Псков: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 3: Строка 3:
description="Паломничество во Псков. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику.
description="Паломничество во Псков. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику.
Монастыри, храмы, святыни Пскова."></seo>
Монастыри, храмы, святыни Пскова."></seo>
{{Содержание справа}}


== Карта г. Пскова ==
== Карта г. Пскова ==

Версия от 12:00, 18 июня 2015

Псковская область


Карта г. Пскова[править | править код]

{{#yandexmap:Псков|400|300|cdzMP}}

Общее описание[править | править код]

Объективно

Центр области, которая граничит с Латвией, Эстонией и Беларусью. В 689 км к северо-западу от Москвы. На реках Великая, Пскова и Мирожа. 12 км от Псковского озера. Население – 207 тыс. человек.

Субъективно

Псков – младший, смиренный брат Новгорода. Он не Великий. Туристов поменьше. Но и в нём белые приземистые храмы – как семья белых грибов: едва подойдешь к одному, видишь следующий. А крепостная стена длиннее даже смоленской.

Как и Новгород, и другие северные города, куда почти не доходили монголы, Псков – хранилище русского. Правда, чувствуются чудские корни и влияние современной Прибалтики.

Минимальное время знакомства с достопримечательностями Пскова – два дня.

История города[править | править код]

Благое начало

Самое красивое предание об основании Пскова гласит, что княгиня Ольга в 957 г. увидела в этом месте Божие знамение: три луча света, падающие с неба и озаряющие крутой противоположный берег р. Великой. И возвестила, что «волею Божиею на сем месте церковь имать быти во имя пресвятыя единосущные и животворящия Троицы Отца и Сына и Св. Духа, еще же и град здесь велик будет и славен и изобилен». Она водрузила тут деревянный крест, а по возвращении в стольный Киев прислала сюда много золота и серебра на строительство храма.

Место, где стояла княгиня, – на другом берегу Великой, напротив кремля, над которым возвышается Псковский Троицкий собор. На этом месте, на Ольгинской набережной, стоит часовня святой княгини Ольги, рядом по инициативе возрожденного Ольгинского общества установлен железный крест в память дубового креста, поставленного ею. (Подлинный крест св. Ольги долго хранился в Троицком соборе, но сгорел во время пожара 1509 г.) Часовня новая. В царское время была другая, при которой струился целебный источник; советская власть взорвала часовню. 11 (24) июля – день памяти св. Ольги, в крещении Елены, – празднуется как День города.

Современные власти Пскова ориентируются на более древнюю дату основания города – 903 год, когда Ольга вышла замуж за Игоря. Летописец называет ее псковитянкой, потому что деревня, где родилась Ольга, принадлежала к псковскому краю. За честь считаться родиной княгини спорят село Выбуты, деревни Гора (Горка), Волжинец (Ольжино). В Волжинце бьёт «Ольгин ключ» с целебной водой, а на реке известны «Ольгины слуды» (подводные камни) и «Ольгины ворота». В Выбутах струится источник св. Ольги.

Очень старый Изборск

Изборск гораздо древнее Пскова. Говорят, что Изборском город назвал его основатель Словен в честь рано погибшего сына Избора. Изборск упоминается в «Повести временных лет» под 862 г., когда славяне пригласили на княжение трёх варяжских братьев, из которых одного, того самого Рюрика, посадили в Новгороде, другого, Синеуса, – на Белом озере, третьего, Трувора, – в Изборске.

Когда возвысился Псков, Изборск стал его западным форпостом, первым встречавшим удары врага: «Ныне пригород Псковский; а тогда был в кривичех большой город». Первая каменная крепость в Изборске была построена ещё в XI в.: археологи обнаружили основания стен толщиной от 2,5 до 4 м и остатки башен. Вероятно, это была первая на Руси каменная крепость. Основным стрелковым оружием изборских воинов были арбалеты со стрелами, имеющими бронебойные наконечники.

Но оказалось, что место, теперь именуемое Труворовым городищем, – не лучшая позиция для обороны. И в 1303 г. Изборск «переехал» на 400 м южнее – на Журавлиную гору. Там в 1330 г. была построена новая каменная крепость, мощнее прежней. Восточный склон горы крут, едва преодолим, северный – почти отвесный. До начала XVI в. крепость выдержала восемь сильных осад, ни разу не была взята. В ливонской осаде 1349 г. участвовал немецкий поэт Зухенварт, который назвал Изборск «железным городом». В 1369 г. немцы снова пришли с большими стенобитными орудиями и 18 дней долбили изборские стены; стены не поддались.

В конце XIV в. появилось огнестрельное оружие, и толщину стен увеличили. Толщина стен, дошедших до нас, – около 5 м, высота – до 10 м. Самая высокая башня «Вышка» имеет высоту 19 м.

В 1480 г. магистр Бернард фон-дер-Борх, собрав со всей Ливонии до 100 000 воинов, осадил Изборск. Крепость не взяли ни стенобитные орудия, ни пушки. Потерпев первую неудачу, магистр двинулся к Пскову, где был разбит.

Внутри крепости находится собор свт. Николая, возведённый тогда же, когда и новая крепость, но не раз перестроенный. Уже в 1341 г. Изборск по имени главного храма именуется в летописи «домом святого Николы».

У наружной кромки рва старого города – древние могилы под каменными крестами XIV-XVI вв. На одном из таких крестов написано: «Лета 7000 миром поставлен крест на рабе Божии на Степане»; полагают, что он пал в битве с ливонцами в 1480 г.

