Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Ильинка): различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение | {{Местоположение|локация=Россия, Астраханская обл., Володарский р-н, с. Ильинка, ул. ул. Речная, д. 40|вид=Приходской храм}} | ||
Построенная в 1909 г., [[Файл:Храм Казанской иконы Божией Матери.jpg|мини|Храм Казанской иконы Божией Матери]] церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ильинка сначала имела статус часовни. Единственный храм в округе, не закрывавшийся во время Советской власти, кроме совсем короткого периода в 40-ые, сгорел в 2013-м. Восстанавливается. | Построенная в 1909 г., [[Файл:Храм Казанской иконы Божией Матери.jpg|мини|Храм Казанской иконы Божией Матери]] церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ильинка сначала имела статус часовни. Единственный храм в округе, не закрывавшийся во время Советской власти, кроме совсем короткого периода в 40-ые, сгорел в 2013-м. Восстанавливается. |
Версия от 02:39, 29 июня 2016
Построенная в 1909 г.,
церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ильинка сначала имела статус часовни. Единственный храм в округе, не закрывавшийся во время Советской власти, кроме совсем короткого периода в 40-ые, сгорел в 2013-м. Восстанавливается.
История[править | править код]
Село Ильинка Володаровского района (до 1917 года Красноярского уезда) Астраханской области расположено в дельте реки Волги, на одном из островов, образующихся её рукавами. Остров этот с давних времен носит название Чуркинского, по расположенной в южной части его Высокогорской Успенско - Николаевской Чуркинской пустыни. Пустынь эта древняя, основанная ещё в 70-х годах 16 столетия преподобным Кириллом игуменом – строителем Астраханским. Известна она многими подвижниками, среди которых особенно просиял старец архимандрит Евгений (┼ 1850 год). Он вместе с преподобным Серафимом Саровским получил благословение на монашество от киевского старца Досифея и подвизался вместе с ним в Саровской пустыни, вплоть до своего переселения в Астрахань. Вообще, для Астраханской земли, Чуркинская пустынь была как своя Оптина, рассадник духовности и старчества. Глубокую связь она имела со знаменитой Глинской пустынью, а через неё, и её суровый устав, со славными обителями Афонскими.
Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Ильинка – единственный из сохранившихся до наших дней действующих старинных храмов благодатного Чуркинского острова. Именно на этом острове во второй половине XVI века святым игуменом Кириллом была основана Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (Чуркинский монастырь). Помимо особой благодати, места эти всегда славились богатыми уловами рыбы. Большинство здешних сел возникли как поселения рыбаков, и сегодня, составляющих значительную часть местного населения. Так, в конце XVIII - начале XIX века в северной части Чуркинского острова возникло небольшое поселение беглых крестьян, работавших здесь на рыбных промыслах астраханского купца Мултанова, фамилию которого, кстати, и сегодня носит одно из сел Володарского района. Первоначально поселок так и называли – Малая Мултановка, однако больше прижилось другое название - Ильинка, данное, по-видимому, по имени первого поселенца.
Несмотря на некоторый достаток и устойчивость, жители Ильинки долгое время не могли позволить выстроить себе церковь. Во всех своих духовных нуждах они по-прежнему обращались в Чуркинскую пустынь, что впрочем, было очень полезно. Монастырь со своей строгой уставной службой, хорошими духовниками, был поистине духовной врачебницей. Сюда в дни великого поста стекались люди со всех окрестных сел, чтобы поговеть, очистится от своей греховной скверны и достойно причастится святых Христовых Тайн. Только после построения в 1905 году в селе Большой Могой (также расположенном на Чуркинском острове) церкви в честь Трех Святителей, Ильинка была приписана к этому новообразовавшемуся приходу. Но все же жителей поселка не оставляло желание устроить здесь собственный храм. Средств у местного общества на это не хватало, и тогда Господь послал им на помощь рыбопромышленника Николая Плахотникова. Плахотниковы были уроженцами этих мест и занимаясь рыбным промыслом, сумели скопить немалый капитал. Когда встал вопрос о построении церкви, Плахотниковы вызвались устроить её на свой капитал, и в 1909 году был освящен в честь Казанской Иконы Божией Матери.
Из-за сравнительно небольших размеров, а также того, что он изначально был сделан холодным (отсутствие отопления), Казанский храм получил наименование церкви-часовни и стал приписным к Трехсвятительской церкви с.Большой Могой. Ее сломали в 40-х годах 20-го столетия во время Великой Отечественной войны.
