Стамбул

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску


Турция Стамбул
Идёт загрузка карты…
41.011218; 28.978178
Турция, Стамбул
Стамбул,Стамбул
Турция



Стамбу́л — (тур. İstanbul [isˈtanbuɫ]) ранее известный как Византий (греч. Βυζάντιον), затем как Константинополь (греч. Κωνσταντινούπολις), — крупнейший город Турции, экономический, исторический и культурный центр страны. Основан под названием Византион (др.-греч. Βυζάντιον) на мысе Сарайбурну около 660 года до н. э. Город занимал стратегическое положение между Чёрным и Средиземным морями. Он располагается также на историческом Великом шёлковом пути. Является центром Мраморноморского региона — самого западного из географических (статистических) регионов страны. Расположен в Евразии, на берегах пролива Босфор (разделяющего Европу и Азию), между Мраморным и Чёрным морями. Европейская (основная) и азиатская части города соединены мостами и тоннелями. Стамбул, где проживают свыше 15 млн человек, является одним из самых населённых городов мира. Бывшая столица Римской, Восточно-Римской (Византийской), а также Латинской и Османской империй. Столицей Турции Стамбул не является. В 1923 году, после Войны за независимость Турции, новой столицей страны стала Анкара.

История[править | править код]

В VII веке до нашей эры колонистами, в основном, выходцами из греческого города Мегары, был основан город Византий[7][8][9]. В 330 году римский император Константин I Великий перенёс столицу Римской империи в Византий, которому было дано название «Новый Рим», однако это наименование не прижилось, и вскоре столицу стали называть Константинополем — «городом Константина»[10][11][12][13]. В XIII веке арабы использовали название Истинполин, которое восходит к греческой фразе греч. εἰς τὴν Πόλι(ν) («ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)») — «в город(е)»)[14]. Отсюда могло произойти современное название[15][16]. Согласно другой версии, оно происходит от Исламбул («город ислама»), что, однако, вызывает сомнения в связи с существованием вышеупомянутого названия Истинполин, созвучного современному, ещё до падения Константинополя в 1453 г.[17] Фирман 1760/1 г., который на практике так и не был реализован, в качестве официального устанавливал встречавшееся уже в документах XV в. название Исламбол, то есть «наполненный исламом»[18][19]. С конца XVIII века в европейских странах, в том числе в России, в употребление входит искажённая форма — Стамбул. Формально город после его захвата турками и переноса туда столицы империи не переименовывался: для турок он как был, так и оставался Истанбул, а для греков — Константинополь (в обиходе — просто греч. ὴ Πόλη). В Османской империи использовались оба этих названия города.

До 1930 года официальное, принятое на международном уровне название города — Константино́поль (с греч. — «Город Константина»; тур. Konstantiniyye), каковое признавалось Великим национальным собранием Турции: подписи его полномочных представителей стоят под Лозаннским договором, текст которого использует исключительно топоним Константинополь[21]. В официальных русских текстах Константинопольского договора 1724 года, Парижского мирного договора 1856 года, Сан-Стефанского мирного договора 1878 года и Берлинского трактата 1878 года используется принятый тогда в России топоним Константинополь. Другое историческое название, до сих пор используемое в титуле Константинопольского патриарха, — «Но́вый Рим» или «Второй Рим» (греч. Νέα Ρώμη, лат. Nova Roma); до 330 года Виза́нтий (греч. Βυζάντιον). В средневековых русских летописях и иной литературе часто именовался Царьградом или Константиновым градом, в болгарском и сербском языках топоним Цариград в настоящее время употребляется как неофициальное обозначение города.

При провозглашении Турецкой Республики 29 октября 1923 года столицей государства была провозглашена Анкара (Ангора), к тому времени уже несколько лет бывшая центром кемалистской администрации (халифат продолжал существовать до марта 1924 года). 28 марта 1930 года турецкими властями было предписано использовать только турецкий вариант названия. В турецком языке топоним İstanbul ([isˈtanbuɫ], разговорно — [ɯsˈtambuɫ]), пишется через «İ», отличную от буквы «I».

В греческом языке, тем не менее, название греч. Κωνσταντινούπολη сохраняется как официально принятое в Греции, а также на Кипре; также используется греческое название «Город» (греч. Πόλη).

В русском языке турецкое название İstanbul используется в русифицированном варианте — «Стамбул».