У старого городища в XIV или XV в. изборяне поставили двухметровый каменный крест со славянской надписью «Царь Славы, Иисус Христос, Ника». Теперь этот крест называют Труворовым. С кургана Труворова городища открывается прекрасный вид на Городищенское и Мальское озёра.

Из множества других исторических памятников отметим древнюю плитоломню, крестьянские усадьбы с каменными дворами и воротами. Вблизи крепости расположена Сергиевская церковь XVII в., в которой находится музей археологических находок.

В 4 км от Изборска в сторону Печор на берегу Мальского озера расположен погост Малы. От Мальского Рождественского женского монастыря (XV-XVIII вв.) сохранилась древняя Рождественская церковь. На Мальском озере до сих пор можно увидеть рыбаков в лодках «комейках», сделанных по традиционной технологии – из двух древесных стволов, выдобленных и скреплённых вместе.

«Городом на ключах» Изборск назвали ещё в XVII в. за мощные выходы ключевой воды в разломе береговой террасы. Группа из более чем десяти карстовых источников находится у Городищенского озера. Эти так называемые «Словенские источники» весной столь полноводны, что напоминают водопады. Энергию источников долины раньше использовали водяные мельницы.

Своими живописными видами, особенно золотой осенью, Изборо-Мальская долина привлекает множество фотографов и художников из Москвы и Санкт-Петербурга. Н. К Рериху изборские виды помогли написать картины «Дозор» и «Тайник».

Теперь Изборск село, а не город.

Проезд. Доехать на машине. Старый Изборск находится в 32 км от Пскова по трассе Псков-Рига. С автовокзала 6 рейсов в день. Новый Изборск (возник в XIX в. как ж/д станция) находится в нескольких километрах на север от Старого.

Псков и Новгород

После смерти Трувора Изборская земля вместе с Псковом перешла во владение брата Трувора, новгородского князя Рюрика. С тех пор новгородский князь был вместе с тем и князем псковским и назначал во Псков наместника. Для принятия решений, касающихся всей новгородской земли, новгородцы приглашали на вече псковичей; также и в войнах, и в торговле Псков и Новгород действовали заодно.

Случались и у Пскова с Новгородом размолвки, но они не надолго нарушали старинное братство. Так, когда в 1266 г. князь Ярослав пришёл в Новгород со среднерусскими полками, чтобы вместе идти на Псков, который призвал на княжение литовца Довмонта, прогнав Ярославова сына Святослава, новгородцы ответили князю: «Прежде переведайся с нами, а потом уже поезжай во Псков». Ярослав ретировался.

В Пскове и Новгороде дольше, чем в остальных городах Руси, сохранилось вече. Вполне народным вече назвать нельзя, так как участие в нем принимал не весь народ, а лишь «лучшие», т. е. богатые и знатные люди.

Немецкий крест против русского

Опасность Пскову грозила с запада. В конце XII в. немецкие крестоносцы отняли Ливонию у полоцких князей. В 1200 г. они основали Ригу, а в 1202 – орден Рыцарей Меча (который впоследствии соединился с Тевтонским). В 1212 г. новгородцы и псковичи под предводительством новгородского князя Мстислава Удалого ещё ходили по Ливонии до Балтийского моря, собирая подать, но уже в 1229 г. смуты между Новгородом и Псковом позволили немцам взять самый сильный русский город в Чудской земле – Юрьев (потом – Дерпт, ныне – Тарту). Все жители Юрьева погибли.

Римский папа благословил рыцарей на покорение псковских земель. В 1240 г. немцы взяли Изборск и Псков, в который их впустил изменник, и стали продвигаться далее, к Новгороду. Новгородцы призвали на помощь князя Александра Невского. В конце 1241 г. Александр освободил новгородские земли и Псков. Во Пскове погибло 70 рыцарей. Александр вошёл в Ливонию, но, встретив сильный отпор ордена, предпочёл выбрать для сражения более выгодное место. Русские отступили и заняли позицию на Чудском озере (расположенном за Псковским озером, в 65 км севернее Пскова).

5 апреля 1242 г. закованная в броню немецкая орда двинулась на русские полки; с немцами шла чудь. На восходе, увидев приближающиеся полки врага, Александр вознёс руки вверх и громко воззвал: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» Выстроившиеся железным клином немцы пробили русские ряды, после чего русские ударили в тыл врага и погнали его. Рыцари бежали по льду, многие утонули. Нашло смерть 400 рыцарей, 50 было пленено. Будучи уверен, что Александр пойдёт на Ригу, магистр ордена в ужасе обратился за помощью к датскому королю. Но победитель вложил меч в ножны.

На берегу Псковского озера в советское время был построен 40-метровый памятник князю Александру и его победе. До него можно доехать из центра Пскова на автобусе №1.

Конец вольницы

С 1399 г. Псков стал принимать назначаемых из Москвы князей, но сохранил при этом вече и некоторые другие права вольного города. Великий князь Московский Василий Иоаннович, опасаясь угрозы со стороны Литвы, решил окончательно присоединить Псков к Московской державе. Он задержал в Новгороде 9 псковских посадников (выборных начальников) и потребовал у псковичей уничтожить вече. Псковичи взяли день на размышление, но деваться им было некуда. Поплакали да и сняли вечевой колокол – 13 января 1510 г. Несмотря на покорность Пскова, князь Василий переселил 300 «лучших» псковских семей в московскую землю, а оттуда прислал 300 московских семей.

