Тамбовская область: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 57: | Строка 57: | ||
* Моршанск | * Моршанск | ||
* Котовск | * Котовск | ||
== Святые == | == Святые == | ||
''Подвижники благочестия Тамбовского края (список не полный, о новомучениках и Соборе Тамбовских святых [http://www.eparhia-tmb.ru/o-eparxii/svyatye-i-podvizhniki-blagochestiya/ подробнее здесь]):'' | |||
* Старец Иосиф, основатель Тамбовского Казанского монастыря. | |||
* Чтец Иоанн Богоявленский (подвизавшийся под именем Ильи немого). | |||
* Монахиня Миропия (Аденкова). | |||
* Старица Анна. | |||
* Иеромонах Августин. | |||
* Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская. | |||
* Игумения Антония (Аносова). | |||
* Праведная Мария Чернова, страдалица Тамбовская. | |||
* Агния (Стародубцева), схимонахиня, постриженица Знаменского Сухотинского монастыря (память 17 марта). | |||
* Акулина Родина (память 14 октября). | |||
* Анания (Киселева), схимонахиня, постриженица Свято-Никольского Черниева монастыря (память 15 февраля). | |||
* Георгий Шмаровский, блаженный. | |||
* Григорий Коныгин, старец, насельник Чернеева Никольского монастыря. | |||
* Евгений, архимандрит, насельник Саровской Успенской пустыни (память 17 декабря). | |||
* Ефрем (Короткой), иеромонах, строитель Саровский (память 30 мая ст. ст.). | |||
* Иоанн Семенович Григорьев, юродивый, подвижник Козловского Троицкого мужского монастыря. | |||
* Иоанн (Федоров), иеросхимонах, основатель Саровской Успенской пустыни (память 4 июля ст. ст.). | |||
* Митрофания, схимонахиня Сухотинского Знаменского монастыря. | |||
* Николая Савельевич, блаженный, подвижник Никольского Черниева монастыря (память 11 апреля ст. ст.). | |||
* Пахомий (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни. | |||
* Питирим (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни | |||
== Святыни == | == Святыни == | ||
Строка 64: | Строка 87: | ||
* источник святителя Питирима (Трегуляевский мужской монастырь) | * источник святителя Питирима (Трегуляевский мужской монастырь) | ||
== Монастыри == | == Монастыри == | ||
* Казанский мужской монастырь | * '''Казанский мужской монастырь''' | ||
392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-76-19, 72-04-84 | 392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-76-19, 72-04-84 | ||
* Свято-Троицкий мужской монастырь | * '''Свято-Троицкий мужской монастырь''' | ||
393740, Тамбовская область, г. Мичуринск, ЦГЛ; тел. (47545) 5-78-93 | 393740, Тамбовская область, г. Мичуринск, ЦГЛ; тел. (47545) 5-78-93 | ||
* Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь | * '''Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь''' | ||
392518, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Трегуляй, Архиерейское подворье-храм святителя Питирима; тел. (4752) 48-91-43 (храм), 57-60-39 | 392518, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Трегуляй, Архиерейское подворье-храм святителя Питирима; тел. (4752) 48-91-43 (храм), 57-60-39 | ||
* Вознесенский женский монастырь | * '''Вознесенский женский монастырь''' | ||
392000, г. Тамбов, ул. Московская, 37; тел. (4752) 72-26-11 | 392000, г. Тамбов, ул. Московская, 37; тел. (4752) 72-26-11 | ||
* Свято-Никольская Мамонтова женская пустынь | * '''Свято-Никольская Мамонтова женская пустынь''' | ||
Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельский совет, сел. Мамонтово | Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельский совет, сел. Мамонтово | ||
* Сухотинский Богородице-Знаменский женский | * '''Сухотинский Богородице-Знаменский женский''' | ||
393400, Тамбовская область, Знаменский район, сел. Сухотинка | 393400, Тамбовская область, Знаменский район, сел. Сухотинка | ||
== Храмы == | == Храмы == |
Версия от 23:21, 2 августа 2015
Россия
Тамбо́вская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр: город Тамбов. Граничит с Рязанской, Пензенской, Саратовской, Воронежской и Липецкой областями.
