Церковь Преображения Господня (Нерехта): различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== История == | == История == | ||
Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко | Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко. Эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. В результате спрямления улиц на месте строительства образовалась треугольная площадь, в центре которой и должен был быть воздвигнут новый храм. Учитывая большое градостроительное значение новой церкви, городской магистрат и духовное правление обратились к Большесольской ратуше с просьбой прислать в Нерехту "славного художника" и зодчего С.А. Воротилова, уже известного в городе. Просьба их была выполнена и весной 1787 года Воротилов выполняет проект и приступает к постройке церкви Преображения. | ||
Церковь, как и [[Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта)|Воскресенская]], | Церковь, как и [[Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта)|Воскресенская]], в два этажа. На первом этаже устроено два престола: в честь пророка Илии и в честь Успения Богородицы, верхний храм был освящён в честь Преображения Господня. | ||
Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличие от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа - в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. | Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличие от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа - в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х-начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции - "Жертвоприношение Иакова" и "Моление о чаше". В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода - скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном - "Прозрение Савла". На боковых лотках свода трапезной помещены многофигурные клейма: "Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке" (на северном) и композиция "Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное" (на южном). Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах. Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к началу XX в. В своде алтаря написана Троица в иконографии "Отечество", а на стенах - "Распятие" и "Положение во гроб". На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвящённые Илье Пророку, а в южной - житию Богородицы. На боковых гранях столба в арочных клеймах представлены образа избранных святых; на западной стене к северу от входа - композиция "Воскресение Христово"... | Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х-начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции - "Жертвоприношение Иакова" и "Моление о чаше". В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода - скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном - "Прозрение Савла". На боковых лотках свода трапезной помещены многофигурные клейма: "Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке" (на северном) и композиция "Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное" (на южном). Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах. Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к началу XX в. В своде алтаря написана Троица в иконографии "Отечество", а на стенах - "Распятие" и "Положение во гроб". На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвящённые Илье Пророку, а в южной - житию Богородицы. На боковых гранях столба в арочных клеймах представлены образа избранных святых; на западной стене к северу от входа - композиция "Воскресение Христово"... | ||
В 1898 г. церковная территория была окружена оградой с воротами. В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда. | В 1898 г. церковная территория была окружена оградой с воротами. | ||
В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда. | |||
В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована, а ограда воссоздана по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. Кирпичные стены здания отштукатурены и окрашены на фасадах в два цвета с выделением декора побелкой. | В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована, а ограда воссоздана по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. Кирпичные стены здания отштукатурены и окрашены на фасадах в два цвета с выделением декора побелкой. | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
В 1993 году расчищены и реставрированы росписи алтаря. | В 1993 году расчищены и реставрированы росписи алтаря. | ||
Строка 31: | Строка 34: | ||
'''Адрес:''' Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Красной Армии, 10, | '''Адрес:''' Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Красной Армии, 10, | ||
'''Проезд:''' Преображенский храм расположен на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской. Ближайшие церкви: [[Собор Казанской иконы Божией Матери (Нерехта)|Казанская соборная]], [[Благовещенская]] и [[Владимирская (Сретенская) церковь (Нерехта)|Владимирская]]. | '''Проезд:''' Преображенский храм расположен на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской. Ближайшие церкви: [[Собор Казанской иконы Божией Матери (Нерехта)|Казанская соборная]], [[Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Нерехта)|Благовещенская]] и [[Владимирская (Сретенская) церковь (Нерехта)|Владимирская]]. | ||
'''Телефон:''' [tel:+74943177356 +7 (49431) 7-73-56], [tel:+79536426102 +7 (953) 642-61-02] | '''Телефон:''' [tel:+74943177356 +7 (49431) 7-73-56], [tel:+79536426102 +7 (953) 642-61-02] |
Текущая версия от 23:32, 12 января 2023
Церковь Преображения Господня — православный храм в городе Нерехта Костромской области России, построена в 1787-1791 годах в стиле позднего барокко на месте Ильинской церкви, сильно повреждённой пожаром в 1785 году. Церковь двухэтажная, с каменной колокольней. Праздничность храму придают росписи.
История[править | править код]
Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко. Эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. В результате спрямления улиц на месте строительства образовалась треугольная площадь, в центре которой и должен был быть воздвигнут новый храм. Учитывая большое градостроительное значение новой церкви, городской магистрат и духовное правление обратились к Большесольской ратуше с просьбой прислать в Нерехту "славного художника" и зодчего С.А. Воротилова, уже известного в городе. Просьба их была выполнена и весной 1787 года Воротилов выполняет проект и приступает к постройке церкви Преображения.
Церковь, как и Воскресенская, в два этажа. На первом этаже устроено два престола: в честь пророка Илии и в честь Успения Богородицы, верхний храм был освящён в честь Преображения Господня.
Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличие от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа - в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам.
Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х-начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции - "Жертвоприношение Иакова" и "Моление о чаше". В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода - скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном - "Прозрение Савла". На боковых лотках свода трапезной помещены многофигурные клейма: "Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке" (на северном) и композиция "Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное" (на южном). Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах. Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к началу XX в. В своде алтаря написана Троица в иконографии "Отечество", а на стенах - "Распятие" и "Положение во гроб". На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвящённые Илье Пророку, а в южной - житию Богородицы. На боковых гранях столба в арочных клеймах представлены образа избранных святых; на западной стене к северу от входа - композиция "Воскресение Христово"...
В 1898 г. церковная территория была окружена оградой с воротами.
В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда.
В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована, а ограда воссоздана по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. Кирпичные стены здания отштукатурены и окрашены на фасадах в два цвета с выделением декора побелкой.
Современное состояние[править | править код]
В 1993 году расчищены и реставрированы росписи алтаря.
Церковь действующая, богослужения совершаются регулярно.
Святыни[править | править код]
- Частицы мощей святых угодников Божиих
- Чтимые храмовые иконы
Престольные праздники[править | править код]
Преображение Господне - 19 августа
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Красной Армии, 10,
Проезд: Преображенский храм расположен на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской. Ближайшие церкви: Казанская соборная, Благовещенская и Владимирская.
Телефон: +7 (49431) 7-73-56, +7 (953) 642-61-02
Паломнику[править | править код]
Актуальное расписание богослужений см. на странице храма ВКонтакте.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Сайт храма
- Страница храма во ВКонтакте
- Страница храма в Одноклассниках
- Youtube-канал храма
- Костромская митрополия. Храм Преображения Господня, г. Нерехта
- Русские Церкви. Преображения Господня храм
- Нерехта - город музей под открытым небом. Преображенская (Ильинская) церковь