Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Рославль)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в городе Рославль построен в 1854-1886 годах в псевдорусском стиле на средства рославльского купца П. Т. Вехова. Храм имеет Митрофановский (1858) и Петропавловский (1859) приделы.
История
18-го июля 1849 года на имя Тимофея, Епископа Смоленского и Дорогобужского, от Рославльских купцов 2-й гильдии Павла Вехова и 3-й гильдии Антона Шевердина было подано прошение, в котором они изъясняли, что «сограждане их, живущие на так-называемой Юрьевской горе, по речку Глазомойку, будучи чрезвычайно удалены от приходских своих церквей так, что некоторые находятся расстоянием от одной до двух верст; и быв лишены во всякое грязное и непогодливое время, а особенно в течение страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, почти всякой возможности находиться при богослужении» имеют нужду в новом храме. В прошении было указано, что просителями уже изготовлено до 50 куб. саженей бутового камня, лесной материал, и более 300000 кирпича на устроенных ими кирпичных заводах, и предположено с открытием весны будущего года, начать постройку трех-престольного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Святых верховных Апостолов Петра и Павла и Святителя Христова Митрофана Епископа Воронежского. После проведения необходимого исследования вопроса и составления плана и фасадов новой церкви, епископом Тимофеем в июне 1850 года в Святейший Синод был подан Рапорт.
31 августа 1850 года Департамент искусственных дел препроводил в Департамент проектов и смет проект новой церкви, который был, однако, отклонен ввиду «неблаговидности фасадов» и отправлен на доработку. В итоге начало строительных работ пришлось отложить. Они начались лишь в 1854 году.
По окончании строительных работ и устройстве иконостасов храм был освящен: Придел в честь святого Митрофана — 20 ноября 1858 года (3 декабря по н.ст.), Придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 27 июня 1859 года (10 июля по н.ст.). В 1886 году церковь была полностью обновлена и освящена. Новоосвященный храм вошел в градское благочиние.
На украшение храма именитые граждане Рославля вносили крупные суммы денег. В 1885 году рославльские мещане Иван Иоакимович и Пелагия Кирилловна Смолины пожертвовали на устройство иконостаса 1200 рублей, а в 1888 году на устройство напрестольной сени в главном алтаре еще 1000 рублей, – довольно значительные по тем временам суммы.
Много труда внес на благоустройство храма его староста, купец 2-й гильдии М. Ефремов. 10 октября 1895 года ему была пожалована серебряная на станиславовской ленте медаль «За усердие».
Более всех сегодня памятен Павел Тимофеевич Вехов. За свои труды на духовной ниве он удостоен был погребения в южной части храма, недалеко от главного престола.
Благодаря трудам и заботе вышеназванных лиц храм имел прекрасный, изящной работы золоченый иконостас. Считается, что он был самым лучшим иконостасом среди провинциальных церквей. Рославльский уроженец академик живописи Афанасий Ефимович Рокачевский подарил храму две иконы своей работы — Спасителя и Божьей Матери.
Чтимым образом в этом храме являлась Иерусалимская икона Божьей Матери. Первоначально она находилась в Малороссии, затем была привезена в Рославль помещиком Гречиковым и помещена в его доме. Вскоре дом был продан помещику Садовникову. Икона тоже перешла к новому владельцу. Садовников продал дом рославльскому мещанину Исидору Зубову, который завещал эту икону строившемуся тогда храму Рождества Богородицы и передал ее П.Т. Вехову. По окончании постройки Павел Тимофеевич поместил икону в храме.
Трудно переоценить вклад священников и церковных причетников церкви Рождества Богородицы в сохранение и развитие лучших традиций духовной жизни, образование прихожан этого храма. На приходе действовала одноклассная церковно-приходская школа, открытая в 1896 году. При ней была библиотека для внеклассного чтения. При самом храме тоже существовала библиотека для народного пользования. В библиотеках были собраны преимущественно святоотеческие книги и церковная периодика.
Широка была миссионерская деятельность прихода. В пользу сторонних мест и учреждений собирались денежные средства. Они направлялись на содержание училища девиц духовного звания; на сооружение православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско; на благоустройство церквей Рижской епархии; на улучшение быта православных паломников в Палестине; на лечение неимущих лиц духовного звания и др. Эти факты говорят о том, что приход храма Рождества Богородицы вносил значительный вклад в общественно-духовную жизнь города Рославля и Смоленской епархии в целом.
После революции 1917 году церковь Рождества Богородицы оставалась действующей. И лишь в 1937 году была закрыта решением облисполкома.
Возможно, в храме Рождества Богородицы проводились богослужения во время немецкой оккупации Рославльского района. Но документальных данных по этому вопросу пока не имеется.
Церковь действовала до начала 1960-х годов, а затем была вторично закрыта и передана на нужды хозяйственного склада. 30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР храм включен в число памятников истории и культуры СССР Реставрационные работы с этого времени в охраняемом памятнике не проводились.
По благословению Митрополита Кирилла в начале 1991 года в Рославле стал решаться вопрос об открытии прихода на Юр-горе. Основную организационную работу взяли на себя благочинный Рославльского округа, настоятель Спасо-Преображенской церкви (ныне Рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь) протоиерей Анатолий Чайкин, прихожанин Бобриков Михаил Тихонович (ныне схимонах Пимен), казначей Преображенской церкви Антонов Владимир Александрович (ныне иеромонах Ермоген), прихожанки Кондратьева Лидия Владимировна (скончалась в монашеском постриге с именем Анна), Сергеенкова Наталья Васильевна (ныне монахиня Евгения), Антонова Валентина Ильинична и другие. Проводились народные собрания в поддержку регистрации прихода, писались прошения и заявления о передаче храма на баланс Смоленской епархии. В Рославле была создана комиссия из представителей власти, общественных организаций и интеллигенции для рассмотрения поднятого вопроса. Решением комиссии, утвержденным главой городской администрации, в октябре 1991 года здание храма Рождества Богородицы было передано в пользование Русской Православной Церкви.
