Межигорский Преображенский мужской монастырь

Версия от 09:11, 12 мая 2020; DmitryNel (обсуждение | вклад) (Замена текста — «45» на «45»)
Идёт загрузка карты…

Межигорский Преображенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Первоначально монастырь был мужским. Будучи важным монастырём Войска Запорожского, Межигорский монастырь оставил после себя Межигорскую летопись и большое культурное наследие. Упразднён в 1787 году, в 1894—1918 годах действовал как женская обитель, в 1935 году окончательно разрушен. 14 июня 2011 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение монастыря.

История

Монастырь известен богатой историей, духовной опекой украинского казачества и живописным расположением в долине между приднепровскими холмами (отсюда – Межигорский) в 2 км к северу от Вышгорода. Сегодня древняя обитель возрождается на новом месте – у шоссе при северном выезде из города; на прежнем – в 1930-х гг. монастырские сооружения были уничтожены и вместо них выстроены правительственные дачи.

Старейшим документальным свидетельством о монастыре является грамота Польского короля Сигизмунда I от 12 марта 1523 г.: «Бил нам челом игумен из Киева Михаил Щербина и просил нас, чтобы ему дали монастырь, прозываемый Межигорский, в честь Святого Спаса, и принадлежащие к нему приделы святого Николая и святых апостолов Петра и Павла, каковой монастырь недалеко от Киева, вверх по Днепру, в нынешнее время лежит пустым… И некоторые киевские бояре о том нам поведали и нас за него просили. И мы, по милости нашей, тот монастырь Межигорский, с землями и со всем, что тот монастырь издавна имеет, дали ему. А он должен там монастырь выстроить и общину в нем собрать, по их греческой вере… Мы сделали это потому, что та Божия церковь от разорения Киева опустела [1482]». Историки упоминают также подаренное монастырю в 1546 г. Евангелие с записью об окончании в 1555 г. храмов Преображения, свв. апп. Петра и Павла, свт. Николая Мирликийского.

Вид монастыря в 1934 году.

Заведенный в 1625 г. монастырский синодик гласит, что в 1161 г. князь Андрей Боголюбский основал здесь храм Белого Спаса (под этой датой Ипатьевская летопись упоминает лишь о существовании «божницы» севернее Вышгорода). Историки XIX в. дополняли сообщение синодика новыми подробностями: митрополит Самуил (Миславский, «Краткое историческое описание Киево-Печерской Лавры», 1795) – князь заменил деревянный храм каменным; митрополит Евгений (Болховитинов, «Описание Киево-Печерской Лавры», 1831) – обитель основали в 988 г. греческие иноки; Николай Сементовский («Киев, его святыня, древности», 1864) – храм назван Белым из-за наличия побелки. Подвергнув эти дополнения критике, Николай Закревский отметил («Описание Киева», 1868): «Белый Спас» – это Преображение, ибо одежды Христа стали белыми как свет (Мф 17:2), блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

По воле князя Василия-Константина Острожского, в 1599 г. игуменом обители стал о. Афанасий Московитянин, который управлял ею до кончины в 1612 г. (по данным историка Михаила Максимовича, он пришел в Украину отроком, пленником из Московии, и до монашества воспитывался при Острожском дворе). Синодик 1625 г. приписывает о. Афанасию создание храмов свв. апп. Петра и Павла (1607), свт. Николая при трапезной (1609) и Преображения (1611). Их освящение совершил в 1612 г. Софийский архиеп. Неофит из Болгарии (современный историк Алексей Кузьмук допускает, что это могло быть обновление уже существующих церквей, поскольку храмы с такими же названиями известны здесь с сер. XVI в.).

Широко известен облик деревянной Межигорской обители, запечатленный в 1651 г. голландцем Абрагамом ван Вестерфельдом и утраченный ею при пожаре 1665 г. В 1676-1690 гг. в монастыре построили каменный Преображенский храм. На 1687 г. обитель имела также 3 деревянные церкви: привратную – свв. апп. Петра и Павла, трапезную – свт. Николая, больничную – Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1717 г. монастырь вновь выгорел, а в 1724-1726 гг. его описания вновь указывают каменную и 3 деревянных церкви. После пожара 1764 г. в обители возвели каменный храм свв. апп. Петра и Павла с колокольней (1772-1774, на средства последнего кошевого запорожских казаков Петра Калнишевского) и каменный корпус келий. В XVIII в. на горе Пекарницкой к востоку от монастыря был пещерный скит с подземной церковью прпп. Онуфрия Великого (историки XIX в. упоминают о пещерном граффити с датой «1700» и дарственных надписях 1723 г. на кресте и подсвечнике подземной церкви).

