Храм Казанской иконы Божией Матери (Хмелита): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение|локация=55.4049, 33.88814|вид=Приходской храм}} Файл:Храм Казанской иконы Божи...»)
 
Нет описания правки
Строка 2: Строка 2:
[[Файл:Храм Казанской иконы Божией Матери (Хмелита)6 (2).jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Казанской иконы Божией Матери (Хмелита)6 (2).jpg|мини|справа]]
'''Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Хмелита''' [[Аннотация::построен в 1759 году в стиле барокко на средства Ф. А. Грибоедова. Здание храма представляет собой двусветный одноапсидный четверик, перекрытый высоким восьмидольным сводом с небольшим световым барабаном главкой, с трапезной и колокольней.]]
'''Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Хмелита''' [[Аннотация::построен в 1759 году в стиле барокко на средства Ф. А. Грибоедова. Здание храма представляет собой двусветный одноапсидный четверик, перекрытый высоким восьмидольным сводом с небольшим световым барабаном главкой, с трапезной и колокольней.]]
== История ==
На рубеже XVIII – ХIХ веков в Хмелите было три храма. У самого въезда в парадный двор располагалась каменная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделами во имя Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца с двухъярусной колокольней, построенная в 1759 г. Федором Алексеевичем Грибоедовым. Церковь возвели вблизи от господского дома, на ровном месте. Неподалеку от нее на юг находились два больших пруда, вода в которые поступала из ручья, имеющего ключи. Стены сложены из особого узкого кирпича. Кирпич изготавливался на месте строительства храма крепостными крестьянами. Вероятно, что весь храм с приделами и колокольней возвели в один строительный период. Но освящение придельных престолов произошло только в 1767 году, о чем свидетельствовали надписи на крестах престолов.
В конце XVIII века за озером в одной версте от Казанской церкви была возведена Алексеевская церковь, более оригинальная и гармоничная, нежели Казанская. Ядром Алексеевской церкви была ротонда с граненой шлемовидной главой, венчавшей пологую коническую кровлю над низким аттиковым ярусом. Высокий антаблемент поддерживали полуколонны, разделявшие проемы на 12 осях.Нижние окна в барочных наличниках с фронтонами были высокими арочными, верхние – круглыми. Низкий квадратный переход соединял храм с коренастой трехъярусной колокольней под широким и высоким шпилем на четырехлотковой кровле. Барочный пластичный декор подчеркивал приземистые арки звона и большие круглые окна в среднем ярусе. Рядом стояла двухъярусная колокольня.
Была при усадьбе и третья церковь – деревянная, построенная на небольшом кладбище и освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была разобрана «за ветхостью по представлению Епархиального начальства» в 1836 году. Позже на месте Успенской церкви построили деревянную часовню, сохранявшуюся до конца 1920 годов.
Единственный сохранившийся до наших дней храм Хмелиты – восстановленная в наше время церковь Казанской иконы Божьей Матери. В свое время этот храм был не только центром прихода, объединявшим до 1795 г. 32 селения, а позднее 23, но и домовой церковью Грибоедовых. Об этом свидетельствуют многочисленные дары и пожертвования членов всего семейства и то обстоятельство, что в приделе Иоанна Предтечи находилась гробница, в которой покоились владельцы усадьбы: лейб-гвардии капитан-поручик Федор Алексеевич Грибоедов, коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов и отрок, князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Гробницу уничтожили после закрытия храма.
Казанский храм был богато украшен внутри. Над главным престолом стояла деревянная сень, поддерживаемая четырьмя столбами, украшенная резьбой и росписью. Она завершалась шатром и венчалась короной с крестом. За престолом находились на тумбах резной крест с распятием Иисуса Христа, и при нем с правой стороны Матерь Божья, а с левой стороны Иоанн Богослов. Иконостас Казанского храма был деревянным, четырехъярусным. Над верхним ярусом стояло резное изображение Иисуса Христа и двенадцати апостолов и по сторонам по три резных ангела с трубами и мечами. Над головой Спасителя два ангела поддерживали корону. Резные, вызолоченные царские врата изображали горницу. Иконостасы приделов были двухъярусные, «простой столярной работы», окрашены в красный цвет, с позолоченной резьбой в виде пальмовых ветвей только на клеймах икон.
В северном – Никольском приделе, с правой стороны от иконостаса, у стены в большом киоте стояла главная святыня храма – чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Она была написана на дереве и покрыта медной посеребренной ризой. В этом же приделе хранилась икона святителя Николая Чудотворца, так же почитаемая, как чудотворная. Над клиросом в южном приделе висела хранимая издревле Грибоедовыми и переданная в 1833 году из усадьбы древняя икона Божьей Матери Одигитрии в серебряной вызолоченной ризе. Перед ней висела серебряная лампада, тонкой работы. Казанская церковь – характерный для Смоленщины памятник барокко, но здесь оно выражено гораздо скромнее, нежели в облике главного дома. В 1854 проведен крупный ремонт внутри храма, а в 1872-1873 годах Казанский храм заново оштукатурили. В 1883 году вокруг него на средства церковного старосты Петра Николаевича Гагарина устроили каменную ограду с чугунными вратами и двумя калитками. В последней четверти XIX века над церковью стояли пять глав. На колокольне храма постепенно собрался комплект из пяти колоколов.
Во второй половине 1930 годов Казанский храм в Хмелите закрыли и разграбили. Все иконы, богослужебные книги, утварь и колокола исчезли бесследно. С 1937 года Казанскую церковь передали под сельский клуб. В те же годы был закрыт, а затем разрушен Алексеевский храм. О том, что произошло с часовней, стоявшей на месте Успенского храма, сведений нет.
В Великую Отечественную войну в 1941-1942 годах в стенах бывшего Казанского храма укрывались от артобстрелов и бомбежек женщины с детьми и старики. Колокольня храма была взорвана.
К 1980 годам, времени начала реставрационных работ, в полном объеме сохранялись только руины четверика храма. В 1982-1985 годах восстановлено завершение храма и его кровля. В трапезной части храма частично сохранились полы из метлахской плитки начала XX века. В 1989 году в Казанском храме установили деревянный резной четырехъярусный иконостас. К 1992 году практически заново построены все утраченные части Казанской церкви. В январе 1992 года при ней был открыт приход и возобновлено Богослужение. В 2006 году была восстановлена колокольня.

