Областной центр в 442 км к востоку от Москвы. На реках Волга, Ока. Население – около 1,4 млн. человек.
Субъективно
Несмотря на то, что город большой, экономически развитый, вокруг кремля – кварталы, которые кажутся девственно старыми. Остатки купеческой роскоши, могучая Волга, история города и сам его дух рождают чувство благодарности. Если в других русских городах мы чаще благодарим Бога за благочестие князей, мужество воинов, твёрдость мучеников, то здесь – за честное богатство, которое также является Его даром.
А знакомство с историей нижегородских миллионщиков порождает вывод: чтобы оценить устойчивость банка или предприятия, куда вы хотите вложить деньги, прежде всего нужно узнать, занимается ли оно благотворительностью. Вековой опыт нижегородских купцов и заводчиков показывает, что это лучшая защита капиталов.
Центр города изобилует крутыми возвышенностями, что делает пейзажи живописнее. Так же на возвышенности находится Новгородский Кремль.
Минимальное время на знакомство с городом – два дня.
История города
Начало города
Город основал владимиро-суздальский князь Георгий II Всеволодович (внук Юрия Долгорукого) для защиты восточных рубежей своих владений от булгар и мордвы. Крепость он заложил в 1221 г. в чрезвычайно выгодном месте – там, где Ока впадает в Волгу. Здесь находилось поселение булгар; они были изгнаны князем Георгием годом раньше.
Город сразу стал важным звеном в торговле Руси с Волжской Булгарией и другими странами Азии. Князь не жалел средств для обустройства города, и, кроме множества деревянных построек, уже к 1240 г. в нём были две каменные церкви – Спасо-Преображенская и Архангельская.
Возможно, имя Новый Город было дано для отличия от более древнего Города (ныне – Городец). Позднее, для различения с северным тёзкой, добавили определение Нижний.
В первые годы Нижний Новгород пережил немало набегов, особенно сильно пострадал в 1228 г. от мордвы. В 1238 г., по мнению историков, город на окраине княжества избежал разорения.
Переход под власть Москвы
В 1350 г. князь Константин Васильевич переехал в Нижний из Суздаля, и город сделался столицей Суздальско-Нижегородского великого княжества. Город был велик, при пожаре 1377 г. сгорело 32 храма. Константин Васильевич даже вынашивал планы сделать Нижний Новгород столицей Руси. Такие планы возникали и позже, например такой совет давали Иоанну Грозному. Но Бог судил иначе.
Сын Константина Васильевича, великий князь Нижегородский Димитрий выдал дочь Евдокию за московского князя Димитрия Иоанновича Донского. В битве на Куликовом поле, прославившей Димитрия Московского, полегло 50 нижегородских бояр, тогда как новгородских только 13, белозерских – 12, московских – 40. Сын Димитрия Донского Василий отнял Нижний у тогдашнего суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича обычным для того времени способом: «пошёл в Орду к царю Тохтамышу со многою честию и дарами; и начал просить великого княжения Нижнего Новгорода…» Это произошло в 1392 г.
Заметим, что свергнутый князь, пока ещё властвовал в Нижнем, проявлял непокорство духовной власти. Когда в споре между братьями о том, кому править в Нижнем, святитель Московский Алексий признал право за старшим братом Димитрием Константиновичем, Борис Константинович не подчинился. Не послушался Борис и прибывшего увещевать его игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Не уступил и тогда, когда прп. Сергий показал страшный знак Божьего неблаговоления, запретив богослужение во всех нижегородских храмах. Борису пришлось уступить военной силе.
Между Москвой и Казанью
Этнически Казанское ханство явилось плодом покорения Булгарского царства монголами. Город Казань и Казанское ханство основал в 1399 г. хан Золотой Орды Улу-Мухамед. Изгнанный из Руси, к 1438 г. он настолько окреп, что ходил на Москву, и хотя не взял её, но разорил многие другие города, в том числе Коломну.
По причине близости к Казани Нижний был разорён татарами в 1455, 1506, 1520 и 1536 гг.