О жизни межигорских иноков похвально отзывалось православное братство г. Вильнюса (в посвящении печатной книги «Духовные беседы прп. Макария Египетского» 1627 г. игумену Межигорья о. Коментарю: «Не утаивается весть о честном вашем житии, достигающем вершин подвижничества, хотя вы его… аккуратно скрывать умеете… Многие, слыша о нем, из далеких стран, от Иерусалима и святой Синайской горы, приходят для лицезрения и подражания вашего жития, и обитать с вами желают… Ежедневно встретишь у вас кузнеца с молотом, плотника с топором, и иных мастеров из разных далеких мест, со всякими инструментами, говорящих с покорностью: «Отче, скажи, что сделать: мы обещали ради спасения души поработать для этого святого места») и митрополит свт. Петр Могила («Лифос», 1644: «Не говорю о монастырях, наделенных фундушами, – обрати свои взоры на монастырь Межигорский, где более ста пятидесяти иноков живут в общежитии, трудами рук своих, подражая примеру пустынника Антония Великого»).

Описывая бои 1630 г. в Киеве между участниками казацкого восстания Тараса Трясила и польским войском, Михаил Гунашевский в своей «Львовской летописи» (ее следует отличать от одноименной – по имени владельца князя Львова – летописи XVI в.) впервые величает Межигорский монастырь «казацким», прибавляя, что его едва не начали штурмовать наемные немецкие солдаты («но, однако, иноки, заметив, помешали этому»). Автор не объясняет причину употребления такого названия (известно, что 38-ю годами ранее казаки ограбили Межигорье), но в 1638 г. шляхтич Симеон Окольский писал о восставших казаках Якова Острянина: «Уже монастырь Межигорский им рукоплещет». Историк Алексей Кузьмук полагает, «что монастырь оказывал восставшим запорожцам определенные услуги… Повстанцы могли использовать монастырь как склад, шпиталь для раненых, место для отдыха и укрытия, место переправы через Днепр» («Козацьке благочестя», 2006).

В 1683 г. (в итоге переписки с 1672 г.) Запорожская Сечь закрепила установившиеся к тому времени между нею и Межигорьем традиционные отношения, – присылку в сечевые церкви священников только из числа межигорцев и содержание монастырем войскового шпиталя, – официальным договором («за долгое время увидев пристойное житие иноческое отцов межигорских» и «уважая немалые их заслуги в войске нашем и церкви»). По мнению А.Кузьмука, выбор запорожцев пал на Межигорье потому, что оно лежало за Киевом (как Сечь – за пределами Среднего Поднепровья), а со 2-й пол. XVII в. до 2-й пол. XVIII в. – на границе разных государств (России и Польши). Возможно также, – полагает историк, – происхождение 1-го настоятеля сечевого Самарского монастыря из Межигорья (1602) породило традицию опеки межигорцев над Запорожьем. В 1679 г. в Межигорской обители похоронен казацкий полковник Евстафий Гоголь – предок писателя Николая Васильевича Гоголя.

В 1709-1734 гг. Межигорье на время лишилось статуса «казацкой» обители из-за отказа запорожцев от протектората России (при поддержке ими союза гетмана Мазепы со Швецией), однако и в этот период отдельным сечевикам удавалось пробраться в Киев ради паломничества к православным святыням. С возвращением запорожцев Межигорье восстановило над ними опеку в 1734-1735 гг. В 1774 г. (за год до ликвидации Сечи) она была прекращена в связи с назначением Сечевого архимандрита Владимира (Сокальского), напрямую подчиненного митрополиту Киевскому.

Не умаляя значения Межигорья в жизни казаков Запорожской Сечи, нужно отметить, что сведения о несметных богатствах монастыря (подаренных запорожцами), частом и поголовном паломничестве казаков в обитель, их традиционном уходе сюда на склоне лет (с обрядом веселого «прощания с миром», описанным в романе Пантелеимона Кулиша «Черная Рада» и стихотворении Тараса Шевченко «Чернец»), – являются частью мифического образа казачества из народных преданий и литературы эпохи романтизма кон. XVIII – 1-й пол. XIX вв. (сказанное не относится к факту приезда казаков в обитель на временное послушание по обету).

Монастырь не раз объявлялся ставропигиальным – с прямым подчинением Патриарху Константинопольскому или Московскому. В 1610 г. (иногда ошибочно указывают 1600) старопигию Межигорья объявил экзарх Константинопольского Патриарха архиеп. Мирликийский Матфей, затем ее подтвердил 15 марта 1617 г. (иногда ошибочно – 1607) экзарх Пелопоннеса архиеп. Монемвасийский Иоасаф, а 10 июля 1620 г. – патриарх Иерусалимский свт. Феофан. По мысли Алексея Кузьмука, Межигорье нуждалось в актах 1610-1620 гг. для защиты от униатов и сохранения самостоятельности (при возросшем влиянии Киево-Печерской Лавры на киевские монастыри). В авг.-окт. 1620 г. свт. Феофан восстановил православный епископат Украины, после чего в 1626 г. патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис упразднил межигорскую ставропигию. В 1686 г. запорожские казаки ходатайствовали о сохранении за Межигорьем исключительного права присылать в Сечь духовенство, и патриарх Московский Иоаким, как постриженник Межигорской обители, взял ее традиции под охрану путем объявления своей ставропигии в грамотах от 28 фев. 1687 г. и 5 марта 1688 г. Под влиянием местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана (Яворского), бывшего выходцем с Украины, 12 февр. 1703 г. царь Петр I отменил эту ставропигию, подчинив монастырь Киевскому митрополиту, но в 1710 г. восстановил ее за заслуги нового игумена Иродиона, который в 1708 г. участвовал в посольстве к запорожцам (с целью отговорить их от поддержки союза гетмана Мазепы со шведами).