18 марта 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на церемонии, приуроченной к 104-й годовщине победы при Чанаккале (эпизод Дарданелльской операции), комментируя нападение в Новой Зеландии, заявил: «Враги мусульман и Турции продемонстрировали, что продолжают нас ненавидеть. Мы готовы дать отпор и громогласно заявляем об этом в Чанаккале. Турецкий народ будет всегда населять эти земли. Мы не позволим превратить Стамбул в Константинополь» (русский перевод — согласно русскоязычному тексту публикации на сайте агентства Анадолу).

Следы первых поселений были обнаружены на азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первые поселения в окрестностях нынешнего Дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку. Самые ранние поселения датируются 6700 годом до нашей эры.

Византий[править | править код]

Виза́нтий (греч. Βυζάντιον, лат. Byzantium). Первой известной датой в истории города считается 659 год до нашей эры[28], когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегары (мегарейцы), их колонией стал Халкедон, ныне городской район Кадыкёй.

Непосредственно Виза́нтий основал Визант (Визас) из Мегары в 667 году до нашей эры.

Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское, однако по этой причине он много раз подвергался нападениям.

В 74 году до н. э. Византий попадает под власть Рима, после чего наступил спокойный период. После значительного разрушения в ходе гражданских войн при Септимии Севере он быстро пришёл в упадок. В III веке город неоднократно подвергался набегам со стороны варваров. Из построек этого времени частично сохранился ипподром.

Римская империя и Византийская империя[править | править код]

В 324 году император Константин Великий развернул масштабное строительство на территории Византия, увеличив площадь города в несколько раз. 11 мая 330 года он официально перенёс столицу Римской империи в город на Босфоре и нарёк его Новым Римом или Константинополем.

После распада империи он стал столицей Византийской империи (Восточно-Римская с 395 г., осталась единственной империей с 476 г.). Самоназванием империи было Ромейская, а народа — ромеи, то есть римляне. Этим именем (тур. rumlar) турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города.

На протяжении тысячелетия он был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших в мире. В 1204 году был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда был взят турками. Султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи.

Османская империя[править | править код]

После взятия Константинополя османы, сделавшие его столицей своей империи, стали перестраивать город. Наиболее значительные православные храмы были обращены в мечети, включая Собор Святой Софии. При Мехмеде II построены дворец Топкапы, мечеть Завоевателя, Гранд-базар.

После захвата османами Египта в 1517 году некоторые значимые исламские реликвии были перевезены из Каира в Константинополь. Город становится центром исламского мира — халифата.

Во времена Сулеймана Великолепного в 1520—1566 годах наступает золотой век для Константинополя. Строятся новые мечети, медресе и иные здания. Особое место занимает строительство Мечети Сулеймание.

Голубая мечеть строится в 1609—1616 годах при султане Ахмеде I. Нередкие землетрясения и пожары, однако, приводили к потерям архитектурных ценностей города.

В XIX веке происходит некоторая европеизация оттоманской элиты, которая начинает проявлять интерес к европейским архитектурным стилям: барокко и рококо. В царствование Абдул-Меджида (1839—1861), эпоху Танзимата, в высшем обществе империи в моду входят французский язык, европейское платье, в некоторой степени либерализируется политическая жизнь и религиозная политика. Зримым символом перемен стал переезд резиденции султана из дворца Топкапы в новую резиденцию дворец Долмабахче.

В 1845 году был построен первый постоянный Галатский мост, в 1850 году по Босфору пошли пароходы. В 1871 году в начинает действовать трамвайная линия, а в 1875 году карликовая линия метро Тюнель. В 1889 году открыто пассажирское железнодорожное сообщение Париж — Константинополь («Восточный экспресс»). В конце XIX века в городе создаётся современная по тем временам система электро- и водоснабжения.

В конце XIX — начале XX веков был построен ряд крупных христианских культовых сооружений, в том числе католическая церковь Святого Антония Падуанского и православный храм Святой Троицы в Пере. Христиане разных конфессий составляли половину населения города в 1910 году.

В годы Первой мировой войны Турция была союзницей Германии; после их поражения в войне и заключения Мудросского перемирия, 13 ноября 1918 года Константинополь оккупирован войсками Англии, Франции и Италии.

Национальное турецкое движение во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком, при значительной финансовой и военной помощи, оказанной большевистским правительством РСФСР, в 1922 году освободило Константинополь от Антанты.

Турецкая Республика[править | править код]

В октябре 1923 года, после победы турецкого национального движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой Республики, столичные функции Константинополя перешли к Анкаре, однако, город сохранил роль торгово-промышленного, культурного центра страны.

