Свято-Преображенский Пронский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 3: Строка 3:
'''Название монастыря''' — [[Аннотация::...]].
'''Название монастыря''' — [[Аннотация::...]].
== История ==
== История ==
История Пронской Спасской пустыни, именуемой ныне Спасо-Преображенским Пронским мужским монастырём, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия.
<p style="text-align:justify">Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. Именно так указано во втором томе священника Иоанна Добролюбова «Историко- статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетии и библиографическими указаниями»: «Время основания её не известно, но существование её в XVII столетии не подлежит сомнению». В Песцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами. Середина XVII века в России ознаменована церковной реформой, имевшей далеко идущие последствия, как для Церкви, так и для всего Российского государства. Доподлинно известно, что в 1665 году настоятелем Спасской пустыни являлся Черный послушник Пафнутий.</p>
<p style="text-align:justify">Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда в Рязанских Достопамятностях встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. Это произошло по именному Указу Петра I от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. В 1734 году настоятелем Спасской пустыни назначен иеромонах Прохор, который, скорее всего, управлял обителью до 1749 года. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви. Описывается это так: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без оклада, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нем евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; две ризы камчатые, одна красная, другая зеленая, у них оплечья парчевая на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый, да еще при них ветхие ризы три, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежа - выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Этого монастыря святые врата с калиткой, над ними образ Спасителя с апостолами. Келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских со стенами. Амшеник ильмовый - рублен в лапу, покрытый тёсом и лубьями - ветхой, казенных 6 ульев со пчёлами. Монастырь кругом горожен забором ветхим». В 1749 году настоятелем монастыря назначен иеромонах Феодорит, который управлял обителью, скорее всего, до 1751 года. В 1751 году управлять обителью назначен иеромонах Иосиф, который, скорее всего, управлял ею до 1763 года. В 1763 году управлять Пронской Спасской пустынью назначен игумен Иона и, в том же году, поручиком Нееловым была проведена опись. Теперь, благодаря этой описи, мы можем утверждать о том, что первая каменная церковь в обители была построена в 1763 году на деньги, собранные от подаяний по благословлению Преосвященного Палладия, епископа Рязанского и Муромского. Что интересно, братия монастыря состояла из трёх человек: игумена, иеродиакона и бельца, иерея Никиты Карнильева. В том году построен был только предельный храм во имя Преображения Господня, но во втором пределе и в иконостасе не было образов, так как отсутствовали средства.</p>
<p style="text-align:justify">В 1765 году каменная церковь была облагорожена стараниями помещика Ивана Ивановича Бурцева, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) занялся уже его сын - Андрей Иванович Бурцев, который, вероятно, построил и каменную ограду вместо плетневой. Игумен Иона упокоился в 1771 году и по всей видимости, прах этого доброго инока и рачительного строителя покоится в пустыне. В 1771 году настоятелем монастыря назначен управлять иеромонах Сергий, в 1781 году - Епифаний, в 1786 и 1790 годах - Иоанн. В апреле 1796 году в обитель определен строителем иеромонох Иринарх. С 1796 по 1802 года настоятелем монастыря был иеромонах Алексий. В документах 1799 года мы нашли известие о смерти еще одного настоятеля: 31 декабря почил строитель иеромонах Лаврентий.</p>
<p style="text-align:justify">В 1801 году настоятелем монастыря назначен строитель иеромонах Симон, с 8 февраля 1802 года по 29 апреля 1804 года обителью управлял строитель иеромонах Тихон, с 15 августа 1804 года по 6 июня 1805 года - строитель иеромонах Дионисий, с декабря 1806 года - строитель иеромонах Алексий, с мая 1807 года - иеромонах Палладий.</p>
<p style="text-align:justify">Первым из настоятелей, в дошедших до нас отчётных ведомостях обители, значится иеромонах Анастасий, который вступил в должность строителя пустыни 8 октября 1808 года.</p>
<p style="text-align:justify">С января 1817 года по 1820 год известен в должности настоятеля иеромонах Амвросий.</p>