Иоанну Грозному часто мерещились измены, и он «покорял» русские города Москве по второму разу. В 1570 г. Грозный залил кровью Новгород, разорив много храмов, и с той же целью явился во Псков. Псковичи встретили царя хлебом-солью. Тут перед царём явился местный юродивый Николай Саллос («саллос» и значит «юродивый»), по-детски прыгая на палочке, как на коне, и беспрестанно повторяя: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь велел схватить его, но блаженный исчез. Смутившись, своеобразно религиозный Иоанн посетил Троицкий собор, а потом пришёл в келью юродивого. Николай угостил царя куском сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», – удивился царь. «Ты пьёшь кровь человеческую», – бесстрашно обличил его блаженный. Не устыдившись, Иоанн начал расправу с городом: велел снять колокол с колокольни Свято-Троицкого собора. Тотчас же пал его лучший конь. Тогда юродивый объявил царю, что если «возложит руку» хоть на одного псковича, то умрёт на месте. Иоанн IV бежал из города, не тронув жителей. А убогий Николай, когда умер, был похоронен в Троицком соборе с князьями и архиепископами. Память блаженного – 28 февраля (13 марта).

Польская осада

В середине XVI в. по количеству населения Псков был вторым городом Московского царства после Москвы, обойдя даже Новгород. Немецкий путешественник того времени И. Вундерер писал: «Псков по величине может быть сравнен с Римом, число домов простирается до огромной цифры 41568, хотя они все деревянные».

В 1581 г., когда Московское царство воевало с Польшей, Псков осадило 100-тысячное войско одного из лучших полководцев того времени, польского короля Стефана Батория. Обороной города руководил известный воевода Иван Петрович Шуйский, но рать противника была гораздо более многочисленной и профессиональной. Не надеясь на свои силы, псковичи вспомнили о помощи Небесной. Принесли из Псково-Печерского монастыря две чудотворные иконы Богоматери и со слезами молились перед ними.

Слепому старцу Дорофею явилась Пречистая Дева со многими святыми. «Скверные дела ваши сделали этот город подобным Содому, а теперь, как отяготела над вами беда великая, теперь только вспомнили вы Сына Моего, Господа Бога и Меня», – сказала Богоматерь. Она показала место, где следует поставить икону Успения из Печерского монастыря и установить пушки. Вскоре противник пошел на приступ в этом самом месте. В течение двух суток стреляя из 20 тяжёлых пушек, враг разбил 50 метров стены, овладел Покровской и Свинской башнями и вломился в город. Уже изнемогали ополченцы, народ в Троицком соборе кричал от отчаяния, как вдруг всё изменилось. К пролому прискакали на конях три давно умерших старца из псковских монастырей, ободрили защитников, вслед за ними подошел крестный ход из Троицкого собора с печерской иконой Успения Богородицы и мощами князя Всеволода-Гавриила. Под выстрелами, среди сечи, начался молебен. Ратники, воодушевившись, бросились на изумлённых врагов. Пушки, установленные на месте, указанном Богородицей, потрясли Свинскую башню, а воеводы подорвали её. Даже женщины и дети бросились в погоню за отступающими. Наутро всё поле за проломом было усеяно телами врагов…

Осада Пскова длилась 5 месяцев, в течение которых враг предпринял более 200 приступов, а псковичи – более 70 вылазок за стены города. Осада была снята при заключении 10-летнего перемирия.

Возле самой дальней от Кремля Покровской башни, что у р. Великой, возле Покровской церкви скромно возвышается из земли небольшой древний крест с надписью, гласящей, что здесь Богоматерь явилась старцу Дорофею, чтобы спасти город. На самом деле под одной крышей объединено два храма – один Покрова, другой Рождества Богородицы. Покровский действует, Рождественский восстанавливается.

Неподалёку отсюда – Баториев пролом. Он был заложен плитами сразу после того, как была отбита атака. Свинская башня так и осталась в полуразрушенном состоянии. Икона Успения Божией Матери, перед которой молились псковичи, находится в Успенском храме Псково-Печерского монастыря.

Шведская осада

Осада Пскова 16-тысячным войском шведского короля Густава-Адольфа в 1615 г. длилась 4 месяца. (Шведы уже завладели Новгородом, Старой Руссой и Гдовом.) В Пскове было не более 4000 мужчин, способных держать оружие. Король занял загородный Снетогорский монастырь, пытался пробиться в Псков то через ворота, то по р. Великой. Псковичи отбивались героически. Густав-Адольф снял осаду после того, как при взрыве одного из его орудий несколько человек погибло и более 60 было ранено. Его неудача во Пскове улучшила для России условия Столбовского мирного соглашения, по которому Россия лишилась Балтийского побережья.

Железнодорожный вокзал

В 1859 г. открылось движение через Псков по ж/д Санкт-Петербург – Варшава. Вскоре было построено нынешнее здание вокзала. Здесь несколько раз в 1900 г. бывал Ленин, а 2 марта 1917 г. царь Николай II в своем поезде, стоящем возле псковского вокзала, подписал отречение от престола.

Фашистская оккупация

Оккупация Пскова немецкими фашистами длилась три года. Здесь располагался штаб немецкой группы армий «Север». На окраинах Пскова были устроены два концлагеря; фашисты уничтожили во Пскове до 290 тыс. человек. После совершённых в 1930-х гг. надругательств над мощами псковских святых, небесная помощь Пскову ощущалась не так, как во времена прежних вражеских нашествий, когда псковичи молились своим святым.

Из 3000 зданий, имевшихся в Пскове до войны, в результате бомбежек и обстрелов было разрушено 1800. Псков был освобождён 23 июля 1944 г., население города составляло менее 10 тыс. человек.

Братская могила 65 000 военнопленных, погибших в концлагере, находится в п. Кресты. В конце Крестовского шоссе, рядом с к/т «Молодёжный», установлена мраморная 4-метровая стела.