После принудительного выселения православного населения из Турции в 1923 году, он оставался единственным городом страны, где сохранялось значительное греческое население, однако ряд дискриминационных мер экономического характера, предпринятых кемалистским режимом в 1930-е — 1940-е гг., привёл к экономическому упадку и относительному запустению Перы, ранее процветавшего района греческого бизнеса и культуры. Последовавшие во второй половине XX века погромы и дискриминация коренного греческого населения привели к исчезновению сколько-нибудь численно значимой греческой общины; тем не менее, Стамбул остаётся центром Константинопольского Патриархата с резиденцией Вселенского Патриарха в

Святые[править | править код]

  • Святитель Николай Чудотворец
  • Апостол Павел

Каппадокийские святые[править | править код]

  • Акакий Каппадокиянин
  • Амфилохий Иконийский
  • Андрей Кесарийский
  • Арсений Каппадокийский
  • Василий Великий
  • Великие каппадокийцы
  • Викторий Кесарийский
  • Власий Севастийский
  • Георгий Победоносец
  • Горгония
  • Григорий Богослов
  • Григорий Назианзин Старший
  • Григорий Нисский
  • Григорий Просветитель
  • Григорий Чудотворец
  • Зинон Каппадокийский
  • Иоанн Русский
  • Иоанн II (патриарх Константинопольский)
  • Иоасаф II (патриарх Константинопольский)
  • Иокунд
  • Ирина Хрисовалантская
  • Кесарий Назианзин
  • Лонгин Сотник
  • Макрина Младшая
  • Мамант
  • Меркурий Кесарийский
  • Михаил Малеин
  • Святая Нина
  • Нонна Назианзская
  • Паисий Святогорец
  • Сорок Севастийских мучеников
  • Стефан Сурожский
  • Тринадцать сирийских отцов
  • Фаддей Степанцминдский
  • Феодосий Великий (преподобный)
  • Шио Мгвимский

Святые Никомедии[править | править код]

  • Великомученик Георгий Победоносец
  • Великомученик и Целитель Пантелеймон
  • Вавила Никомедийский
  • Дасий, Гаий и Зотик
  • Святая Наталия
  • Трофим Никомидийский
  • 20000 мучеников Никомедийских, пострадавших во время правления императора Диоклетиана.

Гераклейские святые[править | править код]

Феодор Стратилат‎

Императоры Византии, причисленные к лику святых[править | править код]

  • Святые равноапостольные Константин Великий (306-337) и Елена
  • Святой Феодосий I Великий (379-395)
  • Святой Гонорий (395-423)
  • Святой Феодосий II Младший (408-450) и святая Евдокия (421-460)
  • Святой Маркиан (450-457) и святая Пульхерия (450-453)
  • Святой Лев I Великий (457-474)
  • Святой благочестивый император Юстиниан I Великий (527-565) и святая Феодора
  • Святой Маврикий (582-602)
  • Святой Константин III Новый (641)
  • Святой Константин IV Погонат (668-685)
  • Святая Ирина (797-802)
  • Святая Феодора (842-856)
  • Святой Никифор И Фока (963-969)
  • Святой Иоанн III Дука Ватац (1222-1254)
  • Святой Мануил Ii Палеолог (1391-1425)
  • Святой Константин XI Палеолог (1448-1453)
  • Св. Элия Плакилла
  • Св. Ариадна
  • Св. Маркиана
  • Св. Сосипатра
  • Св. Феврония
  • Св. Анфуса
  • Св. Феофания
  • Св. Ирина
  • Св. Мария Монгольская
  • Св. Ипомония
  • Св. Стефан
  • Св. Игнатий

Святыни[править | править код]

В настоящее время Турция – мусульманская страна, но исторически именно на территории нынешней Турции находилась великая православная держава – Византийская Империя. Именно из Византии христианство пришло на Русь, именно оттуда приезжали первые священники, именно византийская иконописная традиция положила начало русской.

На территории Турции расположено огромное количество древних православных церквей и монастырей. Многие бывшие церкви стали мечетями. Так произошло со зданием, которое некогда было главным православным храмом мира – Святой Софией в Константинополе (Стамбуле). Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Именно по образцу этой церкви строились русские Софийские храмы в Киеве и Новгороде. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.

В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.

