Благовещенский cобор Московского Кремля
Благовещенский Собор Московского Кремля - самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве. Был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.
История
Во второй половине XIV— начала XV вв. на месте современного храма располагалась деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор. В 1484–1489 годах, великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но для построения домовой церкви были приглашены русские мастера из города Пскова. Перед зодчими стояла трудная задача, требовалось гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён галереями-папертями. По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.
В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора. Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим.
В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие одноглавые придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. В основном именно в это время трехглавый храм приобрел свой живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня. Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: Венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, одной из побед Ливонской войны – взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней.
Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, поэтому главные входы так торжественны и нарядны. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.
После революции 1917 года собор был закрыт, а в 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию, сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.
С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.
Современное состояние
В настоящее время Благовещенский собор является выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции и имеет особое значение в истории русского зодчества. В облике собора соединены черты московской архитектуры с деталями, характерными для псковского зодчества. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые ниши и пояски «бегунка» и «поребрика», выложенные из кирпича особой формы. В то же время, есть ярусы килевидных закомар и кокошников, характерных московскому зодчеству. Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века. Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна. Восточная стена первоначально была закрыта галереей, поэтому только высоко на апсидах помещен скромный, каменный поясок балясин. Стены приделов расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора. Хорошо сохранилось внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века, являясь памятником культуры Руси времени Иоанна Грозного. Здание собора стоит на высоком подклете, который представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка. Экспонаты выставки связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля. Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей явно видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Восточная галерея утрачена. Южная представляет собой отдельное закрытое помещение. Придел, расположенный в галерее, основан 1562-1564 годах. Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Самые большие перемены относятся к 1836 году, когда в галерее устроили придел святого Николая Чудотворца, покровителя императора Николая I. Позже ее использовали как мастерскую для вышивальщиц, здесь размещалась соборная ризница. Восстановленный портал выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой. Со стороны Москвы-реки на эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века. Сохранились резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, свидетельствующие о богатстве и изысканности декора. Ее ствол и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски есть и на резных деталях южного крыльца. Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля.
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Совершить виртуальную экскурсию по храму
Деятельность прихода
Святыни
Престольные праздники
- Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
- Гавриил, Архангел - 21 ноября, 8 июля, 26 июля
- Собор Пресвятой Богородицы - 8 января
- Вход Господень в Иерусалим - Воскресенье перед Пасхой
- Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Контакты
Адрес: Россия, Москва, Кремлёвская наб., 1, стр. 8
Телефон (экскурсионное бюро): +7 495 695-41-46; +7 495 697-03-49
Часы работы музея: с 10:00 до 17:00 Кассы: с 09:.30 до 16:30 Выходной — четверг.
Официальный сайт музея Московского Кремля: www.kreml.ru
Официальный сайт Московского патриархата: Московский Кремль:Благовещенский собор
Паломнику
Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с Церковью Двенадцати Апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий», а также выставочные залы в Успенской звоннице и Патриарших палатах. Проход на территорию Кремля осуществляется через Кутафью башню, в Оружейную палату — через Боровицкие ворота. С учётом возможной очереди рекомендуем планировать посещение Музеев Кремля заранее (30-40 мин).
Узнать об экскурсиях и актуальных ценах можно на официальном сайте Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль"
Телефон (экскурсионное бюро): +7 495 695-41-46; +7 495 697-03-49
Богослужения
Богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля совершаются в престольные праздники и по особым случаям.
Как добраться
Москва, Кремлевская набережная, 1 стр. 8
Станции метро:
- Библиотека имени Ленина – 0.5 км.
- Александровский сад – 0.6 км.
- Боровицкая – 0.6 км.
Фото
-
-
План-схема собора
-
К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860 г.
-
Собор в 1965 году
-
Благовещенский собор. Вид с Соборной площади Кремля.
-
-
Благовещенский собор. Вид со стороны Москва-реки.
-
-
Благовещенский собор (северная сторона). Вид от Грановитой палаты.
-
Выставка на южной галерее Благовещенского собора.
-
Видео
Ссылки
Московскiй придворный Благовещенскiй собор (1911 год, 120 страниц)