Братская могила 50 000 военнопленных, погибших в концлагере, находится в местечке Пески, пер. К. Гея. Проезд: от ул. Советской Армии (отходит от шоссе Санкт-Петербург-Киев на Черехинском ж/д переезде). Рядом с дорогой, ведущей к аэропорту, возвышается холм, под которым захоронены замученные фашистами люди. На вершине холма – обелиск.

Святые[править | править код]

Равноапостольная Ольга (в Крещении Елена)

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей – «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских – одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении – Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

Благоверный князь Довмонт (во Святом Крещении Тимофей)

В течение XII-XV вв. Псков выдержал 26 осад литовских и немецких войск. Тем удивительнее, что в 1266 г. один из литовских князей, Довмонт, со всем родом и дружиной принял крещение (с именем Тимофея) и был посажен псковичами княжить во Пскове. Впервые псковским князем стал не потомок Рюрика, более того – иностранец. Отчасти успокоила русских князей его женитьба на дочери Александра Невского Марии. Тридцать лет правления Довмонта-Тимофея были самыми счастливыми для города: с небольшой дружиной храбрый князь успешно отражал нападения литовцев, чуди и немцев. Перед битвой он говорил обычно: «Братья мужи псковичи! Кто стар, тот мне отец, а кто молод, тот брат! Слышал я мужество ваше во всех странах: постоим за святые церкви и за своё отечество!».

Уже на склоне лет Довмонта, в 1299 г., тевтонские рыцари пришли со стенобитными орудиями ко Пскову на множестве кораблей. В соборе Святой Троицы Довмонт положил свой меч перед алтарём и молился. Игумен Исидор благословил его и препоясал мечом. Довмонт не стал дожидаться помощи из Новгорода (возможно, у него не было времени) и с малой псковской дружиной напал на немцев и разбил их. Рижский магистр ордена, затеявший поход на город Псков , получил на лицо памятную отметину.

После этого поражения немцы «начаша пакость» в псковских землях. В ответ Довмонт стал разорять немецкие земли, многих пленил. Однако немцам удалось внезапно напасть на Псков, сжечь посады и опустошить город. «Князь же Довмант призва Бога на помощь старости своея и бысть сеча велика», и Псков был освобождён. Вскоре, 20 мая 1299 г., Довмонт-Тимофей мирно скончался. Прощаясь с ним в псковском Троицком соборе , псковичи горько плакали.

В августе 1480 г., когда большое немецкое войско осадило Псков, св. Довмонт-Тимофей явился одному псковичу и сказал: «Возьмите покров гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Ободренные горожане смело вступили в бой с превосходящим врагом и вынудили его уйти. Память святого – 20 мая (2 июня).

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год. Невидимые плоды его трудов – множество язычников – сету, обращенных в православие, ставших монахами и священниками. Братия возросла с дюжины до ста человек. Видимые плоды – Никольская церковь, каменная ограда вокруг монастыря с девятью башнями и тремя воротами. Корнилий построил её во время войны с Ливонией (1558-1565). Получилась одна из сильнейших крепостей в Европе. Он вместе с монахами участвовал в самых простых работах, написал первую летопись монастыря, в которой отразил бедствия отечества: мятежи, гибель народа от гнева Иоанна IV, голода, мора и войн.

Грозному наклеветали на Корнилия, что он со своим монастырём хочет отложиться от Московского царства, предавшись то ли Литве, то ли Ливонии. Увидев мощные стены, башни с бойницами, царь пришёл в ярость и Корнилию, вышедшему из Святых ворот с хлебом-солью, своей рукой отсёк голову. Тут же опомнился, поднял тело святого и понёс в монастырь. Поэтому дорожка, ведущая внутрь монастыря, до сих пор называется Кровавой. А Грозный потом сделал монастырю много ценных пожертвований. Празднование памяти преподобного – 20 февраля (5 марта).

Монастыри[править | править код]

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь[править | править код]

Звонница Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Если большинство монастырей находятся на возвышенностях или равнине, то Псково-Печерский – в глубоком овраге, как в чаше. Монастырь Пскова начался с пещеры, где поселился первый инок – прп. Марк. Когда он жил, точно не известно. Первая дата в истории монастыря – 1472 г., когда сюда пришел священник Иоанн после того, как немцы замучили за веру священника Исидора и с ним 72 православных. Иоанн постригся здесь под именем Ионы, а его жена – под именем Вассы.

Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год.

Осада обители Баторием. Стены св. Корнилия спасали обитель не раз. В 1581 г., когда Баторий стоял под Псковом, он отправлял добычу в Польшу. Небольшой воинский отряд, поставленный в Печерском монастыре, разгромил два таких обоза, освободил пленных и захватил 30 воинов. Баторий послал на монастырь войско из поляков и немцев. Из пушек пробили стену донизу, храбро пошли на штурм. Монахи с крестным ходом принесли к пролому икону Успения Богородицы (не ту, которую унесли во Псков, а так называемую «древнюю») и, вооружившись, встретили неприятеля. Дрались целый день. Враг отступил с большими потерями.

Баторий направил на подмогу осаждающим большой отряд венгров под предводительством известного полководца Борнемиса и ещё пушки. Сделали пролом с другой стороны и напали с двух сторон одновременно.

Рыболов Сергий увидел над церковью множество юношей в белых одеждах, со свечами в руках, которые говорили друг другу: «Пойдём на помощь христианам и пожжём неверных». Одному из монахов явилась Богородица, другому – прп. Варлаам Хутынский, которые ободрили защитников. Монахи укрепились в надежде. Часть молилась, часть билась. Позднее враги рассказали, что видели седого старца, который ходил по стене, заделывая пробоины, и никак не могли в него попасть. «Потом увидели над монастырем множество воинов в белых одеждах, они напали на нас, и мы, поражённые великим страхом, побежали».