Карта[править | править код]
{{#yandexmap:Тамбовская область|400|300|cdzMP}}
Православие в Тамбовской области[править | править код]
История[править | править код]
История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.
Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.
Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.
К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию.
Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.
Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.
Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».
При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863 гг.) в день памяти святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.
Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и преподобный Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться тамбовскому святителю.
Немалую роль в канонизации святителя Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию.
13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя 28 июля 1914 года — в день памяти его, о составлении ему особой службы и об объявлении о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».
25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные Крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по святителю Питириму.
После революционных событий мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе.
Собственно о монастырях Тамбовской епархии можно сказать, что в начале XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских и 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А. Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна женская община).
Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбов. В их числе Шацкий Черниев (1573 г.), Лебедянский Троицкий (1621 г.), Шацкая Вышинская пустынь (1625 г.). Санаксарский и Саровский монастыри были открыты уже после основания города, в 1636 году. Первая обитель открылась в 1659 году, вторая — в 1706.
В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области.
В год 1000-летия Крещения Руси, накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002), мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. Тамбовскими мастерами для мощей святителя Питирима была изготовлена изящная резная деревянная рака. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии.
Настоящее время[править | править код]
26 декабря 2012 года в административных границах Тамбовской области образована Тамбовская митрополия.
В наше время на территории Тамбовской митрополии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь.
Тамбовская митрополия поделена по территориальному признаку на 3 епархии: Тамбовскую и Рассказовскую, Мичуринскую и Моршанскую, Уваровскую и Кирсановскую.
Населённые пункты[править | править код]
- Тамбов
- Мичуринск
- Рассказово
- Моршанск
- Котовск
Святые[править | править код]
Подвижники благочестия Тамбовского края (список не полный, о новомучениках и Соборе Тамбовских святых подробнее здесь):
- Старец Иосиф, основатель Тамбовского Казанского монастыря.
- Чтец Иоанн Богоявленский (подвизавшийся под именем Ильи немого).
- Монахиня Миропия (Аденкова).
- Старица Анна.
- Иеромонах Августин.
- Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская.
- Игумения Антония (Аносова).
- Праведная Мария Чернова, страдалица Тамбовская.
- Агния (Стародубцева), схимонахиня, постриженица Знаменского Сухотинского монастыря (память 17 марта).
- Акулина Родина (память 14 октября).
- Анания (Киселева), схимонахиня, постриженица Свято-Никольского Черниева монастыря (память 15 февраля).
- Георгий Шмаровский, блаженный.
- Григорий Коныгин, старец, насельник Чернеева Никольского монастыря.
- Евгений, архимандрит, насельник Саровской Успенской пустыни (память 17 декабря).
- Ефрем (Короткой), иеромонах, строитель Саровский (память 30 мая ст. ст.).
- Иоанн Семенович Григорьев, юродивый, подвижник Козловского Троицкого мужского монастыря.
- Иоанн (Федоров), иеросхимонах, основатель Саровской Успенской пустыни (память 4 июля ст. ст.).
- Митрофания, схимонахиня Сухотинского Знаменского монастыря.
- Николая Савельевич, блаженный, подвижник Никольского Черниева монастыря (память 11 апреля ст. ст.).
- Пахомий (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни.
- Питирим (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни
Святыни[править | править код]
- мощи святителя Питирима Тамбовского, чудотворца (Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Тамбова)
- мощи преподобной Марфы Тамбовской (Вознесенский женский монастырь г. Тамбова)
- источник святителя Питирима (Трегуляевский мужской монастырь)
Монастыри[править | править код]
- Казанский мужской монастырь
392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-76-19, 72-04-84
- Свято-Троицкий мужской монастырь
393740, Тамбовская область, г. Мичуринск, ЦГЛ; тел. (47545) 5-78-93
- Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
392518, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Трегуляй, Архиерейское подворье-храм святителя Питирима; тел. (4752) 48-91-43 (храм), 57-60-39
- Вознесенский женский монастырь
392000, г. Тамбов, ул. Московская, 37; тел. (4752) 72-26-11
- Свято-Никольская Мамонтова женская пустынь
Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельский совет, сел. Мамонтово
- Сухотинский Богородице-Знаменский женский
393400, Тамбовская область, Знаменский район, сел. Сухотинка
Храмы[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Официальный сайт Тамбовской епархии