<p style="text-align:justify">Следующий настоятель, иеромонах Апполинарий, из духовного сословия, был монахом неученым, не обучавшимся в семинарии, и от природы одаренным и рачительным. Постриженный в монашество в Рязанском Троицком монастыре в 1814 году в возрасте 51 - го года, исполнял там клиросное, иеродиаконское, иеромонашеское и казначейское послушания, а затем был переведен в 1818 году в архиерейский дом казначеем и в этом же году назначен духовником в Явленский девичий монастырь. За отличное и ревностное служение награжден набедренником и в 1821 году назначен настоятелем Пронской Спасской пустыни, каковым и находился около 16 лет (также известно, что в 1825 году преосвященным Филаретом был поручен ему на время в управление и Троицкий Рязанский монастырь).</p>
<p style="text-align:justify">В 1837 году строителем Пронской пустыни назначен иеромонах Феодосий.</p>
<p style="text-align:justify">Сменив на должности строителя Пронской Спасской пустыни иеромонаха Феодосия, иеромонах Самуил за шесть с половиной лет восстановил почти упавшую обитель средствами разных благотворителей и по его прошению Святейший Синод оставил Пустынь на своём месте. Этому событию и были посвящены торжества по случаю второго обновления обители, состоявшиеся 25 июля 1866 года. Однако строительство продолжалось и, уже в 1867 году, в ней была закончена постройка новой каменной церкви с двумя престолами: по правую сторону престол во имя трёх Святителей, а по левую сторону во имя священомученицы Софии и трёх дочерей её Веры, Надежды и Любови.  Иеромонах Самуил пробыл строителем пустыни до 1868 года (в 1888 году он уже упоминается в сверхштатных игуменах Солотчинского монастыря). С июня 1868 по 1872 год настоятелем обители был иеромонах Кирилл (Можаров). Его в феврале 1873 году сменил игумен Македоний (Арестов). В конце 1879 года, отца Македония, в сане архимандрита, переводят в Солотчинский монастырь и, с января 1880 года, управлять пустынью назначен иеромонах Мелетий.</p>
<p style="text-align:justify">По Указу Синода в 1881 году в Пустыне было введено общежитие. В 1891 году, благочинный монастырей архимандрит Владимир, в своём отчёте пишет: «Эта пустынь, при малых средствах и при небольшом братсве, состоявшем почти из одних неученых старцев, отличается особенным порядком в благочинии и хозяйственном устройстве. Отношения братии к настоятелю и настоятеля к братии состоят в должном порядке. Предметом особенного внимания настоятеля к братии служит сохранение порядка, согласия и благочестия между ними. В случае недоумений и разных помыслов, возникающих в душе того, или другого из братий, они большею частию за вразумлением обращаются к своему настоятелю». Отец Мелетий, как и большинство настоятелей обители, происходил из духовного звания. По окончании Рязанской семинарии он проходил должность учителя Донковского духовного училища, а по увольнении поступил в Богословский монастырь, где и был пострижен в 1868 году, а затем, на следующий год, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1877 году преосвященным Палладием был награждён набедренником. Назначенный волей епархиального начальства настоятелем Пронской Спасской пустыни, отец Мелетий семнадцать лет, вплоть до своей праведной кончины, неустанно имел попечение о святой обители и родной братии. В 1882 году, за свои труды, он был награжден наперстным золотым крестом, а в 1888 году - возведен в сан игумена. В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию пронским купцом Григорием Карловичем Томилиным была передана икона Божией Матери «Споручница грешных», ставшая впоследствии чудотворной.</p>
<p style="text-align:justify">В 1897 году, после тяжелой болезни, почил игумен Мелетий и был похоронен в своей любимой обители. В начале XX века Господь воздвиг в этом монастыре мужа великой духовной силы - иеромонаха Филарета. Святой подвижник, отличавшийся великим послушанием и благоговением пред Царицей Небесной, обходил с иконой Божией Матери "Споручница грешных" города и веси.</p>
<p style="text-align:justify">К началу 20 столетия Пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году. В 1913 году по штату в монастыре были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников. Двадцатый век принёс в эту святую обитель разруху, но вместе с ней и славу трёх преподобномучеников, выходцев из Спасо- Преображенского Пронского мужского монастыря. В 1918 - 1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение Уотсобесов и землеотделам.</p>
<p style="text-align:justify">Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали. После этого, Спасо- Преображенский Пронский мужской монастырь 95 лет не значился среди монастырей Русской Православной Церкви. В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны. Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде (не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение). Для сотен детишек-сирот бывшая обитель стала родным домом. У многих ещё на руках были клейма, свидетельствующие о временах их тяжкого заключения в немецких концлагерях.</p>
<p style="text-align:justify">После коррекционного интерната, в помещениях монастыря расположился православный лагерь детского образовательного центра «Пронюшка».</p>