Начиная с 1467 г., когда великий князь Иоанн III впервые объявил войну Казани, Москва не раз осаждала и стремилась подчинить это ханство. После осады 1487 года Иоанн III посадил на ханство Мухамед-Эмина.
В 1505 г. по совету жены Мухамед-Эмин отложился от Руси и со своим шурином, ногайским мурзой, осадил Нижний Новгород. Городу, в котором жило менее 4 тыс. человек, противостояло 60-тысячное войско. Штурм кремля, тогда ещё деревянного, длился долго. В отчаянном положении воевода Иоанн Хабар привлёк к обороне пленных литовцев в обмен на свободу. И когда враг пошёл на очередной штурм, литовцы удачным выстрелом из пушки убили предводителя ногайцев. Между ногайцами и татарами вышло несогласие: «Бысть между ними брань велика усобная и начаша сеча нагаи с татары… и много у града паде с обоих стран». И враги отступились. Через несколько лет после этого Мухамед-Эмин заболел смертельной болезнью и просил у великого князя прощения, а также чтобы после его смерти князь прислал в Казань воеводу или нового хана.
Но ставленник Москвы царил недолго: в 1521 г. власть над Казанью получил крымский хан Мухамед-Гирей. Мухамед-Гирей разорил Москву, взял Астрахань, и Казань поддержала его враждебные действия.
В 1523 г. великий князь Василий Иоаннович, пройдя с войском через Нижний, основал на Суре крепость для защиты восточных рубежей от татар. В следующем году князь Василий ходил на Казань. В Казани вновь был посажен хан, угодный Москве. Однако ставленники Москвы то изменяли, то бывали убиваемы татарами, поэтому войны между Москвой и Казанью разгорались не реже одного раза в 5 лет. Главной военной базой русских в этих войнах был Нижний Новгород.
Окончательно завоевал Казань Иоанн IV. В 1551 г. он основал на подступах к Казани г. Свияжск. А 1 октября 1552 г. после долгой осады Казань была взята и разрушена русскими войсками. Большая часть гарнизона и арсенала Нижнего Новгорода были переведены в Казань.
Спасение России
Смутное время тянулось для России невыносимо долго. Убили первого Лжедимитрия, потом второго, умер царь Василий Шуйский, а покой и порядок всё не водворялись на многострадальной земле. Польское войско стояло под Москвой, и бояре предложили русскую корону польскому королевичу Владиславу, прося его принять православие. Как к себе домой, поляки вошли в Златоглавую.
По сути, бояре отдали Русь на волю короля Сигизмунда. А его воля, укрепляемая посланцами папы римского, была стать русским царём вместо сына, а Россию сделать страной католиков. «Вера, царь и отечество» – все основополагающие ценности русских находились под сильнейшей угрозой.
Вначале только Смоленск мужественно сражался в кольце интервентов. Позднее и другие города, увидев со стороны поляков и литовцев осквернение храмов, грабёж и притеснения, стали готовиться к отпору. Стихийно собирались отряды, люди вооружались, целовали крест стоять за православие и свободную Русь. Там и сям вспыхивали восстания.
Рязанский боярин Прокопий Ляпунов, разослав письма по русским городам, организовал Первое ополчение, которое составилось из ополчений разных городов и окружило Москву. Это ополчение вначале имело успех, зажав поляков в Китай-городе и Кремле. Но потом казаки Заруцкого, опрометчиво принятые Ляпуновым в союзники, убили Прокопия. Разногласия ослабили ополчение.
Тем временем в Москве поляки уморили голодом патриарха Ермогена. Шведы 8 июля 1611 г. взяли Новгород.
Письма с призывом стать за веру и отечество посылали и патриарх Ермоген, и архимандрит Троицкого монастыря Дионисий. Такие письма приходили и в Нижний Новгород. (Население Нижнего составляло в то время до 5000 человек, в нём было около 25 храмов.) Они оглашались в храмах; встречали сочувствие, но не имели следствием широких организованных действий. «Верно, нам не будет избавления! Чаять нам большей гибели», – говорили нижегородцы. До тех пор, пока Бог не призвал к делу спасения Руси Кузьму Минина.
