храм Космы и Дамиана (Калуга). Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли. Главный престол нового храма освятили во имя Спаса Нерукотворного (праздник 16/29 августа), но в народном восприятии церковь осталась под именем Козьмодемьянской, хотя этим святым в ней был посвящён лишь придел (другой придел – свт. Николая).
Церковь славилась иконой Божией Матери "Страстная". Это была особая, местночтимая икона, очень древняя. Украшена она была дорогой серебро-вызолоченной ризой, жемчугом и драгоценными камнями. В церкви также находилась Почаевская икона Божией Матери, привезенная из Почаевской лавры. Она висела вверху арки, и раз в неделю, под воскресенье, после всенощной, ее спускали на шнурах вниз. И тогда прихожане получали возможность к ней приложиться.
Храм святых Жен-Мироносиц (Калуга). Храм выстроен по плану Губернского архитектора Ясныгина, а колокольня по плану Губернского архитектора Соколова. Строительство храма на месте прежнего обветшавшего было начато в 1798 г. и окончено в 1804 г. В 1818 г. началось возведение новой колокольни, строительство которой было завершено в 1833 г.
Храм построен ротондой, увенчанной круглым византийским куполом, над которым возвышается глава на сквозном трибуне. Боковые входы в храм украшены портиками с колоннами дорического ордера. Такой же портик имеется над главным окном алтарной апсиды. Трапезная часть храма с обеих сторон окружена колоннадами из четырех раздельных колонн с парапетами, в центре которых вделаны полукруглые ниши. Трехъярусная колокольня присоединена к храму. Первый ярус четырехугольный, с портиками с каждой стороны; колонны смешанного ордера — ионического, в капителях переходящего в коринфский. Второй ярус круглый, по краям сквозных арок параллельно нижним поставлены ионические колонны. Третий ярус такой же, как второй. Высота колокольни вместе с крестом составляет 87 м.
Две дворовые девушки боярина Хитрово на чердаке хозяйского дома разбирали старые вещи. Одна из них, по имени Евдокия, злословила. Другая, развернув свёрток, увидела на доске изображение женщины в тёмном одеянии, благоговейно читающей книгу; и пригрозила первой гневом этой «игумении». Евдокия плюнула на икону и сказала: «Вот как я боюсь твою игумению!». И тут же лишилась чувств.
В ту же ночь Божия Матерь, икону которой оскорбила дерзкая девица, явилась родителям Евдокии и повелела совершить молебен перед иконой и окропить больную освящённой на молебне водой. После исполнения сказанного дочь выздоровела. Было это в 1748 г.
Записано множество исцелений от иконы людей разного сословия. Дважды икону приносили к оптинскому старцу Амвросию, и святой получал облегчение в своей хронической болезни. Особенно прославился образ в 1771 г., когда снова пришла чума как напоминание о Боге, ведь против эпидемий не было средств, кроме молитв и крестных ходов. Три дня обносили Калугу чудотворной иконой. День, когда прекратилась чума, – 2 (15) сентября – стал праздником Калужской иконы.
Не исчислить всех случаев небесной помощи, за которые калужане благодарили Божию Матерь и свою икону: спасение от холеры в 1892-1894 и 1898 гг., прекращение пожара в 1893 г., в 1900 – ливней, которые длились больше месяца и угрожали губернии голодом…
Калужская икона Божией Матери, одна из главных достопримечательностей Калуги. Сейчас икона находится находится в Свято-Георгиевском кафедральном соборе (бывшая церковь Георгия «за верхом») (1701), что на улице Кирова.
Проезд из Москвы
С Киевского вокзала 7 электропоездов до вокзала Калуга-1 , в т. ч. 2 «экспресса». Экспресс идёт 2 ч 35 мин, обычная электричка – 3,5 ч. На поездах дальнего следования можно доехать до Калуги-2.
От метро Юго-Западная один-два автобусных рейса в час. Также автобусы отправляются от Киевского ж/д вокзала. В пути – 3 ч.
На машине по А101, после Обнинска – М3. 174 км, 2,5 ч пути.
Прочая информация
Куда дальше из Калуги
Вокзалы Калуги
В Калуге два ж/д вокзала – Калуга-1 и Калуга-2.
Калуга-2 находится за городом, до вокзала можно добраться на автобусе за 15 мин.
Ж/д вокзал «Калуга-1»: (4842) 16-22-36. Ж/д кассы: (4842) 16-23-90.
Автовокзал: (4842) 57-72-40. (В центре города, в 15 мин езды от Калуги-1.)
Электропоезда до Малоярославца следуют несколько реже одного раза в час, проезд на обычном электропоезде занимает 1 ч 20 мин, на «экспрессе» Калуга-Москва – 1 ч.
На машине 56 км, 50 мин пути.