Храм Архангела Михаила (Алексино)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм Архангела Михаила в селе Алексино построен в стиле зрелого классицизма по проекту архитектора Матвея Казакова на средства местного землевладельца И. И. Барышникова. В настоящее время храм реставрируется.

История[править | править код]

План храма

Алексино известно как деревня с 1610 года (было пожаловано Михаилу Бартеневу). Входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 году было приобретено И. С. Барышниковым. Со строительством церкви Михаила Архангела (1794 года) Алексино превратилось в село, став преемником упраздненного села Ведроши. В конце XVIII века — начале XIX веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Этим оно обязано своему владельцу Ивану Ивановичу Барышникову (1749-1834 гг.). Просвещенный человек, ценитель искусства, он привлек для строительства своего Алексинского имения таких выдающихся архитекторов, как Матвей Казаков и Доменико Жилярди.

К кругу работ М. Ф. Казакова по стилистическим признакам могут быть отнесены такие постройки усадьбы, как церковь Михаила Архангела (первый храм в стиле классицизма на Смоленщине, барельефы для него выполнены предположительно Ф. Шубиным).

Село Алексино – один из лучших и самых крупных на Смоленщине усадебных ансамблей зрелого классицизма. Он почти полностью сохранился, но находится в запущенном состоянии и требует срочной реставрации.

На сегодняшний день здесь ведется восстановление церкви Михаила Архангела, приписанной к приходу святого мч. Андрея Стратилата с. Алексино.

Описание[править | править код]

Архивное фото

Церковь Михаила Архангела занимает центр квадратного церковного участка, который был обнесен оградой (не сохр.). Кирпичные стены храма оштукатурены, базы колонн белокаменные. Церковь - прекрасный образец зрелого классицизма как по композиции, так и по мастерству прорисовки деталей. Четверик с широкими ризалитами на каждом фасаде завершен ротондой с крупной главой над куполом. К высокому цоколю на всех сторонах (кроме восточной) подходили площадки-террасы со спусками лестниц. На каждом фасаде четырехколонные ионические портики в антах увенчаны фронтонами. Стена в глубине каждого портика расчленена декоративным поясом на два неравных яруса окон: верхние близки квадрату, нижние - прямоугольные. Венчающая ротонда имеет четыре небольших ризалита, расположенных по диагоналям. Окна ротонды (каждое второе ложное) обрамлены раннеклассицистическими наличниками. Лоджии в глубине портиков украшены горельефами и декоративными накладками с гирляндами. Окраска фасадов была двуцветной: красный фон и белые рельефы. Внутреннее крестообразное в плане пространство перекрыто в центре полусферой купола. Подкупольное пространство с трех сторон окружали хоры, куда вели две винтовые лестницы в западных пилонах здания. Хоры поддерживались коринфскими колоннами в два ряда. Изломы антаблемента над колоннами превращали центральное пространство в октогон. К амвону солеи была выдвинута купольная сень с царскими вратами иконостаса. Стены под хорами и арки украшены лепным декором: розетками, ионикой, дентикулами. В интерьере основным тоном стен, колонн и пилястр был желтый, фоновые поля в архивольтах и нишах, обрамление парусов и окон барабана, а также участки стен под окнами – розового цвета. Розетки, архивольты и вся лепнина - белые. В подцерковье, куда ведет железная дверь с восточной стороны, находится одностолпная усыпальница с белокаменными надгробиями Барышниковых в западной части.