Мечетью стала и древняя церковь святых Сергия и Вакха. Эта церковь датируется VI веком. До 1506 года здание было православным храмом, а потом его превратили в мечеть: фрески и мозаики были закрашены. В XVIII веке к мечети пристроили новый минарет (нынешний минарет заменил старый в пятидесятых годах прошлого века). Этот храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще древнее церковь святой Ирины – она была построена в IV веке. Когда-то на этом месте стоял храм Афродиты, но Константин – первый император, принявший христианство – повелел разрушить святилище и поставить на этом месте церковь. Именно в этой церкви прошел Первый Вселенский собор (325).

Сохранившееся до настоящих времен здание было построено в VI веке.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в ее внешнем виде не происходило. Благодаря этому храм Святой Ирины является единственной византийской церковью, сохранившей до наших дней свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV–XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей.

Сегодня церковь служит, главным образом, как концертный зал из за превосходной акустики и внушительной атмосферы.

Самая известная действующая церковь Стамбула – церковь Влахернской Богородицы. Храм был построен в V веке над источником, который издавна считался святым и целебным, и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили. В XV веке храм сгорел, но на его месте построили новый.

На территории Вселенского (Константинопольского) Патриархата расположена церковь Великомученика Георгия, построенная в начале XVIII века. Здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Справа от иконостаса помещена колонна; к ней, по преданию, был прикован Иисус Христос во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Христа. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена.

Недалеко от Патриархата расположена церковь Марии Монгольской. Церковь построена в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь знаменита тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали еще один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказал предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены в XVIII XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Точное количество храмов и церквей Стамбула назвать достаточно сложно, — часть из них уже действующие мечети, некоторые же были разрушены и на их месте отстроены другие религиозные объекты, что-то так и осталось руинами.

Православные церкви Стамбула[править | править код]

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)[править | править код]

Место явления Покрова Пресвятой Богородицы, где хранились Риза Пресвятой Богородицы, Влахернская икона Божией Матери.

Болгарская церковь Святого Стефана (Aya Stefan или Bulgar Kilisesi)[править | править код]

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Moğollar kilisesi)[править | править код]

Единственный в городе, никогда не закрывавшегося и не переходящий в руки турок.

Церковь святого великомученика Пантелеимона (Афонское подворье)[править | править код]

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ana Rum Manastiri)[править | править код]

  • Святой источник
  • Усыпальница Константинопольских патриархов

Собор святого Георгия (Aya Yorgi Rum Kilisesi ve Fener Rum Patrikhanesi)[править | править код]

Храм находится в резиденции архиепископа Константинопольского и Вселенского Патриархата.

  • Часть колонны бичевания Господня
  • Мощи вмц. Евфимии Всехвальной
  • Мощи мученицы Соломонии – матери Маккавеев
  • Мощи благоверной царицы Феофании
  • Древневизантийские иконы из Студийского монастыря

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)[править | править код]

«Маленькая София».

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)[править | править код]

В храме Святой Ирины в 381 г. был проведен второй Вселенский Собор.

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami, руины V в.)[править | править код]

Крепостные стены и башни древнего Константинополя. Золотые ворота. В VIII-IX вв. при преподобном Феодоре Студите был главным оплотом сопротивления иконоборчеству и крупнейшим центром переписывания книг. Здесь покоилась глава Иоанна Крестителя, был составлен Студийский устав, бывший до XIV века основой монашеского служения на Руси.

Другие[править | править код]

Церковь Святого Бенедикта (Saint Benoit Kilisesi)[править | править код]

Церковь Святого Антония Падуанского (Sent Antuan Kilisesi)[править | править код]

Крымская мемориальная церковь или церковь Христа (Kırım kilisesi)[править | править код]

Церковь Святой Марии Драперис (Meryem Ana Draperis Latin Katolik Kilisesi)[править | править код]

Церковь Святого Мины (Ayios Minas Kilisesi)[править | править код]

Церковь Петра и Павла (Sen Pier ve Sen Paul Kilisesi)[править | править код]

Церковь Святой Троицы в Таксим (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)[править | править код]

Церковь Святой Троицы в Кадыкёй (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)[править | править код]

Католическая церковь Св. Этьена (St.Etienne Katolik Kilisesi)[править | править код]

Церковь Богородицы Кириотиссы (Kalenderhane Camii)[править | править код]

Церковь святого Андрея в Крисе (Koca Mustafa Paşa Camii)[править | править код]

Церковь Иоанна Предтечи (Hirâmi Ahmet Paşa Camii)[править | править код]