В 1655 г. в обители принял постриг будущий патриарх Московский Иоаким (в миру Иоанн Савелов). Он родился в 1621 г. в семье царского придворного, с 15 лет находился на государевой службе, в 1653 г. получил офицерский чин, в 1654 г. был направлен в Украину, где после известия о скоропостижной кончины жены и детей (возможно, от эпидемии чумы) решил стать иноком. В 1657 г. патриарх Никон перевел о. Иоакима на служение в монастырях России. В 1672 г. о. Иоаким стал митрополитом Новгородским, в 1674 г. занял патриарший престол (†1690). С 1676 г. иноки Межигорья просили у него помощи в сооружении каменной церкви. В ответ иерарх не раз присылал милостыню на эту и прочие нужды обители. В 1723 г. в Межигорье принял рясофорный постриг студент Киево-Могилянской Академии Иоаким Горленко – внук гетмана Даниила Апостола и будущий свт. Иоасаф Белгородский (1705†1754).

В 1786 г. обитель вошла в список монастырей, определенных к упразднению в связи с отчуждением церковных земель государством. В ночь перед назначенным на 23 апр. 1787 г. визитом императрицы Екатерины II монастырь сгорел (народное предание XIX в. истолковало это как поджог в знак протеста против закрытия обители, или умысел самой государыни – последний вариант отражен в поэме Т.Шевченко «Невольник» 1859 г.: «Як цариця по Києву з Нечосом ходила, / і Межигірського Спаса вночі запалила, / і по Дніпру у золотій галері гуляла, / на пожар той поглядала, нишком усміхалась»).

В 1796 г. близ монастыря открыли фаянсовую глину, а в 1798 г. в обители устроили фаянсовую фабрику, которая славилась своими изделиями, но оказалась убыточной и в нач. 1860-х гг. была закрыта. С 1801 г. каменные храмы монастыря действовали как приходские. В 1884 г. правительство вернуло Межигорье Церкви и разрешило возродить обитель, к которой для этого в 1886 г. приписали киевский Свято-Троицкий (Ионинский) монастырь, поручив его основателю и настоятелю прп. Ионе (Мирошниченко, †1902) опеку над древней святыней (по ее статусу, о. Иона тогда же был возведен в сан архимандрита). Подвижник блестяще исполнил эту миссию, но тяготился двойственным положением Ионинской обители, лишенной самостоятельности, и в 1894 г. исходатайствовал ее отделение от Межигорской.

В 1894 г. Межигорье передали Киево-Покровскому женскому монастырю, которым управляла его основательница – прп. Анастасия (великая княгиня Александра Петровна Романова, †1900). Подвижница любила бывать в Межигорье, руками покровских сестер в здешних храмах были поновлены росписи и иконостасы, в одном из корпусов открыли больницу, принимавшую на лечение окрестных жителей, в другом – гостиницу (накануне революции ее начали сдавать дачникам на лето). В 1918 г. Покровская игумения прп. исп. София (Гринева) подписала договор на устройство в одном из корпусов санатория для 100 «слабо-грудных, усталых, истощенных, хирургических и прочих больных» (он проработал 2 сезона).

С 1923 г. в обители размещался Художественно-керамический техникум (позже преобразованный в институт), с 1933 г. – Дом отдыха писателей. В 1934 г. Межигорье привлекло внимание правительства советской Украины (переехавшего тогда из Харькова в Киев), а в 1935 г. церковные здания снесли для строительства государственных дач. 14 июня 2011 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение монастыря.

Святые

  • свт. Иоасаф Белгородский (1705†1754)
  • прп. Ионе Киевскому (Мирошниченко, †1902)
  • прп. Анастасия (великая княгиня Александра Петровна Романова, †1900)
  • прп. исп. София (Гринева)

Святыни

Святой источник
  • Дзвонковая криница

Старинный источник в Межигорском урочище - единственный сохранившийся объект Киево-Межигорского Преображенского монастыря. По преданию, монахи устроили над источником целую систему колокольчиков, которые издавали мелодичный звон, откуда и пошло название (по другой версии, здесь отливали церковные колокола). Источник славится вкусом и целебными свойствами насыщенной железом воды. В 2005 г. сооружена небольшая часовня, затем купальня, а в 2011 г. освящена деревянная церковь Преображения Господнего Межигорского (службы проходят по выходным и праздникам в 12:00).

Престольные праздники

Преображение Господне - 19 августа

Память свв. первоверховных апп. Петра и Павла 29 июня (12 июля)

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Местонахождение

Адрес: 07354, Украина, Киевская область, Вышгородский район, c. Новые Петровцы

Телефоны: (067) 234-91-00 (наместник)

Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото


Ссылки

Межигорский Преображенский мужской монастырь