Идёт загрузка карты…

Николо-Георгиевская церковь в деревне Смогири построен в 1892 году по завещанию генерал-лейтенанта Федора Спиридоновича Ракеева (1798-1879) его вдовой Еленой Павловной. Около 80-ти форм кирпича использовалось при строительстве. В нижнем, Георгиевском пределе находится склеп с могилой генерала.

История

Буквально в километре от автодороги Москва-Минск возвышается величественный Николо-Георгиевский храм в селе Смогири, ранее называвшееся село Ядревичи Духовщинского уезда. Он был выстроен супругой Фёдора Спиридоновича Ракеева Еленой Павловной в 1894 году. После смерти генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева в 1878 году, его жена Елена Павловна Ракеева продала находившееся здесь имение и на вырученные деньги построила этот великолепный храм-усыпальницу. Для строительства были приглашены мастера из Италии, Санкт-Петербурга, а также местные каменщики.

Подготовка к строительству длилась два года. Сюда были привлечены рабочие из разных мест, трудились здесь и местные жители. На строительстве было использовано более 80 видов кирпича, изготовленного из построенного рядом с храмом кирпичного заводика. Тело генерала Ракеева было забальзамировано и погребено в склепе. Покрыт саркофаг был чугунной плитой, поверх которой была прикреплена табличка с описанием его заслуг на поприще военной славы. Генерал Ракеев был морским офицером, участвовавшим в Крымской войне 1853-1856 гг. Поэтому свод нижнего храма решено было выполнить в виде Андреевского стяга в память о морских сражениях тех лет. Пол был мраморным. Вся церковная утварь была выполнена из золота и серебра. На стенах было развешено боевое оружие и знамёна.

На месте нынешнего храма в ХIХ веке стоял небольшой деревянный Свято-Никольский храм. Все прихожане во время богослужения не помещались в стенах церкви. Ракеев ещё при жизни мечтал, чтобы после его смерти был выстроен двухэтажный вместительный храм. Для этого он завещал продать часть имения и пустить деньги на постройку новой каменной церкви. Прокт храма Елена Павловна решила заказать у одного из виднейших архитекторов того времени Альфреда Александровича Парланда, работавшим тогда в "русском стиле".

Строительство церкви продолжалось 2 года. Выстроенный храм освятили в 1894 году в честь Андрея Первозванного. Но затем верхнюю прсторную (летнюю) церковь переосвятили во имя святителя Николая Чудотворца, в память о деревянном храме, стоящим на этом месте. Нижний небольшой храм в честь Георгия Победоносца стал (тёплым) храмом. На внешней стороне храма видны углубления. В них некогда были иконы из бронзы, которые прихожане накануне праздников начищали до блеска. Храм буквально утопал в позолоте до 1930-х годов. В 1937 год храм был окончательно закрыт и превращён в сельский клуб. После войны храм пытались взорвать, а кирпич пустить на строительство фермы, развалины которой и по сей день находятся неподалёку от храма. По рассказам местных жителей, под церковь подложили взрывчатку, но... Храм устоял, но его попытались приспособить для других целей, в нём разместили склад корма для скота.

В 1993 году Николо-Георгиевскую церковь передали Смоленской и Калининградской епархии. Церковь восстанавливал архимандрит Вадим (Малиновский). Нынешний настоятель, священник Сергий (Кузьмин), продолжает его дело. Главная святыня храма - икона Божией Матери "Корсунская".

Описание

Кладка кирпичных стен лицевая. Бесстолпный одноглавый храм типичен для русского стиля, композиция двухэтажного здания очень живописна и во многом следует зодчеству 17 в. Высокий четверик увенчан главой с круглым световым барабаном на четырехгранном постаменте (глава не сохр.). Алтарь трехапсидный, крупная полукруглая средняя апсида завершена главкой на глухой шее. Короткие прямоугольные пристройки по бокам четверика и удлиненная трапезная (все с крутыми двускатными кровлями по фронтонам) придают композиции крестообразность. Асимметрию вносят трехъярусная четырехгранная колокольня и выдвинутое к северу крыльцо с открытыми арками на четырех столбах (прежде завершалось шатром). Лестница на ползучих арках соединяет его с тамбуром перед верхним входом в трапезную. Декор здания включает пучки полуколонок и лопатки с ширинками. Основной объем завершен аркатурно-колончатым фризом, поясом поребрика и ширинок, зубчатым карнизом. Широко использованы также полукруглые и килевидные кокошники, двойные арочки и треугольные фронтоны. Помещения храма в обоих этажах перекрыты коробовыми сводами с конхами в апсидах, а крыльцо с лестницей и яруса колокольни - крестовыми. Лишь над центральной частью во втором этаже поднимается сомкнутый свод со срезанными углами, опирающийся на мощные угловые пилоны и увенчанный барабаном главы. В лотках сделаны по два арочных оконных проема, выходящих в наружную аркатуру вверху четверика.