Баторий записал в дневнике: «Борнемисе с венгерцами, Фаренсбеку с немцами не везёт в Печорах. Пробьют брешь в стене, подойдут к ней, да и остановятся – далее идти не могут. Все удивляются, отчего это происходит! Одни говорят, что это колдовство со стороны русских, другие – что это место свято. Уже второй приступ не удаётся. Эти монахи творят чудеса храбрости».

Потом гетман Ян Замойский пытался взять монахов хитростью. Прислал образ Богородицы, писанный на стекле, и письмо, в котором укорял: «…Вы же, забывая свое монашество, храм Господний и святое место облили кровью» королевских воинов. Которые пришли «не для разорения этого святого места, но для того только, чтобы вывести оттуда людей, не по-христиански живущих в таком святом месте». Осада длилась два месяца. После её снятия слуги и крестьяне, уведённые врагом в свои земли, были выкуплены за счёт монастыря.

Нападения шведов и немцев. В 1592 г. шведы неожиданно напали на приграничные российские области, ворвались в монастырь, сожгли и разграбили его, убив многих монахов. Шведскую осаду 1611 г., немецкую 1612 г., шведскую 1615 г., шведскую же 1703 г. монастырь выдержал.

Храмы. Никольский надвратный храм (1564). В маленьком храме часто служатся ранние литургии. Успенская церковь. Самая характерная, пятиглавая. Внутреннее пространство – пещера, приспособленная под храм еще в 1473 г.; несущая стена только одна – наружная, с другой стороны – земля оврага. В соборе находятся мощи преподобномученика Корнилия и икона Успения Божией Матери «в житии» (XVI в.), которая в 1581 г. спасла Псков. Храм тоже маленький, но службы в нём часты, и в большие праздники идут одновременно со службами в соборе Архангела Михаила.

Пещеры. Вход – рядом с Успенским собором. Сейчас в этих пещерах, значительно углублённых, лежат останки более чем 10 000 человек – монахов монастыря и мирян. Тут покоится прах почитаемых печерских старцев, а также яркого духовного писателя, митрополита Вениамина (Федченкова), который закончил свой земной путь в Псково-Печерском монастыре в 1961 г. Вблизи от входа стоят гробы святых Марка, Ионы и Вассы. Когда святотатцы хотели вскрыть гроб Вассы, из него вышел огонь и опалил их.

В пещерах, вырубленных в песчанике, постоянная температура: +5 градусов.

Сретенская церковь. Не очень заметная, но вместительная. В ней часто служатся вечери.

Собор Архангела Михаила (1821-1827). Стоит наверху. Его колонны контрастируют с древним обликом остальных храмов, башен и стен. Это самый большой храм, богослужения проводятся во все большие праздники. В нём – три чудотворные иконы Божией Матери – Умиления, Одигитрия и Успения (древняя). У правой части иконостаса в ковчежце хранится десница вмц. Татианы.

Святые источники. Внутри монастыря находится колодец или источник прп. Корнилия. Знатоки говорят, что он существовал ещё до Корнилия. В низине за монастырем, у д. Пачковки, находится Иоанно-Предтеченский источник. («Источник прп. Вассы» был назван так менее полувека назад паломниками. Краеведы знают, что его истинное название – «Денисов ключ».)

Монастырь при советской власти. Монастырь Пскова является единственным в стране, который не был закрыт советской властью. При Хрущёве, который обещал показать последнего священника по телевизору, тяжесть борьбы за монастырь пала на наместника Алипия. Мужественный воин, дошедший до Берлина, он использовал и твёрдость, и гибкость, и юмор в отражении различных притеснений. Монахи и печеряне хранят множество устных преданий о борьбе наместника за сохранение монастыря. Так, когда местные власти отняли у монастыря пастбище, наместник выпустил коров пастись на монастырскую площадь, те вытеснили экскурсантов, и властям пришлось пойти на попятный. Благодаря стараниям архимандрита Алипия, в монастырь вернулась часть церковных ценностей, увезённых фашистами.

Современная жизнь монастыря. Сегодня монастырь Пскова – один из самых славных в России. Знаменит святынями, традицией старчества, крепким хозяйством, детским хором, многолюдными благодатными службами, красотой и благоустроенностью. Число монахов и послушников – около 60.

Монастырь Пскова принимает на ночлег благочестивых паломников. На праздник Успения Божией Матери в монастырь съезжается столько гостей, что место даже в частном секторе найти нелегко.

Город Печоры. Райцентр в 52 км от Пскова, на границе с Эстонией, окружённый лесами. В Печорах и окружающих деревнях живут коренные жители народности сету, язык которых ближе к финскому, чем к русскому. С 1918 по 1940 г. город находился в составе Эстонии. Три прихода коммунистов (в 1917, 1940 и 1944), приход эстонцев и нашествие немцев оставили в живых лишь людей кротких и тихих. Редкой наглостью отличаются только нищие у ворот монастыря.

Проезд из Пскова. 8 автобусных рейсов в день. 4 электропоезда в день, в пути – 1ч 15 мин. Автобус предпочтительнее тем, что печорский автовокзал – вблизи монастыря, а от ж/д станции идти далеко.

Проезд из Санкт-Петербурга. Прямой автобусный рейс до Печор отправляется вечером.

Адрес: 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, 5. Тел.: (81148) 9-26-01.