Кузьма Минин был говядарем, то есть торговцем мясом. За честность и «мудрый смысл» его так уважали, что избрали старостой одновременно двух посадов – Верхнего и Нижнего. В октябре 1611 г. Кузьма несколько раз собирал нижегородцев на площади перед Спасо-Преображенским собором и пламенными речами поднял город на решительные и самоотверженные действия для спасения отчизны. Минин утверждал, что удостоился явления преподобного Сергия Радонежского, который «велел собирать казну для военных людей и идти для очищения государства Московского от врагов». Кузьма призывал «не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
Старшим народ выбрал Минина. Он добился того, что с каждого нижегородца было решено взять пятую часть достояния. К счастью, в Нижнем было много купцов. Многие давали больше положенного. Некая вдова отдала десять тысяч рублей из имевшихся у неё двенадцати. Кузнецы ковали доспехи и копья. По предложению Минина вождём выбрали князя Димитрия Пожарского, лечившегося в суздальском имении от ран, полученных в схватках с поляками на Лубянке. Во все города летели призывные грамоты. Приходили отряды из Смоленска, Вязьмы, Арзамаса, Рязани, Дорогобужа, Коломны, Гороховца. В ополчение вступали не только русские, но и татары, мордва, чуваши, марийцы.
В конце зимы 1612 г. Второе ополчение во главе с Пожарским и Мининым двинулось из Нижнего в Ярославль. Оттуда – на Москву.
И всё-таки поляки и литовцы превосходили ополченцев – числом, вооружением и воинским умением. Литовское войско, пришедшее на помощь осаждённым полякам, возглавлял гетман Ходкевич, который в 1605 г. при Кирхгольме с 4 тыс. воинов разбил 11-тысячное войско шведов. Поначалу и в Москве после двух дней кровопролитной битвы Ходкевич брал верх над Пожарским. Но в критический момент говядарь Минин выпросил у Пожарского три конные сотни и, перейдя Москву-реку через Крымский брод, ударил в тыл Ходкевича. Русские думали о Боге и родине, а литовцы о богатом обозе. Когда казаки Трубецкого отбили 400 возов из литовского обоза, враги побежали. Это было 28 августа.
Поляков взяли буквально измором. 22 октября выбили их, ослабевших от голода, дошедших до людоедства, из Китай-города. В Китай-город внесли Казанскую икону Божией Матери; впоследствии установили празднование в этот день иконы и напротив Никольских ворот поставили Казанскую церковь. А три дня спустя поляки сдали Кремль.
Будучи настоящим православным человеком, Минин не трубил о своих заслугах, сознавая себя лишь орудием Божьего Промысла. Опытные царедворцы далеко отодвинули Кузьму от государственных дел. Но Михаил Романов, воцарившийся в 1613 г., пожаловал Минина званием думного дворянина и вотчиной – селом Богородским (теперь – г. Богородск). После этого бывший говядарь участвовал в заседаниях Боярской думы и решении государственных вопросов. Умер он в 1616 г. от простуды.
Героя похоронили в Нижнем Новгороде – сначала на кладбище, потом перенесли в Спасо-Преображенский собор, который в 1929 г. был разрушен. Сейчас останки Козьмы Минина находятся в Михайло-Архангельском соборе. Его именем названа главная площадь города.
Нижегородская ярмарка
Предшественницей Нижегородской была ярмарка, которая существовала в Казани при ханах. В 1524 г., после похода на Казань, великий князь Василий III, в противовес Казанской, устроил ярмарку в г. Макарьеве (возникшем вокруг Макариево-Унженского монастыря), запретив русским купцам ездить в Казань. По словам австрийского дипломата Герберштейна, князь «рассчитывал, что перенесение ярмарки нанесет большой урон казанцам и что их можно будет даже заставить сдаться, лишив возможности покупать соль, которую в большом количестве татары получали только на этой ярмарке от русских купцов». Но поначалу не меньший ущерб потерпели русские, лишившись возможности закупать товары из Персии и Армении. Однако со временем эти убытки вернулись сторицей. Ярмарка стала крупнейшим центром торговли, куда через Архангельск поступали западноевропейские товары, через Астрахань – восточные, через Казань – сибирские, а также российские – для отправки на Восток.