Версия от 13:16, 18 мая 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Хмелита построен в 1759 году в стиле барокко на средства Ф. А. Грибоедова. Здание храма представляет собой двусветный одноапсидный четверик, перекрытый высоким восьмидольным сводом с небольшим световым барабаном главкой, с трапезной и колокольней.

История[править | править код]

На рубеже XVIII – ХIХ веков в Хмелите было три храма. У самого въезда в парадный двор располагалась каменная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделами во имя Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца с двухъярусной колокольней, построенная в 1759 г. Федором Алексеевичем Грибоедовым. Церковь возвели вблизи от господского дома, на ровном месте. Неподалеку от нее на юг находились два больших пруда, вода в которые поступала из ручья, имеющего ключи. Стены сложены из особого узкого кирпича. Кирпич изготавливался на месте строительства храма крепостными крестьянами. Вероятно, что весь храм с приделами и колокольней возвели в один строительный период. Но освящение придельных престолов произошло только в 1767 году, о чем свидетельствовали надписи на крестах престолов.

В конце XVIII века за озером в одной версте от Казанской церкви была возведена Алексеевская церковь, более оригинальная и гармоничная, нежели Казанская. Ядром Алексеевской церкви была ротонда с граненой шлемовидной главой, венчавшей пологую коническую кровлю над низким аттиковым ярусом. Высокий антаблемент поддерживали полуколонны, разделявшие проемы на 12 осях.Нижние окна в барочных наличниках с фронтонами были высокими арочными, верхние – круглыми. Низкий квадратный переход соединял храм с коренастой трехъярусной колокольней под широким и высоким шпилем на четырехлотковой кровле. Барочный пластичный декор подчеркивал приземистые арки звона и большие круглые окна в среднем ярусе. Рядом стояла двухъярусная колокольня.