Храм Мирелейон (Bodrum Camii)[править | править код]

Монастрь Святой Петры (Manuel Manastırı — Kefevi camii)[править | править код]

Церковь святого Павла (Arap Camii)[править | править код]

Церковь святой Фёклы (Ahi çelebi camii)[править | править код]

Церковь святой Феодосии (Gül Camii)[править | править код]

Церковь Христа Пантепопта (İmaret-i Atik Camii)[править | править код]

Православные храмы, превращенные в мечети[править | править код]

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi, мечеть с июля 2020 года )[править | править код]

Один из величайших архитектурных творений мира, построенный императором Юстинианом в VI в, здесь приняла Крещение святая великая княгиня Ольга, а затем послы святого князя Владимира. Осмотр колонны первого километра («золотой мили»), римского ипподрома (колонна Константина, Египетский обелиск и «Змеиная» колонна»).

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)[править | править код]

Один из самых почитаемых храмов Константинополя, построенного вокруг чудодейственного источника византийской императрицей Августой в 435 году.

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)[править | править код]

Святыни в музеях[править | править код]

Музей Топканы[править | править код]

  • Частицы Честной Главы и десницы Иоанна Крестителя
  • Частица мощей св. апостола Петра
  • Синайский жезл пророка Моисея
  • Меч царя Давида
  • Мера для зерна праотца Авраама

Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Kariye)[править | править код]

Уникальные фрески и мозаики XIV в.

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)[править | править код]

крупнейший памятник поздневизантийского искусства, знаменитый прекрасными мозаиками эпохи Палеологов.

Археологический музей Стамбула[править | править код]

  • Саркофаг св. равноап. Константина Великого
  • Реликвии из византийских церквей

Святые места[править | править код]

Измит (бывш. Никомидия)[править | править код]

Столица империи Константина Великого, место мученической кончины великомученика Георгия Победоносца, св. великомученика Пантелеймона Целителя, святых мучеников Василисы, Диомида, Адриана и Наталии, мученицы Варвара. Во время правления императора Диоклетиана здесь пострадало множество христианских мучеников (память 20000 мучеников Никомедийских).

Изник (бывш. Никея)[править | править код]

Здесь прошел Первый Вселенский Собор, на котором были приняты основные Символы Веры. Озеро Изник — место, где проходит I Вселенский собор. Собор Святая София в Изнике — прошел VII Вселенский собор в VIII в., который вернул христианству иконы, победив иконоборчество.

Фетхие, остров Святого Николая или Гемилер (Fethiye, Gemiler Adası)[править | править код]

Место рождения святителя Николая Чудотворца.

Эфес (Efes)[править | править код]

Эфес — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) в окрестности города Сельчук. Именно здесь находился один из первых мировых центров христианства. В Эфесе проповедовал любимый ученик Христа, апостол Иоанн Богослов, которому церковная традиция приписывает авторство одного из четырех канонических текстов Евангелия. Из Эфеса он руководил жизнью христианских общин в городах Малой Азии – Смирне, Пергаме. Так, Эфес (Ефес) и его жители многократно упоминаются в Деяниях святых апостолов (см. Деян. 18:19-21, Деян. 18:24-26 и практически полностью 19-ю главу «Деяний»). Ефесская церковь фигурирует в Откровении Иоанна Богослова как одна из семи церквей Апокалипсиса (см. Откр. 1:11, Откр. 2:1-7); эти книги, а также Послание к Ефесянам апостола Павла входят в состав Нового Завета.

Согласно легенде, апостол Иоанн окончил свои дни в Эфесе, когда ему исполнилось 99 лет. Как то в воскресенье он по заведенному порядку собрал людей в церкви, построенной в его честь. После проповеди Иоанн попросил выкопать яму рядом с алтарем, а вырытую землю вынести из храма. Когда его пожелание было исполнено, он спустился в яму, простер руки к небу и прочитал молитву. Внезапно на Иоанна снизошел небесный свет, и он исчез.

На месте кончины Иоанна действительно существовала небольшая базилика, перестроенная в VI веке по приказу императора Юстиниана. Развалины храма сохранились до наших дней. Их можно увидеть в близлежащем городе, Сельчуке, у холма, на вершине которого высится крепость византийских времен.

Еще одним местом паломничества в районе Эфеса является домик Девы Марии. Он находится в 4 км от древнего Эфеса, на высоте 358 м. По преданиям, сохранявшимся с давних времен у жителей Эфеса, именно в этих местах завершила свой земной путь Богоматерь. У местных христиан существовал обычай посещать спрятанную в горах часовню в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.