В 1816 г. строения Макарьевской ярмарки, которые уже тогда исчислялись тысячами, сгорели. С 1822 г. ярмарка была возобновлена в Нижнем Новгороде. Проводилась она ежегодно с 15 июля по 15 августа. В первый год ярмарки товару привезли на 26 млн. руб., а в 1881 г. – уже на 246 млн. руб. (Тогдашний рубль в пересчете на продукты, одежду и жильё примерно в 100 раз дороже нынешнего доллара США.) Причем 99% этого товара успешно продавалось на ярмарке.
В 40-тысячном городе в период ярмарки собиралось 150-200 тыс. человек. Нижний получил прозвище «кармана России».
Пути товаров, проходившие через город Нижний Новгород , охватывали почти весь мир – от Китая (на ярмарке был целый Китайский квартал) до США, не говоря уже о Западной Европе. Здесь продавалось и покупалось, без исключения, всё. Были даже колокольные ряды с сотнями подвешенных на балках церковных колоколов, в которые можно было звонить, чтобы проверить красоту голоса.
На обширной площади ярмарки были построены тысячи лавок, здания банков, два собора, три часовни, армяно-григорианская церковь, мечеть. Были устроены канал, водопровод, электрическое освещение, электрическая железная дорога (в 1896), цирк, театр и др.
В каждой русской лавке перед образами горели лампады. История поколений ясно показывает, какие жизненные ценности помогают собрать и укрепить богатство; доказывает лживость известного афоризма: «Все крупные состояния собраны неправедным путём». Нижегородские и московские купцы были в прошлом крестьяне, само название которых произошло от слова «христиане». Ум, предприимчивость, риск уважались в среде купцов; махинации и воровство – наоборот. Миллионер-мукомол Блинов подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за мошенничество с солью, чугунные калоши, чтобы тот носил их по полчаса в каждую годовщину суда и размышлял о купеческой чести. Собрать богатство куда легче, чем сохранить себя и деньги. Поэтому со временем оказалось, что большинство богатейших купцов Нижнего – из старообрядцев; уклад старообрядцев более строг. Нижегородские миллионщики жертвовали миллионы на храмы, богадельни, приюты, учебные заведения и другие благие дела.
Но и купцы были разные. Шумели на ярмарке трактиры и кафешантаны, где вырвавшиеся от семьи «на свободу» богачи прожигали жизнь всеми известными способами.
Теперь трудно выяснить, где в поведении русских купцов был расчёт, где – искренняя щедрость, но широта поступков в любом случае впечатляет. Один пример. В 1890 г. впервые после возобновления торговых отношений с Афганистаном на ярмарку прибыли афганские купцы. Закупили товара на 250 тыс. руб., погрузили в баржу. В судно ударила молния, оно сгорело вместе с товаром. Русские купцы быстро собрали товара на ту же сумму и подарили афганцам, чтобы поддержать их почин. На следующий год афганцы приехали снова.
С развитием железнодорожной сети в конце XIX в. оборот ярмарки стал уменьшаться. Но до закрытия в 1930 г. её значение для экономики страны оставалось огромным.
В наше время сохранились Спасский и Александро-Невский соборы, а также главное здание ярмарки, в котором размещены магазины. Ежегодно здесь проводится несколько десятков выставок.
Монастыри
Благовещенский мужской монастырь
Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.
В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря. Заботами митрополита Алексия в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре. В XVII веке храм был перестроен. Главной святыней монастыря почиталась Корсунская икона Пресвятой Богородицы, подаренная святителем Алексием братии возрожденной обители. Образ был византийской работы, привезенный митрополитом из Москвы. В годы советской власти образ был реквизирован. В настоящее время его судьба и место нахождения остаются неизвестными.