Время работы: Богослужения. В Пн., Ср., Пт. в 6.00 – братский молебен, часы и литургия. Во Вт., Чт., Сб. – ранняя литургия в 6.00, поздняя – в 8.00. В Вс. и праздники ранняя литургия – в 7.00. поздняя – в 10.00. Вечернее богослужение в 17.00 зимой, в 18.00 летом.

Сайт: pskovo-pechersky-monastery.ru

Подробнее...

Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь[править | править код]

Монастырь Пскова находится в месте впадения Мирожи в Великую, недалеко от центра Пскова , но вне городской суеты. Наиболее людно под стенами монастыря в летний зной, так как здесь находится один из лучших пляжей на р. Великой.

Обитель в 1156 г. основали св. Нифонт, епископ Новгородский, и игумен Авраамий. Предполагают, что именно здесь была написана дошедшая до нас копия «Слова о полку Игореве». Находясь вне городских стен, монастырь был разоряем всеми, кто приходил покорять Псков; захватчики устраивали в нём свои резиденции. Тевтонские рыцари в 1299 г. убили игумена Василия с несколькими иноками.

Современное состояние

Скромная территория монастыря Пскова усажена фруктовыми деревьями. Братия малочисленна. Действующий храм – надвратная церковь архидиакона Стефана XVII-XVIII вв.

Но древнейший храм Пскова – Спасо-Преображенский собор (1153) –принадлежит музею. В храме сохранилось 80% росписей работы XII в. в византийском стиле; эти фрески были освобождены от более поздних росписей в конце XIX в. Они считаются одним из ценнейших памятников древнерусской живописи.

Под спудом почивают мощи первого игумена, прп. Авраамия (†1158). Память его празднуется 24 сентября (7 октября).

В обители Пскова менее 10 братьев.

Проезд. Авт. №2, 8, 19 до ост. «Дамба». Или пешком 15 минут от центра по берегу Великой.

Адрес: г. Псков, Красноармейская наб., 4. Тел.: (8112) 44-64-06.

Время работы: Богослужения: в 8 утра - монастырское правило, вечернее в 19. Литургия в праздники в 9.

Подробнее...

Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь[править | править код]

Рождество-Богородичный Снетогорский Женский монастырь Пскова находится на северо-западной окраине, на Снетной горе над р. Великой. Гора называется так потому, что здесь нерестится рыба снеток.

Когда и кем был основан монастырь Пскова, неизвестно. Он так же страдал от интервентов, как и Спасо-Мирожский. Тевтонцы в 1299 г. убили (сожгли) игумена Иоасафа, 17 монахов и многих нищих и детей. Шведский король Густав-Адольф в 1615 г. устроил здесь свою резиденцию. Позднее и фашистские оккупанты разместили в обители штаб.

Здесь подвизались преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий. Здесь, готовясь к смерти, постригались в монахи псковские князья и здесь – в соборе Рождества Богородицы – многие из них были похоронены.

К 1804 г. в обители осталось всего 9 престарелых иноков, монастырь Пскова был упразднён и стал резиденцией псковских епископов взамен сгоревшей.

Изящную колокольню Снетогорского монастыря с Вознесенской церковью внизу называли «Вознесением-под-колоколы» или «Снетогорским столпом»; она мало уступала по высоте колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. В 1930-е гг. её обвили петлёй, и несколько барж двинулись по реке, натягивая канаты…

Современное состояние

Монастырь Пскова возобновлён в 1994 г. как женский. В нём более 70 сестёр. Службы проходят в храме свт. Николая (1519). Отремонтированы келейные корпуса.

Главная архитектурная ценность монастыря – собор Рождества Богородицы, построенный по образцу византийских в 1312 г. согласно завету князя Довмонта, на месте разрушенного тевтонскими рыцарями. В нём сохранились вдохновенные фрески работы псковских мастеров (1313).

Паломников принимают.

Проезд. От ж/д вокзала автобусом №1 до конечной.

Адрес: 180006, г. Псков, Овсееще, Снетная гора, 1. Тел.: (8122) 75-01-25, 75 -01-88.

Время работы: Богослужения. В будни 6 ч утреннее правило, полунощница, Часы, Литургия. В Вс литургия в 8 ч. Вечернее богослужение в 17.

Подробнее...

Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь[править | править код]

Находится в 22 км северо-восточнее Пскова в глухом месте, окружённом болотами. «Крыпецкий» произошло от «крыпы» – местного названия рыболовной лодки.

В тихом месте поселился в 1455 г. Савва, постриженник Афона и ученик преподобного Евфросина Псковского. Со временем он основал здесь общежительный монастырь. Псковский князь Ярослав утвердил за монастырём землю, а после того как Савва исцелил его жену, построил через болота мост к монастырю в 1400 сажен. Скончался преподобный в 1487 г., а в 1547 г. его мощи были обретены нетленными, и от них сразу начались исцеления. Память преподобного празднуется 28 августа (10 сентября).

В 1505 г. в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг прп. Нил Столобенский, а вскоре после него – прп. Никандр Пустынножитель.

Во второй половине XIX в. в монастыре жил блаженный Корнилий. Ещё в детстве он отличался от других малышей. Когда кого-то из ребят хотели наказать за кражу свеклы, он кричал: «Это я, это я!» Став монахом Крыпецкого монастыря, Корнилий получил послушание собирать пожертвования. И это делал он необычно: приходил в какую-нибудь дальнюю деревню, садился в избе под иконой и молился об усопших этой деревни, как будто знал их. И рыбаки несли ему снетков. Корнилий всех называл «детушки мои» и часто говорил: «Другому пожелаешь – себе получишь». Блаженный исцелял и предсказывал. Предсказал, что будет захоронен неправильно; а когда положат правильно – головой на восток, – тогда в России закончится время бедствий. Умер старец в 1903 г. Много раз с тех пор его пытались перезахоронить, как положено, но всегда что-то мешало.