История распространения христианства оставила в Эфесе еще одно свидетельство. Это памятник христианским мученикам, который называют часто «Семь спящих юношей». В легенде рассказывается, как при императоре Деции в Эфесе семь юношей были брошены в подземелье на долгую мучительную смерть. Когда через 200 лет, при Феодосии II, темницу открыли, то обнаружили, что юноши остались живы. Все это время они спали.

Каппадокия[править | править код]

Настоящим гигантским музеем христианских святынь является историческая область Каппадокия. Одно из самых примечательных мест в регионе — пeщepы дoлины Гёpeмe, ведущие свою историю со времен ранних христиан. Уникальный комплекс поселений создавался на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Пещеры пoчти пoлтopы тыcячи лeт были пpиcтaнищeм гpeчecкoй xpиcтиaнcкoй oбщины. От этoй нeбoльшoй кoлoнии остались килoмeтpы пoдзeмныx кoмнaт, пepexoдoв и цepквeй, cкaльныe xpaмы и oбopoнитeльныe coopужeния, фpecки, дocтoйныe лучшиx музeeв миpa.

Сaмыe извecтныe xpaмы Гёpeмe – двe бoльшиe купoльныe цepкви – Тeмнaя (Кapaнлык Килиce) и Яблoчнaя, пpocлaвившиecя caмыми дpeвними и xopoшo coxpaнившимиcя oбpaзцaми фpecoк. Цepкoвь Святой Вapвapы и Тoкaлы Килиce нaибoлee coxpaнившиecя цepкoвныe coopужeния peгиoнa.

Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов.

Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Русское паломничество[править | править код]

...Вот показались силуэты мечетей и минаретов; где-то позади них возвышается еще не открывшаяся взору громада св. Софии. С корабля панорама Стамбула кажется восхитительной, и каждый паломник пытается мысленно перенестись в ту эпоху, когда город был столицей Византийской империи. В 1858 г. в очертания Царьграда всматривался русский поэт А. Н. Майков, который принял участие в морской экспедиции, направленной в Грецию и Архипелаг на корвете «Баян». Вот что удалось увидеть ему сквозь толщу веков:
Синел Эвксин, блестел Босфор,
Вздымались купола цветные,
Там – на вселенский шли собор Ерархи, иноки святые;
Там – колесницы, корабли...
Под твердью неба голубою
Сливался благовест вдали С победной воинской трубою...
Архимандрит Августин (Никитин). Святыни Константинополя: глазами русских путешественников XIX века

Приходы Русской Православной Церкви[править | править код]

На данное время в городе находится только три храма, считающиеся русскими православными церквями. Все они находятся в районе Каракёй. Самый известный храм, носит название Подворье Афонского Свято Пантелеймонова Монастыря, или как его еще называют Храм Святого Пантелеймона. Находится храм на шестом, последнем этаже дома (Hoca Tahsin Sok., № 19). И хотя это историческое здание, построенное еще в конце девятнадцатого века, и приобретенное специально для подворья афонского монастыря, найти вход в храм и просто разглядеть его с улицы сложно.   Вторым храмом является Подворье Андреевского Скита и его церковь, построенные все в том же районе, что и первый храм (Mumhane Sok., № 63). Этот храм считается местом, которое объединяет русскую эмиграцию, и хотя Андреевский Скит на Афоне уже давно заселен греческой общиной, церковь в Стамбуле считается русской. Обе церкви работают только по субботам и воскресеньям, также службы проходят и по церковным праздникам.

Совсем недавно, в старинной церкви святого Ильи (Karanik Firin Sok., № 3), которая была закрыта в 1972 году, и которая является частью Ильинского подворья, возобновились службы. Произошло это 2 августа 2013 года, в день святого пророка Ильи. Стоит отметить, что церковь в данное время находится в плачевном состоянии, и пока говорить о регулярных службах не приходится.

Церковь святого великомученика Пантелеимона[править | править код]

Подворье Андреевского Скита[править | править код]

Ильинское подворье[править | править код]

Храм Живоносного Источника[править | править код]

Храм Константинана Елены (на территории генконсульства России)[править | править код]

Паломнику[править | править код]

Паломнический центр Московского Патриархата

Адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1.

Телефон: +7 (495) 363-35-84

Электронная почта: palomnik@poklonnik.ru

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]