В состоянии приписной церкви Казанский храм просуществовал до 1917 года. По большим праздникам сюда присылали священника из церкви с.Большой Могой, но местным жителям очень хотелось чтобы здесь была постоянная служба. По молитвам Господь сподобил осуществиться этому благочестивому желанию. 3 июня1917 года в село Ильинку приехал священномученик Митрофан (Краснопольский) архиепископ Астраханский. Он был первым архиереем, посетившим это селение. Отслужив здесь Божественную литургию, владыка произнес прихожанам назидательное поучение и после благословил всех прихожан и по приглашению устроителя храма Николая Плахотникова, зашел к нему в гости на чай. За чаем, они вместе с членами приходского совета обсудили, как лучше устроить назначение в местную Казанскую церковь своего священника. Предложения ильинцев понравились архипастырю, и обещал назначить к ним священника на дьяконской вакансии, с тем, чтобы он проживал в Ильинке и по мере необходимости помогал настоятелю Большемогойской церкви, как в службах, так и в требах. В скором времени владыка свое обещание исполнил.
Вероятнее всего первым священником Казанской церкви был иерей Иоанн Данилович Жуковский, который упоминается в списке жителей с. Ильинки составленном 16 августа 1919 года. В дальнейшей период история церкви с. Ильинки очень туманная. Немаловажно будет отметить, что Казанский приход с. Ильинки был один из немногих в округе, сохранивших верность Православию и не уклонившихся в обновленческий раскол. В 30-х годах 20 столетия, когда проводилась целенаправленная политика по закрытию церквей, Казанский храм с. Ильинки чудом устоял. Местное население, несмотря на все прелести и соблазны советской власти, твердо хранило веру, церковь закрывать не соглашалась.
Не сумев закрыть церкви, местные власти в самом начале 40-х годов добились таки прекращения здесь богослужения. Они выслали из села местного священника (или арестовали, к сожалению достоверно пока не известно), а на его место присылать было уже некого. В виду тяжелого времени и не прекращающейся опасности разрушения храма местные жители разобрали по домам иконы.
Правда, иконостас оставили на месте. Облачение все сложили в сундук и спрятали под церковью (или на чердаке церкви, говорят по-разному). По ночам верующие выставляли пикеты для охраны храма, уберегая его от хищных взглядов комсомольцев. Дело в том, что многие сельчане были призваны на фронт и в Ильинке остались женщины, дети инвалиды и старики. Ослаблением сил верующих легко могли воспользоваться, чтобы сломать церковь. Но Ильининские женщины быстро показали свою крепость, так что горластые богоборцы боялись даже подойти близко к храму. Единственно чего удалось добиться местным коммунистам – это снести часовню на кладбище.
Казанская церковь с. Ильинки получила регистрацию в апреле 1945 года. Первым священником прибывшим сюда после открытия храма был о.Евфимий Быстрицкий. До сих пор старожилы села вспоминают о нем с любовью. У него была жена и четверо детей. Жили они душа в душу, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю. Также хорошую опору священнику составили местные верующие – староста Демьянникова, бригадир местного сельхоз бригады Павленков (очень верующий человек)и пр.
На место о.Ефимия в 1949 г. был назначен священник о.Кузьма Травин, который, судя по документам, самовольно несколько переоборудовал здание, увеличив ее на 30 кв. м. с входной части. Настоятель, несмотря на указания архиепископа о том, что освящение в церковный праздник «Крещение» осуществлять в церкви, провел таки его на реке – была устроена иордань, на которой присутствовало до 500 человек. Во время иордани лед под тяжестью скопившихся людей трескался и вдавливался, что побудило священника большую часть присутствующих попросить уйти на берег. На прошедшем празднике пасхи в церкви присутствовало до 1000 человек.
7 и 8 июня я посетил с.Ильинку и был очевидцем празднования Троицы. Словом, службы посещало все больше верующих. А на батюшку, на его "противозаконные действия" писались отчеты. И он был вынужден уйти из-за этой травли из храма с. Ильинки. - 27 сентября 1952 года он был снят с регистрации местным уполномоченным Мукориным. В итоге, уполномоченные развалили достаточно крепкий приход села Ильинки. Архиереям приходилось посылать сюда или молодых, только вышедших из семинарии священников (быстро переводимых затем в город) или провинившихся, пребывание которых здесь не очень способствовало укреплению прихода.
Естественно священники менялись один за другим, а по долгу их и вообще не бывало. Это обстоятельство дало возможность местным уполномоченным поднять вопрос о закрытии Казанского храма в Ильинке и упразднении прихода. Но Казанскую церковь тронуть тогда не посмели. А время было смутное. Кончилось затишье «Сталинской оттепели» и начались времена хрущевских гонений на Церковь. Всюду по стране закрывались храмы и монастыри, сама Церковь её служители лишались прав управления в приходе. Теперь приходом управляла «двадцатка» из числа выборных верующих, причем советские власти всеми силами проталкивали в эти «двадцатки» своих людей, настроенных разрушить нормальное течение приходской жизни. Пока эти потрясения колебали в основном городские приходы, до сельских «новая политика» доходила дольше, в том числе до Ильинки, которую потрясло лишь через 15 лет.