Монастырь закрыли в 1918 г.

В мае 1958 г. над могилой блаженного Корнилия был поставлен деревянный храм. А в октябре его сожгли – председатель Торошинского сельского совета с комсомольцами. 1958 год ещё не закончился, а святотатцев уже постигла кара – председатель сельсовета умер от рака, а трое комсомольцев – от несчастного случая.

Вскоре было принято решение взорвать монастырь, чтобы прекратить приток паломников, но местные жители отстояли святыню.

Современное состояние

Монастырь вернули Церкви в 1991 г. Первым настоятелем обители был отец Дамаскин, который прошёл школу монашеской жизни в Псково-Печерском монастыре. Тогда собор и колокольня лежали в руинах, и даже келью для себя настоятелю пришлось строить самому; жизнь в неотапливаемой келье не прошла бесследно для его здоровья.

Теперь архитектурный комплекс монастыря полностью восстановлен. Действуют собор Иоанна Богослова (1557-1895) и Успенский храм. Построены братский корпус, коровник и другие необходимые здания. Святыни монастыря – мощи преподобного Саввы Крыпецкого и блаженного Корнилия – находятся в соборе. Там же находятся почитаемые Тихвинская и Иверская иконы Божией Матери.

В день обретения мощей блаженного Корнилия (их искали несколько дней) – 22 июля 1997 г. – была необыкновенная радуга. Теперь благоухающие мощи праведника обращены головой на восток.

Также в монастыре струится святой источник. После возобновления монастыря его пришлось расчищать экскаватором и лопатами. С тех пор произошло уже много исцелений.

В обители более 20 братьев.

Трудников принимают.

Проезд. От кремля автобус №114 доезжает до дер. Тупицы. Это только полпути. Оставшиеся 15 км придется преодолеть пешком или на попутках.

На машине из Пскова по М20 до д. Подборовье (12-14 км по трассе), затем левый поворот на Торошино. От Торошино до Крыпец – 4 км.

Адрес: Псковский р-н, п. Крыпецы. Почтовый адрес: 180006, г. Псков, ул. Поземского, д. 62, а/я 179.

Время работы: Богослужения. Литургия в будни в 7, в праздники в 9 часов. Вечернее в 17.

Подробнее...

Храмы[править | править код]

Город Псков потрясает обилием приземистых белых храмов древней северной архитектуры. В городе сохранилось около 80 храмов, в том числе почти 50 церквей XIV-XVI вв. Большинство из них сосредоточено на маленькой площади старого города. Нет нужды разрабатывать маршрут – во время прогулки островки Святой Руси встречаются каждые пять минут. Из них действующих – около 30.

Свято-Троицкий собор[править | править код]

Собор Святой Троицы – первый храм во имя Святой Троицы на Руси – был для каждого псковича такой же святыней, какой для новгородца был собор Святой Софии. В пылу неравной битвы с врагами князь взывал: «Братья, мужи псковичи! Постойте за Святую Троицу!». Проходила мимо беда, псковичи говорили: «Спасли Бог и Святая Троица». В соборе псковичи ставили на княжение и хоронили князей и владык. При храме велась летопись, хранились важнейшие грамоты, городская казна. У его стен собиралось Псковское вече.

Уже больше тысячи лет собор стоит в центре кремля. Но, конечно, стены собора не раз падали и подымались. Храм, построенный при княгине Ольге, был деревянным. Каменный собор построил святой князь Всеволод, в крещении Гавриил, в 1138 г.

Всеволод-Гавриил, сын Мстислава Великого, стал новгородским князем в ранней юности. Начало своего княжения он украсил началом строительства Георгиевского собора в Юрьевом монастыре. Военные походы Всеволода-Гавриила на Ямь, Эстонию и Литву были удачны. Женой Всеволода-Гавриила стала дочь прп. Николы Святоши, первого русского князя, променявшего княжеские власть и славу на монашескую чистоту. Однако новгородцы, хотя и поддержали князя в желании защитить брата Изяслава, которого их дядя Юрий Долгорукий лишил удела, не простили Всеволоду-Гавриилу поражения в битве с Юрием.

Изгнанного князя пригласили псковитяне; не только пригласили, но и готовы были, устроив засеки, с оружием в руках защищаться от новгородцев, которым не понравилось такое самоуправство Пскова.

Лишь около года успел прожить во Пскове Всеволод-Гавриил. Но в этот год князь успел начать строительство каменного Троицкого собора. Обычно храмы, построенные святыми, стоят гораздо дольше, чем храмы, построенные обычными людьми. То, что до нас дошли, хоть и в перестроенном виде, два храма, заложенные Всеволодом-Гавриилом (и каких!), о многом говорит.

Когда он скончался, опомнившиеся новгородцы пришли во Псков за мощами святого князя. Но раку не удалось сдвинуть с места. Новгородские послы горько плакали и молили дать им хотя бы малую часть мощей. Тогда сам собой от руки князя отпал ноготь. Новгородцы и тем были осчастливлены. Память святого – 11 (24) февраля, 22 апреля (5 мая), 27 ноября (11 декабря).

В первом каменном храме молился Александр Невский, был крещён князь Довмонт. Свод храма обрушился в 1363 г.; при этом убранство храма сохранилось, потому что накануне Всеволод-Гавриил явился пономарю и велел вынести иконы.