Возрожденный в XIV веке Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями.
Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества в 1589 году – именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Первосвятители российские давали Нижегородскому Благовещенскому монастырю жалованные грамоты от себя и испрашивали для обители милости у монархов. Так, в периоды правления архимандритов Ферапонта II (1640–1649), Сергия (1651–1654) и Пафнутия (1660–1679) Благовещенский монастырь имел много разнообразных льгот и преимуществ, закрепленных в соответствующих грамотах. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI - XIX веков.
Число живущих в монастыре насельников в XVIII веке, вплоть до реформы 1764 года, составляло 5060 человек. В 1764 году Благовещенская обитель решением Священного Синода была передана в непосредственное управление местного епархиального архиерея – епископа Нижегородского и Арзамасского. В связи с учреждением штатов монастырь был причислен к третьему классу, с настоятельством игуменов, впрочем, заменяемых большей частью архимандритами. Из стен Благовещенского монастыря вышло немало выдающихся пастырей. В XIX веке в Благовещенском монастыре подвизались два выдающихся святителя земли нижегородской – епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев) и архиепископ Макарий (Миролюбов). В середине XIX века наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены святители Иеремия (Соловьев, 1884) и Макарий (Миролюбов, 1894).
После Октябрьского переворота Нижегородский Благовещенский монастырь в 1919 году был закрыт. Постепенно в его стенах обосновались различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещалась школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Склады и другие хозяйственные постройки использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря проводились постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей и т. д. В распоряжении верующих осталась лишь одна небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В 1922 году под предлогом помощи голодающим из храмов Благовещенского монастыря были изъяты наиболее ценные богослужебные предметы – золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты, дарохранительницы, сосуды, кадила, лампады и многое другое. Согласно архивным документам общий вес 135 изъятых предметов составил около 136 килограммов.
В 1923 году, на основании официального заключения светских властей, уничтожена каменная надкладезная часовня во имя святителя Алексия над святым источником как ветхое и не представлявшее особой архитектурной ценности сооружение.
В 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви, который на тот момент возглавлял архимандрит Иосиф (Каменецкий), монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Все его сооружения были причислены к первой категории памятников, охранявшихся государством, но эти меры не могли уберечь монастырь от разорения. В 1928 году единственный действующий на тот момент Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени все монастырские строения были окончательно национализированы и церковная жизнь прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвергнуты различным притеснениям и гонениям.
В 1948 году в Алексеевском храме был размещен планетарий в связи с чем храм был частично перестроен.
В 1960 году монастырский ансамбль как памятник архитектуры был взят под государственную охрану, но все его здания оставались в полуразрушенном состоянии, без ремонта и реконструкции. В 70–80 годы XX века началась частичная реставрация некоторых сооружений Благовещенского монастыря, в первую очередь Благовещенского собора, который пострадал от урагана 1974 года. В 1987 году реставрационные работы были закончены.
Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда древняя обитель была возвращена Нижегородской епархии. В стенах монастыря возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения. 25 сентября 1993 года считается официальной датой открытия монастыря.
С началом восстановления духовной жизни монастыря началось и возрождение духовного образования в Нижегородской епархии. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) первоначально в стенах Благовещенской обители размещались курсы катехизаторов, а затем – Нижегородское духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в духовную семинарию. В возрождении монастыря активное участие принимали студенты Нижегородской духовной семинарии, которые выполняли в обители различные послушания. Восстановление и возрождение духовной жизни Благовещенской обители продолжается по сей день.
Адрес: Мельничный переулок, 7а
Крестовоздвиженский женский монастырь
Крестовоздвиженский женский монастырь, расположенный на правом берегу Оки, существует на этом месте почти два столетия. Обитель имеет интересную предысторию: ей предшествовали древний Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский монастыри.