О местных священнослужителях известно, что в начале 60-х годов здесь служили о.Иоанн Зборанский, игумен Евфимий, игумен Аркадий, о.Григорий Поликарпов, а в начале 70-х годов о.Алексей Карпенко и о.Николай Кущев (ныне здравствующий) Председателем церковного совета долгое время была уже упоминавшаяся Демьянненкова, потом её сменила Мария Федоровна Марченко. Приход жил своей обычной размеренной жизнью, не собираясь до конца разваливаться, как того желали местные уполномоченные, как бы они не пытались очернить преданных церкви людей.
Уцелевший в годы советской бесовщины, храм уже в наши дни чуть было не канул в лету от людского забвения. К концу XX века, некогда процветающее село Ильинка опустело, здесь осталось всего лишь несколько домов. Сократился и приход храма, который к этому времени сильно обветшал и стал разрушаться.
Храм в буквальном смысле спасло чудо, прославившее его не только на всю Астраханскую область, но и на всю Россию.
Пока осматриваем храм, на короткое время мысль о запахе мира уходит, но вот двое из паломников подходят и говорят: "Батюшка, смотрите на гробнице (для плащаницы) лежат иконы - от них сильно пахнет миром!" Мы подошли и, действительно здесь лежали три небольшие аналойные иконы, и от двух из них - икон Рождества Христова и Воскресения Христова, шел очень сильный запах мира. В это время о. Валерий воскликнул: "Смотрите, а ведь икона Казанская мироточит, она вся покрыта миром". Эти слова, как молния, прожгли всех стоящих в храме. Иконы мироточат! Особенно при взгляде со стороны на икону Казанской Божией Матери было видно, как она вся покрыта маслом. Икона, писанная по дереву, казалась литографией по металлу, и вся блестела от выступившего на ней мира. После пришедшего озарения, мы стали обходить все храмовые иконы, и выяснилось, что ещё мироточат иконы: Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, а также ножки Спасителя на Распятии у канона. На большинстве икон шло микромироточение, так что были видны только следы от мира, и шел сильный запах, а на иконах Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" и великомученика и целителя Пантелеймона видны были даже капельки мира. Они выступали уже прямо на глазах паломников, уверяя их в происходящем чуде.
Впоследствии Господь открыл, что возрождение Чуркинской пустыни придет через Казанскую церковь села Ильинки. Ведь после закрытия монастыря и разрушения его храмов не ушла Благодать Божия со Святого Чуркинского острова. Она, по воле Божией, переместилась в Казанский храм, самый младший из всех храмов Чуркинского острова. Видимо не зря Господь благословил его построение перед самой революционной грозой, видимо не зря сохранил его в годы советского лихолетья. Так, что и возрождение Чуркинской пустыни было связано с возрождение Казанского храма, восстановлением здесь молитвы и богослужения. Впоследствии все это открылось. А то, что Казанская церковь имела великое от Господа благословение, стало открываться прямо на глазах. Маленькая неприметная сельская церквушка стала сиять неземным светом. Как некогда крошечная Дивеевская общинка принявшая благословение от славной Саровской обители, просияла ещё краше, затмив свои светом знатную свою прародительницу.
Мироточение икон время от времени возобновляется, особенно перед большими праздниками, но чудесные явления в Казанском храме не прекратились. Ещё во время посещения паломников из городского Казанского храма, на местной иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» разглядели проявляющийся лик Казанской иконы. Чудо мироточения затмило тогда это, тем более предположили, что икона написана на прежней поврежденной, а позже закрашенной Казанской иконе Божией Матери, со временем новая краска стала стираться, и закрашенный лик стал проступать. Православному не грех сомневаться в явленному чуде. Мы должны исследовать чудеса, от Бога ли они, тем более что вокруг сейчас так много лжечудес. Так и о изображении на иконе «Всех Скорбящих Радосте» долго не было уверенности, что он явленно чудесным образом. Лишь 13 сентября 2003 года, когда из Астрахани в Ильинку прибыла группа паломников – прихожан Покровского собора, Господь развеял все сомнения. Возглавлял группу паломников иеромонах Павел (Полуков), который отслужил молебен перед Казанской иконой Божией Матери. После молебна она произнес проповедь, в которой, указывая на икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», сказал: «Смотрите, ведь она проявляется рельефно, в виде небольших вдавленных в икону черточек, что никак не могло произойти при проявлении ранее написанного изображения». Все увидали, что это чудо, что икона поистине чудотворная! Вскоре пошли чудеса исцеления от этой иконы, описывать которые требуется отдельная книга.