Народ с воодушевлением принял открытие прихода на Юр-горе. Здание церкви постепенно стало преображаться. Многие рославльчане помнят царившее в ней запустение. Груды отвалившейся штукатурки с элементами ценной лепнины, выбитые стекла, бурьян вокруг храма — таков был вид переданного верующим памятника архитектуры.
Отец Анатолий Чайкин организовал дежурство в храме, изо дня в день велась его уборка внутри и снаружи. Было вывезено несколько грузовых машин мусора. Л.В. Кондратьева была благословлена благочинным на сбор пожертвований для восстановления храма среди местного населения. Не было людей, которые возражали против восстановления храма.
Так начался ремонт храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первое, что было сделано, — это перекрыта крыша на четверике и установлены пять глав с вызолоченными крестами. В этом помогла община верующих кладбищенской Вознесенской церкви города Рославля, а конкретно — бывший в то время настоятель протоиерей Николай Дубяго (+1994) и председатель исполнительного органа Година Мария Борисовна, передавшие часть церковных средств и сусального золота новому приходу.
Первая служба — благодарственный молебен — была совершена при большом стечении народа. Из двух действующих церквей города шли крестные ходы, возглавляемые настоятелями. В центре города они объединились и направились по улице Ленина к храму Рождества Богородицы. Люди, ожидавшие службу, увидев идущий крестный ход, не выдержали и устремились навстречу, чтобы вместе с ним торжественно подойти к своей церкви. Возле нее крестный ход встретило духовенство благочиния. Начался молебен, во время которого пожилые прихожане, помнящие былую красоту этого храма, не могли сдержать слез. После молебна в храме начались регулярно совершаться литургии, на одной из которых присутствовали потомки жертвователей и благоукрасителей церкви. Среди них была регент одного из храмов города Риги, рассказавшая, как в 1914 году на Пасху возле храма на Юр-горе были установлены пушки, которые салютовали во время пасхального крестного хода.
Настоятелем прихода был назначен иерей Сергий Романенков. Основной первоначальный ремонт здания храма сделан этим священником. Храм внутри был оштукатурен, проведено газовое отопление, перекрыта трапезная часть и алтарная апсида, поставлена ограда, собран коллектив, создан хор, а самое главное — в храме регулярно совершались службы (и даже зимой, хотя там долго не было отопления). Был написан образ Иерусалимской Божьей Матери местным художником В.М. Климовым. Первыми помощниками во всех делах отцу Сергию были Андрюшкевич Ангелина Борисовна, Душкина Тамара Федоровна, Кохан Нина Васильевна, регент Федорова Ольга Федоровна, Старкова Анна Андреевна, Гусарова Елена Ильинична и многие другие. К сожалению, не дожив до 30 лет, отец Сергий после продолжительной болезни скончался 25 июля 1996 года. Погребение было отслужено соборно, и похоронен отец Сергий на родине (по его завещанию).
В сентябре 1996 года настоятелем прихода был назначен иерей Валерий Алексеев. Он продолжил работу по восстановлению храма. Был установлен центральный иконостас, смоленскими мастерами написаны первые иконы. В декабре 1999 года отец Валерий был направлен на служение в г.Десногорск (в настоящее время служит в г.Гвардейске Калининградской области), а настоятелем прихода храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы назначен священник Михаил Гольцман. Свое послушание настоятеля храма на Юр-горе отец Михаил несет и поныне. Работа по возрождению храма и приходской жизни продолжается. С ней Вы можете познакомиться на страницах нашего сайта.
Описание
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Рославля. Возведен он на гранитном цоколе из красного кирпича. Архитектурный стиль — псевдорусский.
В плане храм образует латинский крест. Основной объем композиции составляет двусветный четверик храма.
С запада расположена колокольня (трехъярусная), а сам храм украшен пятиглавием (разрушено во время Великой Отечественной войны, восстановлено в начале 1990-х гг.) Все фасады храма украшены декором, довольно скромным, характерным для церквей псевдорусского стиля. Окна арочные, обрамлены плоскими широкими наличниками. Интересной и довольно редкой чертой оформления фасадов являются перевернутые арки под окнами. Центральное пространство храма перекрыто куполом, жертвенник и диаконник — крестовыми сводами.
Четырехстолпная трапезная имеет трехнефную композицию. Интересной особенностью церкви является решение ее интерьера в духе ренессансно-барочной традиции — с купольным средокрестием, базиликальным характером трапезной и развитым лепным убранством. Основную роль в декоре играют различной формы филенки. Но особенную красоту придают лепке головки херувимов, вплетенные в общий орнамент лепнины. Стены трапезной были окрашены масляной краской, своды расписаны сюжетами на библейские темы. Живопись сохранилась только в трапезной части храма на центральном крестовом своде: Господь Саваоф, два архангела и серафим. Следует отметить, что церковь Рождества Богородицы была и осталась самым красивым храмовым зданием города. Вертикаль ее колокольни подчеркивала линию шпилей Благовещенского собора и Духо-Николаевской церкви (ныне не существуют).
Приделы
Главный придел храма освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы (престольный праздник — 21 сентября, н.ст.), левый — в честь свт. Митрофана, епископа Воронежского (престольный праздник — 6 декабря, н.ст.), правый — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (престольный праздник — 12 июля, н.ст.)
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