Зачатьевский женский монастырь был основан в 1370-х годах великой княгиней нижегородской Анастасией Ивановной, принявшей монашеский постриг с именем Васса. Обитель располагалась на берегу Волги под кремлем. Монастырь просуществовал до середины XVIII века, затем был присоединен к Происхожденскому. Последний был учрежден в начале XVII века и располагался между Георгиевской башней кремля и церковью святого Георгия (ныне не существующей).
Воскресенский же монастырь с XVII столетия находился в самом кремле. К началу XVIII века в нем осталось восемь монахинь, поэтому он также был присоединен к Происхожденскому. Монастырь именовался так, потому что в нем ,была церковь в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, сгоревшая в 1715 году. Храм был восстановлен и освящен в 1716 году в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, поэтому монастырь в дальнейшем именовался Крестовоздвиженским.
В 1802 году игуменией Крестовоздвиженской обители стала монахиня Дорофея I. К началу XIX века монастырь обветшал, а пожар 1809 года уничтожил часть построек. В 1812 году было получено новое место для монастыря за Арзамасской заставой у Казанского кладбища (ныне площадь Лядова). К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря и внутри них колокольня со святыми воротами и двумя палатками, восемь корпусов, гостиница, заложен фундамент соборного храма.
В октябре 1815 года монахини переселились на новое место. 6 ноября 1815 года освящена больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», устроенная в одном из корпусов монастыря. 17 августа 1823 года освящен соборный Крестовоздвиженский храм. Вскоре была построена больница для бедных и престарелых женщин.
После игумении Дорофеи Крестовоздвиженским монастырем управляла монахиня Вера, постриженница и воспитанница этой обители. При ней в 1838 году при монастыре было открыто училище для девочек-сирот, посажен фруктовый сад, произведена реконструкция Крестовоздвиженского храма. При игумении Вере под алтарем главного храма была устроена и освящена в 1854 году церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. После игумении Веры монастырь возглавляли настоятельницы: Асенефа I, Дорофея II, Вера II, Асенефа II. Все они были погребены в церкви-усыпальнице в честь Иверской иконы Божией Матери, которая находится под алтарем главного храма.
Крестовоздвиженский монастырь видел в своих стенах множество знаменитых путешественников и удостоился посещения высочайших особ. В нем были: 19 августа 1824 года – принц Александр Вюртембергский, 31 июля 1834 года – принц Петр Ольденбургский, 27 августа 1845 года – Его Императорское Высочество герцог Максимилиан Лейхтенбергский, 12 августа 1850 года – Их Императорские Высочества великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.
Ежегодно в Светлую субботу на Пасхальной неделе в Крестовоздвиженский монастырь из Оранского монастыря приносили Оранскую-Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Затем крестным ходом, в котором участвовало все духовенство Нижнего Новгорода, икону переносили в храмы Кремля и города.
Обитель была закрыта в 1917 году после Октябрьской революции. В советское время в зданиях монастыря располагались производственные помещения, склады, конторы и жилые квартиры.
Возрождение Крестовоздвиженского собора началось в 1995 году. К 1999 году храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был восстановлен. Решением Священного Синода от 25 марта 2004 года приход собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Нижнего Новгорода переименован в Крестовоздвиженский женский монастырь. 10 декабря 2006 года в Крестовоздвиженском монастыре прошло перезахоронение останков игумений Дорофеи I, Веры I, Асенефы I, Дорофеи II, Веры II, Асенефы II, управлявших монастырем с 1830 по 1908 годы. Останки были обнаружены во время археологических раскопок летом 2006 года и были захоронены в новых гробах в подклете Крестовоздвиженского собора. В настоящее время продолжаются ремонтные и восстановительные работы в возрождающейся обители.
Адрес: Советский район, Окский съезд, 2а
Телефон: 433-92-25
Храмы
Перед революцией 1917 г. в Нижнем Новгороде было более 50 церквей. Сейчас действуют около 30.
