Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.
Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).
История[править | править код]
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера.
Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).
В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.
В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.
По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.
Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция.
Современное состояние[править | править код]
Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью). В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.
01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.
В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.
Храмы[править | править код]
Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).
Собор Спаса Преображения[править | править код]
Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой, к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.
В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.
Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни.
Храм Апостола и Первомученика Стефана[править | править код]
Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году. Более древний список с иконы - 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная.
Святыни[править | править код]
Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон. Это список с чудотворной иконы, которая храниться в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери «Мирожская» явилась в 1198 году в Спасском Мирожском монастыре в основном одноименном храме обители. Но датировка иконы известна более поздняя: она относится к XVII столетию.
Престольные праздники[править | править код]
Преображение Господне - 19 августа
- 7 октября — Мирожская икона Божией Матери
- 15 августа и 9 января — первомученика и апостола Стефана
- 17 марта- преподобномученика Василия Мирожского
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная
Проезд: Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе № 2 до остановки «Мирожский монастырь».
У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе М -10 (через Новгород и Лугу), либо по трассе М-9 (через Ржев и Великие Луки). Трасса М-10 находится сейчас в лучшем состоянии. Расстояние от Москвы до Пскова — 722 км. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М-20.
В Пскове вам нужен мост в Завеличье. Лучше воспользоваться не Ольгинским мостом, а мостом им. 50-летия Октября. Он выведет вас прямо к Мирожскому монастырю
Паломнику[править | править код]
E-mail: monmir@mail.ru
Телефоны: 8 (8112) 576-403 - канцелярия