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 20:43, 3 августа 2016

Идёт загрузка карты…
...

Название монастыря — ....

История[править | править код]

История Пронской Спасской пустыни, именуемой ныне Спасо-Преображенским Пронским мужским монастырём, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия.

Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. Именно так указано во втором томе священника Иоанна Добролюбова «Историко- статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетии и библиографическими указаниями»: «Время основания её не известно, но существование её в XVII столетии не подлежит сомнению». В Песцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами. Середина XVII века в России ознаменована церковной реформой, имевшей далеко идущие последствия, как для Церкви, так и для всего Российского государства. Доподлинно известно, что в 1665 году настоятелем Спасской пустыни являлся Черный послушник Пафнутий.

Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда в Рязанских Достопамятностях встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. Это произошло по именному Указу Петра I от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. В 1734 году настоятелем Спасской пустыни назначен иеромонах Прохор, который, скорее всего, управлял обителью до 1749 года. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви. Описывается это так: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без оклада, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нем евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; две ризы камчатые, одна красная, другая зеленая, у них оплечья парчевая на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый, да еще при них ветхие ризы три, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежа - выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Этого монастыря святые врата с калиткой, над ними образ Спасителя с апостолами. Келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских со стенами. Амшеник ильмовый - рублен в лапу, покрытый тёсом и лубьями - ветхой, казенных 6 ульев со пчёлами. Монастырь кругом горожен забором ветхим». В 1749 году настоятелем монастыря назначен иеромонах Феодорит, который управлял обителью, скорее всего, до 1751 года. В 1751 году управлять обителью назначен иеромонах Иосиф, который, скорее всего, управлял ею до 1763 года. В 1763 году управлять Пронской Спасской пустынью назначен игумен Иона и, в том же году, поручиком Нееловым была проведена опись. Теперь, благодаря этой описи, мы можем утверждать о том, что первая каменная церковь в обители была построена в 1763 году на деньги, собранные от подаяний по благословлению Преосвященного Палладия, епископа Рязанского и Муромского. Что интересно, братия монастыря состояла из трёх человек: игумена, иеродиакона и бельца, иерея Никиты Карнильева. В том году построен был только предельный храм во имя Преображения Господня, но во втором пределе и в иконостасе не было образов, так как отсутствовали средства.

В 1765 году каменная церковь была облагорожена стараниями помещика Ивана Ивановича Бурцева, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) занялся уже его сын - Андрей Иванович Бурцев, который, вероятно, построил и каменную ограду вместо плетневой. Игумен Иона упокоился в 1771 году и по всей видимости, прах этого доброго инока и рачительного строителя покоится в пустыне. В 1771 году настоятелем монастыря назначен управлять иеромонах Сергий, в 1781 году - Епифаний, в 1786 и 1790 годах - Иоанн. В апреле 1796 году в обитель определен строителем иеромонох Иринарх. С 1796 по 1802 года настоятелем монастыря был иеромонах Алексий. В документах 1799 года мы нашли известие о смерти еще одного настоятеля: 31 декабря почил строитель иеромонах Лаврентий.

В 1801 году настоятелем монастыря назначен строитель иеромонах Симон, с 8 февраля 1802 года по 29 апреля 1804 года обителью управлял строитель иеромонах Тихон, с 15 августа 1804 года по 6 июня 1805 года - строитель иеромонах Дионисий, с декабря 1806 года - строитель иеромонах Алексий, с мая 1807 года - иеромонах Палладий.

Первым из настоятелей, в дошедших до нас отчётных ведомостях обители, значится иеромонах Анастасий, который вступил в должность строителя пустыни 8 октября 1808 года.

С января 1817 года по 1820 год известен в должности настоятеля иеромонах Амвросий.

Следующий настоятель, иеромонах Апполинарий, из духовного сословия, был монахом неученым, не обучавшимся в семинарии, и от природы одаренным и рачительным. Постриженный в монашество в Рязанском Троицком монастыре в 1814 году в возрасте 51 - го года, исполнял там клиросное, иеродиаконское, иеромонашеское и казначейское послушания, а затем был переведен в 1818 году в архиерейский дом казначеем и в этом же году назначен духовником в Явленский девичий монастырь. За отличное и ревностное служение награжден набедренником и в 1821 году назначен настоятелем Пронской Спасской пустыни, каковым и находился около 16 лет (также известно, что в 1825 году преосвященным Филаретом был поручен ему на время в управление и Троицкий Рязанский монастырь).

В 1837 году строителем Пронской пустыни назначен иеромонах Феодосий.

Сменив на должности строителя Пронской Спасской пустыни иеромонаха Феодосия, иеромонах Самуил за шесть с половиной лет восстановил почти упавшую обитель средствами разных благотворителей и по его прошению Святейший Синод оставил Пустынь на своём месте. Этому событию и были посвящены торжества по случаю второго обновления обители, состоявшиеся 25 июля 1866 года. Однако строительство продолжалось и, уже в 1867 году, в ней была закончена постройка новой каменной церкви с двумя престолами: по правую сторону престол во имя трёх Святителей, а по левую сторону во имя священомученицы Софии и трёх дочерей её Веры, Надежды и Любови. Иеромонах Самуил пробыл строителем пустыни до 1868 года (в 1888 году он уже упоминается в сверхштатных игуменах Солотчинского монастыря). С июня 1868 по 1872 год настоятелем обители был иеромонах Кирилл (Можаров). Его в феврале 1873 году сменил игумен Македоний (Арестов). В конце 1879 года, отца Македония, в сане архимандрита, переводят в Солотчинский монастырь и, с января 1880 года, управлять пустынью назначен иеромонах Мелетий.