Михайло-Архангельский собор
Находится в центре кремля. Первый деревянный храм на этом месте в 1221 г. поставил князь Георгий Всеволодович, а каменный возвели между 1227 и 1236 гг. Позднее собор стал дворцовым. Не раз горел и перестраивался. После Смутного времени наполовину развалился, и по велению царя Михаила Феодоровича в 1631 г. на старых стенах собора был возведён новый, дошедший до нас шатёр.
В соборе покоятся тела Кузьмы Минина и местных князей Зиновия, Петра, Василия, Иоанна Васильевича, Василия Симеоновича, князей-иноков Зосимы и Ионы, княгини Ирины. Все эти властители, о жизни которых знают только историки, именуются в надгробных надписях благоверными. Не дожидаясь вопроса, старушка, убирающая в храме, объясняет: «В старые времени все князья были благочестивые, Бога боялись – потому и благоверные».
Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская, Строгановская)
Промышленники и купцы Строгановы разбогатели на добыче соли. Они владели землями в Предуралье и на Севере, наняли казака Ермака для освоения земель за Уралом. Во второй половине XVII в. две трети родового капитала сосредоточились в руках Георгия Дмитриевича Строганова. При нём сложилась поговорка: «Богаче Строганова не будешь». Георгий Дмитриевич владел в Нижнем Новгороде соляными амбарами, судами и сам здесь жил. После того как Пётр I ввёл государственную монополию на торговлю солью, Строганов перестал строить на свои деньги фрегаты для флота, из друга царя стал его недругом. Он покинул Нижний и умер в Москве в 1715 г.
Значительную долю своих богатств Г. Д. Строганов тратил на благотворительность, содержал иконописные, золотошвейные, финифтяные мастерские и артель умельцев-строителей. Из храмов, построенных Георгием Строгановым в Нижнем («Строгановских»), самая прекрасная и знаменитая – Собора (Рождества) Пресвятой Богородицы. Строительство длилось несколько десятилетий и было завершено вдовой Георгия Дмитриевича Марией Яковлевной к 1719 г.
Это высокий храм в стиле барокко. Хотя церковь ещё не вполне восстановлена, роскошь отделки удивляет. Снаружи – богатая ажурная лепнина. Внутри – уникальный прорезной иконостас, словно не вырезанный, а сплетённый из дерева.
Спасский собор
Ещё его называют Спасо-Ярмарочным, так как он был построен на территории Нижегородской ярмарки, по проекту архитектора Огюста де Монферрана, спроектировавшего Санкт-Петербургский Исаакиевский собор. Собор был построен в 1822 г. Француз де Монферран, многому научившийся в Италии, пригласил для росписи собора итальянца Торричелли. В росписях Торричелли было так много обнажённого тела, подобная иконопись была так непривычна русским, что иные отказывались посещать новый храм, а иные приносили свои иконы, молились перед ними, а затем уносили. По этой причине спустя десять лет начались работы над новым иконостасом, по проекту русского архитектора В. Стасова.
Как и другой ярмарочный собор – Александра Невского, – в советское время был обезображен, использовался как склад.
Сейчас собор является кафедральным. Вся отделка внутри – новая. Пышную хрустальную люстру не так давно привезли из Греции.
Александро-Невский собор
Клин земли у впадения Оки в Волгу, где стоит храм, называют Стрелкой. Необходимость в постройке храма здесь возникла, когда Нижегородская ярмарка стала настолько популярной, что Спасо-Ярмарочный собор перестал вмещать верующих. По случаю посещения ярмарки в 1858 г. императором Александром Николаевичем с императрицей и царевной купечество решило построить большой храм с тремя престолами – во имя Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Чудотворца.
Несмотря на крупные пожертвования, денег на грандиозное строительство постоянно не хватало. Поэтому с 1869 г. ярмарочные торговцы были обложены 10%-ным налогом на строительство собора. Первый камень в основание собора заложил в 1867 г. великий князь Владимир Александрович, а закончили храм в 1880 г. Строительство обошлось в 455 тыс. руб. В храм были переданы многие иконы и святыни из ликвидированного после пожара Макариевского монастыря.