Это второе чудесное явление в жизни Казанской церкви. Причем, чем дальше, тем больше все убеждаются в чудесном явлении изображения на иконе «Всех Скорбящих Радосте». Опросив местных жителей, выяснили, что икона стала проявляться примерно года 3 назад, и все кто ранее бывали здесь, в храме, поражаются, говоря, что ничего подобного не было. По молитвам Матери Божией началось в храме и постоянное богослужение. С ноября 2003 года, по благословению архиепископа Ионы (Карпухина), Казанская церковь с.Ильинки приписана к Астраханскому Иоанно-Предтеченскому мужскому монастырю. Со временем здесь предполагается организовать скит. Стали чаще приезжать сюда и паломники и Астрахани – на воскресные и праздничные богослужения. Многие люди тянутся в Ильинку, не смотря на трудность дороги, частое отсутствие транспорта и отсутствие постоянной переправы. Все поражаются, но Матерь Божья не отпускает от Себя.
В Октябре 2003 года пронесся слух о передаче Чуркинской обители лютеранам, которые хотели организовать здесь какой-то приют. Дело хорошее, но только не в православном монастыре. Прихожане Казанской церкви, как только услышали это известие, обратились ко Господу с усердной молитвой. С молитвой они обошли весь Чуркинский остров, побывав в Чуркинской пустыни, отслужили панихиду на могилке старца Евгения. После этого лютеранам в их просьбе отказали, а 19 декабря 2003 года в день памяти святителя Николая Чудотворца, Астраханской епархии передали Чуркинский монастырь. Сейчас обитель возрождается. Возрождается потихоньку и Казанская церковь. Предстоит большой ремонт: возведение нового фундамента, с устройством нового притвора и колокольни, полное перекрытие крыши. Работы очень серьезные. Требуют больших затрат, но все труждающиеся в храме верят, что Матерь Божия их не оставит, пошлет помощь через добрых людей.
Современное состояние[править | править код]
С мая 2004 года начались восстановительно-реставрационные работы. В первую очередь потребовалось разобрать притвор храма с колокольней. Был расчищен котлован под строительство новой колокольни. Сам храм был приподнят и поставлен на швеллера. С сентября начались работы по заливке фундамента, а в октябре началась кладка фундамента.
Первоначально под храмом было решено устраивать подвальный этаж под хозпомещение. Но Господь распорядился иначе. Из-под храма необходимо было вынести много земли и работы затянулись на всю зиму. В феврале 2005 года, при разборке одного из столбов, поддерживавших храм, была найдена закладная доска.
Благодаря ей узнали, что храм был заложен 21 ноября 1909 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И что самое поразительное – храм закладывался как двухпрестольный: в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Но видимо, желанию наших благочестивых предков не суждено было тогда осуществиться, по неизвестным нам причинам. Храм был выстроен с одним приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, а о приделе в честь святителя Николая нигде более не упоминалось. Конечно, первой мыслью было желание восстановить справедливость – исполнить желание наших благочестивых предков и выстроить придел в честь святителя Николая. Но как? Вскоре когда полностью было расчищено пространство в подвале под храмом, Господь вразумил – лучшего места для придела в честь святителя Николая Чудотворца не найти. Это в корне изменило производство строительных работ. Теперь вместо подвального этажа под хозпомещение, началось устройство нижнего храма в честь святителя Николая. Вскоре было получено на это благословение архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы и работы начались. Были переделаны окна и двери, выстроена алтарная стена. На все это ушло все лето 2005года.
Осенью – зимой начались работы по колокольне. Из-за сильных ветров проектируемая деревянная колокольня требовала усиления, для чего и был сооружен металлический каркас.
Весной 2006 года нижний храм с внешней стороны был обложен облицовочным кирпичом.
До начала 2007 года были произведены работы по изготовлению винтовой лестницы на колокольне, вручную поднят каркас шатра под купол колокольни. Вокруг храма расчищена площадка вокруг храма, вывезено большое количество земли. В настоящий момент проводятся работы по сооружению паперти, которая будет обложена кирпичом.
В ближайшем будущем предстоят работы по облицовке верхнего храма брусом, строительство притвора и облицовка каркаса колокольни (также брусом), полная замена крыши, изготовление новых куполов (как на храме, так и на колокольне), внутренние отделочные работы в нижнем храме, изготовление его иконостаса.
Святыни[править | править код]
Казанская икона Божией Матери
Мощи великих святых, в том числе святых Петра и Февронии, Крымского Луки, святителей Тихона и Николая Чудотворца
Престольные праздники[править | править код]
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери 4 ноября (22 октября ст. стиля)
Празднование в честь святителя Николая Чудотворца
Фото[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Ехать через Большой Могой
Адрес[править | править код]
Россия, Астраханская обл., Володарский р-н, с. Ильинка, ул. Речная, д. 40
Паломнику[править | править код]
Список духовенства[править | править код]
иеромонах Нил (Бедняков) - настоятель
К сведению[править | править код]