По Указу Синода в 1881 году в Пустыне было введено общежитие. В 1891 году, благочинный монастырей архимандрит Владимир, в своём отчёте пишет: «Эта пустынь, при малых средствах и при небольшом братсве, состоявшем почти из одних неученых старцев, отличается особенным порядком в благочинии и хозяйственном устройстве. Отношения братии к настоятелю и настоятеля к братии состоят в должном порядке. Предметом особенного внимания настоятеля к братии служит сохранение порядка, согласия и благочестия между ними. В случае недоумений и разных помыслов, возникающих в душе того, или другого из братий, они большею частию за вразумлением обращаются к своему настоятелю». Отец Мелетий, как и большинство настоятелей обители, происходил из духовного звания. По окончании Рязанской семинарии он проходил должность учителя Донковского духовного училища, а по увольнении поступил в Богословский монастырь, где и был пострижен в 1868 году, а затем, на следующий год, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1877 году преосвященным Палладием был награждён набедренником. Назначенный волей епархиального начальства настоятелем Пронской Спасской пустыни, отец Мелетий семнадцать лет, вплоть до своей праведной кончины, неустанно имел попечение о святой обители и родной братии. В 1882 году, за свои труды, он был награжден наперстным золотым крестом, а в 1888 году - возведен в сан игумена. В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию пронским купцом Григорием Карловичем Томилиным была передана икона Божией Матери «Споручница грешных», ставшая впоследствии чудотворной.

В 1897 году, после тяжелой болезни, почил игумен Мелетий и был похоронен в своей любимой обители. В начале XX века Господь воздвиг в этом монастыре мужа великой духовной силы - иеромонаха Филарета. Святой подвижник, отличавшийся великим послушанием и благоговением пред Царицей Небесной, обходил с иконой Божией Матери "Споручница грешных" города и веси.

К началу 20 столетия Пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году. В 1913 году по штату в монастыре были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников. Двадцатый век принёс в эту святую обитель разруху, но вместе с ней и славу трёх преподобномучеников, выходцев из Спасо- Преображенского Пронского мужского монастыря. В 1918 - 1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение Уотсобесов и землеотделам.

Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали. После этого, Спасо- Преображенский Пронский мужской монастырь 95 лет не значился среди монастырей Русской Православной Церкви. В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны. Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде (не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение). Для сотен детишек-сирот бывшая обитель стала родным домом. У многих ещё на руках были клейма, свидетельствующие о временах их тяжкого заключения в немецких концлагерях.

После коррекционного интерната, в помещениях монастыря расположился православный лагерь детского образовательного центра «Пронюшка».

Современное состояние[править | править код]

Храмы[править | править код]

Храм Святой Троицы

Собор трёх Великих Вселенских Учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

Храм Антония Великого

Святыни[править | править код]


Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»

Образ Божией Матери "Споручница грешных"

Частица мощей святого апостола и евангелиста Луки. В 2013 году со всеми сопровождающими архиерейскими документами от епископа Газского нашей Пронской обители р.Б. Андреем была передана для постоянного пребывания частица мощей святого апостола и евангелиста Луки. Ковчег с частицей был вложен в икону апостола, написанную теми же иконописцами, которые создают иконостасы Трехсвятительского собора.

Престольные праздники[править | править код]

19 августа - Преображение Господне

28 августа - Успение Божией Матери

12 февраля - День памяти трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 391140, Российская Федерация, Рязанская область, р.п. Пронск, ул. Ново-Стрелецкая, 9

Телефон: +7 (920) 966 77 21

e-mail: pronskmon@yandex.ru

web: https://пронскиймонастырь.рф/

Доехать до Свято-Преображенского монастыря можно либо на личном автомобиле (от г. Рязани в сторону Рязанской ГРЭС), либо на автобусе от автовокзала "Рязань Центральная" до автобусной станции "Пронск".

Паломнику[править | править код]

Приезжающим в Спасо- Преображенский Пронский мужской монастырь предоставляется возможность поселения в гостинице и питание в монастырской трапезе. Лицам мужского пола, православного вероисповедания, приезжающим на длительный срок с целью пожить в монастыре и потрудиться на монастырских послушаниях, предоставляется возможность поселения в монастырской гостинице после беседы с настоятелем монастыря (при себе иметь паспорт). Предварительный заказ мест производится только для организованных паломнических групп по телефону: +7(920)966-77-21.