В 1929 г. храм был разорён, иконостас высотой 23 м пущен на дрова. Проект реконструкции территории ярмарки предусматривал снесение собора и строительство на его месте маяка с памятником Ленину. Однако эта часть проекта не была осуществлена. Во время Великой Отечественной с центрального барабана собора зенитная батарея закрывала город от фашистских бомбардировок.
К 1983 г., когда добровольцы начали реставрировать храм, от него оставались только стены. С 1991 г. восстановление храма координирует Братство во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Богослужения начались ещё в 1992 г.
Храм является третьим по высоте в России (около 80 м).
Спасо-Преображенская церковь (Печерская)
Впервые церковь была построена по повелению царя Феодора Иоанновича на месте гибели первого Печерского монастыря. Когда эта деревянная церковь сгорела, к 1798 г. построили каменную. Сейчас Печерская церковь – одна из самых посещаемых в городе, хоть и находится не в центре, а в Старых Печёрах.
В 200 м от храма ниже по течению Волги находится святой источник, освящённый в честь прп. Иоасафа Печерского, мощи которого открылись здесь при уничтожении оползнем Печерского монастыря.
Церковь Успения Божией Матери «на Ильинской горе»
Построена в 1672 г. на средства купца Афанасия Олисова на старом погосте (т. е. сельском приходе). Колокольня и трапезная были уничтожены в советское время, остался только храм. Храм тоже был разорён дочиста, советские реставраторы выломали даже разноцветные изразцы XVII в. и заменили их муляжами, которые уже полиняли.
Редкая архитектура, присущая деревянным храмам. Храм недавно отремонтирован, никаких украшений.
С одной стороны храма стоят унылая советская многоэтажка, с другой – светлый особняк, которому около трёх веков. Это дом купца Олисова, который построил церковь. Стоит увидеть это необычное место и помочь восстанавливающемуся храму.
Музеи
Музей истории Нижегородской епархии
Музей истории Нижегородской Епархии в стенах древнего Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был основан в 2003 году.
Музей размещается в двухэтажном башенном корпусе в центре монастыря. Три зала первого этажа посвящены истории возникновения и многовековой летописи Нижегородского Печерского монастыря. Экспонаты- древнейшие археологические находки с места раскопок на месте первоначального местонахождения обители, копии архивных древних актов XVI-XVII вв., предметы прежнего убранства монастырских храмов и келий. В витринах музея выставлены рукописные и старопечатные церковные книги, архиерейские грамоты, различные дореволюционные книги и брошюры, посвященные истории монастыря, церковные облачения монашествующих, священнослужителей и епископов. Представлена здесь и различная церковная утварь, богослужебные сосуды и иконографические изображения.
На втором этаже музея - три зала, посвященные истории основания и развития Нижегородской Епархии, где находится экспонаты церковного искусства и церковной древности, старинные архиерейские облачение, документальные свидетельства, повествующие о развитии церковного образования в Нижегородской епархии в XIX- нач. XX вв.
Ориентировочная стоимость посещения: бесплатно.
Телефон: (831) 432-66-50
Адрес: Нижний Новгород, Приволжская Слобода, 108
Время работы: ежедневно с 9.00 до 18.00 - с мая по октябрь
Проезд из Москвы
Есть примерно по 5 поездов из Москвыдо Нижнего с Ярославского (проходящие) и с Курского (прямые) вокзалов. Удобный, ночной – № 38 (с Курского).
На машине по М7 из Москвы до Нижнего Новгорода расстояние составляет 425 км, около 6 ч пути.
Прочая информация
Куда дальше из Нижнего Новгорода
Вокзалы Нижнего Новгорода
Московский ж/д вокзал. Адрес: пл. Революции, 2. Тел.: (8312) 48-88-00.
Автовокзал. Адрес: ул. Студенческая, 15а. Тел.: (8312) 33-55-98.
Автостанция «Канавинская». Адрес: ул. Советская, 20. Тел.: (8312) 44-20-21.