Воскресенский собор на Дебре (Кострома)
![](/palomnik/images/thumb/7/73/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B5.jpg/300px-%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B5.jpg)
Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней.
История
Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре»,то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.
В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.
![](/palomnik/images/thumb/b/b6/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B53.jpg/300px-%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B53.jpg)
Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но ,в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом»(т.е.имитирующими объем четырехугольными шашечками)-такой прием неоднократно применялся в храмах XVII век, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.
В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали.
![](/palomnik/images/thumb/1/16/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B59.jpg/300px-%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B59.jpg)
Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый-1852 года ,но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.
Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающяя к Знаменской церкви.
Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения-по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна..Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города-видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь-икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была пересена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря.
Современное состояние
Описание
![](/palomnik/images/thumb/f/fd/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B54.jpg/300px-%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B54.jpg)
Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырёхстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами).
Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.
Помещение храма разделено четырьмя квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сдвинут к востоку. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами.
«Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы.
Деятельность прихода
- Попечительство о больных
- Организация паломнических поездок
- Помощь малоимущим и многодетным семьям
- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание юношества и детей
Святыни
![](/palomnik/images/thumb/d/d8/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B58.jpg/300px-%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B58.jpg)
Начиная рассказ о святынях храма Воскресения Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы (в данный момент находится на реставрации).
Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как, хоть он и был заменен в 1852 году, но в нем сохранились некоторые образа из иконостаса XVII столетия.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с); прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с); прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с) и прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с) и прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с). Над ковчегом помещена большая икона этих святых.
Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, называемой «Николо-Бабаевской», с восемью клеймами.
Первообраз связан с Николо-Бабаевским монастырем, который располагается на Волге, неподалеку от нынешней границы Ярославской и Костромской областей.
Чудесное явление иконы произошло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотворная святого Николы, — повествует оно, — приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при сплаве леса. — Ред.), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»
Престольные праздники
Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата
Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) - 26 сентября
Екатерина Александрийская, великомученица - 7 декабря
Собор Трех Святителей - 12 февраля
Как добраться
Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
Телефон: +7 (4942) 32 05 71 (канцелярия храма)
Электронная почта: karyagin.aleksander44@yandex.ru
Паломнику
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Фото
Видео
Ссылки
Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме. Иван Васильевич Баженов