Была при усадьбе и третья церковь – деревянная, построенная на небольшом кладбище и освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была разобрана «за ветхостью по представлению Епархиального начальства» в 1836 году. Позже на месте Успенской церкви построили деревянную часовню, сохранявшуюся до конца 1920 годов.

Единственный сохранившийся до наших дней храм Хмелиты – восстановленная в наше время церковь Казанской иконы Божьей Матери. В свое время этот храм был не только центром прихода, объединявшим до 1795 г. 32 селения, а позднее 23, но и домовой церковью Грибоедовых. Об этом свидетельствуют многочисленные дары и пожертвования членов всего семейства и то обстоятельство, что в приделе Иоанна Предтечи находилась гробница, в которой покоились владельцы усадьбы: лейб-гвардии капитан-поручик Федор Алексеевич Грибоедов, коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов и отрок, князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Гробницу уничтожили после закрытия храма.

Казанский храм был богато украшен внутри. Над главным престолом стояла деревянная сень, поддерживаемая четырьмя столбами, украшенная резьбой и росписью. Она завершалась шатром и венчалась короной с крестом. За престолом находились на тумбах резной крест с распятием Иисуса Христа, и при нем с правой стороны Матерь Божья, а с левой стороны Иоанн Богослов. Иконостас Казанского храма был деревянным, четырехъярусным. Над верхним ярусом стояло резное изображение Иисуса Христа и двенадцати апостолов и по сторонам по три резных ангела с трубами и мечами. Над головой Спасителя два ангела поддерживали корону. Резные, вызолоченные царские врата изображали горницу. Иконостасы приделов были двухъярусные, «простой столярной работы», окрашены в красный цвет, с позолоченной резьбой в виде пальмовых ветвей только на клеймах икон.

В северном – Никольском приделе, с правой стороны от иконостаса, у стены в большом киоте стояла главная святыня храма – чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Она была написана на дереве и покрыта медной посеребренной ризой. В этом же приделе хранилась икона святителя Николая Чудотворца, так же почитаемая, как чудотворная. Над клиросом в южном приделе висела хранимая издревле Грибоедовыми и переданная в 1833 году из усадьбы древняя икона Божьей Матери Одигитрии в серебряной вызолоченной ризе. Перед ней висела серебряная лампада, тонкой работы. Казанская церковь – характерный для Смоленщины памятник барокко, но здесь оно выражено гораздо скромнее, нежели в облике главного дома. В 1854 проведен крупный ремонт внутри храма, а в 1872-1873 годах Казанский храм заново оштукатурили. В 1883 году вокруг него на средства церковного старосты Петра Николаевича Гагарина устроили каменную ограду с чугунными вратами и двумя калитками. В последней четверти XIX века над церковью стояли пять глав. На колокольне храма постепенно собрался комплект из пяти колоколов.

Во второй половине 1930 годов Казанский храм в Хмелите закрыли и разграбили. Все иконы, богослужебные книги, утварь и колокола исчезли бесследно. С 1937 года Казанскую церковь передали под сельский клуб. В те же годы был закрыт, а затем разрушен Алексеевский храм. О том, что произошло с часовней, стоявшей на месте Успенского храма, сведений нет.

В Великую Отечественную войну в 1941-1942 годах в стенах бывшего Казанского храма укрывались от артобстрелов и бомбежек женщины с детьми и старики. Колокольня храма была взорвана.

К 1980 годам, времени начала реставрационных работ, в полном объеме сохранялись только руины четверика храма. В 1982-1985 годах восстановлено завершение храма и его кровля. В трапезной части храма частично сохранились полы из метлахской плитки начала XX века. В 1989 году в Казанском храме установили деревянный резной четырехъярусный иконостас. К 1992 году практически заново построены все утраченные части Казанской церкви. В январе 1992 года при ней был открыт приход и возобновлено Богослужение. В 2006 году была восстановлена колокольня.