Второй каменный храм был освящён в 1368 г. Здесь в 1510 г. был снят вечевой колокол. Здесь Иоанн Грозный, смирённый угрозами блаженного Николая Саллоса, целовал мощи святого князя Всеволода. Пол этого собора псковичи омывали слезами во время Баториевой осады.

Когда и второй каменный храм обветшал, заложили третий (в 1682 г.). После пожара 1770 г. в соборе появились трещины, и к стенам были подведены контрфорсы, на строительство которых пошли четыре обветшавшие церкви. Это говорит о величине того собора, который вы можете видеть сегодня практически с любой точки Пскова. Его высота (с крестом) – более 70 м.

Как и в Смоленском Успенском соборе, служения в храме были запрещены в 1920-х гг. и возобновлены в 1941-м после прихода немецких фашистов.

Нынешнее внутреннее убранство храма формировалось с XVII в.

Святыни собора – мощи князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, юродивого Николая Саллоса, преподобномученика Иоасафа Снетогорского (память – 4 (17) марта). Все они лежат в одной раке, в центральной части верхнего храма.

Здесь находится особо почитаемая чудотворная икона Святой Троицы «с деяниями» XVI века. Также почитаема псковичами чудотворная Чирская икона Богоматери. Она находилась в церкви с. Чирск Псковской епархии; когда псковичей губила эпидемия, из глаз Богородицы вытекли слёзы. По приказу псковского князя Феодора икону крестным ходом принесли в псковский Троицкий собор, мор прекратился. Празднование – 16 (29) июля.

На северной стене храма находится икона святой Ольги, написанная знаменитым наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым). Стоящий здесь же «Ольгин крест» изготовлен в 1623 году.

Поражает высота иконостаса Свято-Троицкого престола. По некоторым данным она достигает 42 метров, впечатление высоты усиливается благодаря относительно малой площади храма.

В нижней церкви Серафима Саровского находится усыпальница псковских архиереев и князей.

Церковь св. Николая «со Усохи»[править | править код]

Церковь св. Николая «со Усохи»

Построена в 1383 г., перестроена в 1536. Один из самых красивых храмов. Адрес: ул. Советская, 19.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы[править | править код]

Церковь – часть бывшего Покровского монастыря, в котором жил старец Дорофей, которому явилась Богородица во время польского нашествия. Она появилась со стороны Спасо-Мирожского монастыря со святыми Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, вошла в Покровскую церковь, а оттуда – в Покровскую башню… Адрес: ул. Свердлова, 1 (в углу стены, возле Покровской башни).

Церковь Богоявления «с Запсковья»[править | править код]

Построена в 1496 г. Замечательна красотой. Адрес: ул. Герцена, 7.

Церковь Варлаама Хутынского[править | править код]

Церковь Варлаама Хутынского

Первый, деревянный храм был построен в 1466, во время мора. Каменный построен в 1495 г. в новгородской архитектурной традиции. Сюда был направлен удар сил шведского короля Густава-Адольфа 9 октября 1615 г. Шведы пытались разбить собор из пушек, но не смогли.

Адрес: ул. Л. Поземского.

Собор Иоанна Предтечи[править | править код]

Был построен около 1240 г. в составе женского Иоанно-Предтечевского монастыря. В нём покоился прах псковских княгинь. В том числе инокини Марфы, в миру Марии, жены князя Довмонта.

Адрес: ул. Горького, 1.

Музеи[править | править код]

Историко-художественный архитектурный музей[править | править код]

Историко-художественный архитектурный музей

Музейный комплекс занимает целый квартал. Основная часть находится в здании 1679 г., построенном купцом Поганкиным; он возглавлял Псковский денежный двор, Псковскую таможню, да ещё держал кабаки. Основу коллекции составило собрание знаменитого псковского коллекционера Фёдора Плюшкина, поступившее в музей в 1914 г. по причине смерти владельца.

Собрание Плюшкина включало более миллиона предметов, его коллекция монет превосходила коллекцию Эрмитажа. В нынешней экспозиции – серебряные изделия XIV-XIX вв., предметы прикладного искусства и др. Самое значительное – древние иконы и веками хранившиеся в псковском Троицком соборе победоносные мечи святых князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.

В другом здании музейного комплекса находилась художественно-промышленная школа Ван-дер-Флита. Там выставлены картины.

Адрес: ул. Некрасова, 7. Время работы: Открыт с 11 до 18 ч, кроме Пн.

Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга[править | править код]

Проезд из Москвы

С Ленинградского вокзала Москвы до ж/д Пскова – два ночных поезда. На машине по трассе М9 до Пустошки, далее по М20. 743 км, 11 ч пути.

Проезд из Санкт-Петербурга

7 автобусных рейсов в день. В пути около 8,5 ч.

Поезда. С Балтийского вокзала отправление в 10.56, прибытие в Лугу в 13.06. Отправление из Луги в 14.08, прибытие в Псков в 17.45. Также 7-8 поездов с Варшавского и Витебского вокзалов ежедневно.

На машине по Гатчине, затем по трассе М20. 275 км, 4 ч пути.

Прочая информация[править | править код]

Куда дальше из Пскова[править | править код]

Вокзалы Пскова

Автовокзал в г. Пскове находится рядом с железнодорожным. Ж/д вокзал: (8112) 16-00-00. Автовокзал: (81122) 2-40-01. Аэропорт: (8112) 16-80-22.

Великий Новгород

2 автобусных рейса в день. В пути – 4 ч 10 мин.

На машине до Порхова, затем по А116. 216 км, 3,5 ч пути.