Женский монастырь Дужи: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) |
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 15 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Монастырь Дужи с храмом Покрова Пресвятой Богородицы расположен в Требиньска-Шума на левом берегу реки Требишница в 10 км от Требине по дороге в Дубровник. От монастыря открываются виды на бескрайние просторы, на холмы и горные массивы, а средиземноморский климат и близость моря придают этой местности особый колорит. | Монастырь Дужи с храмом Покрова Пресвятой Богородицы расположен в Требиньска-Шума на левом берегу реки Требишница в 10 км от Требине по дороге в Дубровник. От монастыря открываются виды на бескрайние просторы, на холмы и горные массивы, а средиземноморский климат и близость моря придают этой местности особый колорит. | ||
Монастырь Дужи является одним из самых молодых монастырей в этой местности. Упоминание о монастыре датируется концом XVII века. Как известно, после разрушения Тврдоша в 1694 году вместе с несколькими из монахов митрополит Савватий (Любибратич) отправился в Герцег-Нови, а его преемник митрополит Нектарий (Зотович) с братией - в монастырь Дужи. Монастырь Дужи будет оставаться митрополичьей резиденцией вплоть до 1776 года. В 1777 году умирает Стефан (Милутинович), последний митрополит Захумско-Герцеговинский, который был назначен Сербской Печской Патриархией. Он похоронен в Дужи (памятник ему | Монастырь Дужи является одним из самых молодых монастырей в этой местности. Упоминание о монастыре датируется концом XVII века. Как известно, после разрушения [[Мужской монастырь Тврдош|Тврдоша]] в 1694 году вместе с несколькими из монахов митрополит Савватий (Любибратич) отправился в Герцег-Нови, а его преемник митрополит Нектарий (Зотович) с братией - в монастырь Дужи. Монастырь Дужи будет оставаться митрополичьей резиденцией вплоть до 1776 года. В 1777 году умирает Стефан (Милутинович), последний митрополит Захумско-Герцеговинский, который был назначен Сербской Печской Патриархией. Он похоронен в Дужи (памятник ему установила братия монастыря Дужи в 1904 г.). Новый, фанариотский епископ Герцеговинский Антим, переводит в 1777 г. епископскую кафедру в Мостар, который в те времена был центром турецкого владычества в Герцеговине. С 1992 года монастырь Тврдош снова становится резиденцией епископов Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии. | ||
В 1855 г. при игумене Евстафии (Дучиче; управлял монастырем в 1849-1864) была возведена новая церковь из белого камня в честь Успения Пресвятой Богородицы - 3-нефный храм с полуциркульной апсидой и звонницей. Как сообщает надпись на фасаде церкви, главным мастером был Джура Сушич. В Дужи снаружи храма висел колокол, который считался самым большим в Герцеговине. С 1856 г. с перерывами до Второй мировой войны при Дужи действовала школа, открытая выпускниками Белградской семинарии иноками Серафимом (Перовичем) и Никифором (Дучичем). | В 1855 г. при игумене Евстафии (Дучиче; управлял монастырем в 1849-1864 гг.) была возведена новая церковь из белого камня в честь Успения Пресвятой Богородицы - 3-нефный храм с полуциркульной апсидой и звонницей. Как сообщает надпись на фасаде церкви, главным мастером был Джура Сушич. В Дужи снаружи храма висел колокол, который считался самым большим в Герцеговине. С 1856 г. с перерывами до Второй мировой войны при Дужи действовала школа, открытая выпускниками Белградской семинарии иноками Серафимом (Перовичем) и Никифором (Дучичем). | ||
В декабре 1857 г. монастырь стал центром антиосманского восстания воеводы Луки Вукаловича. В феврале 1858 г. турки разграбили обитель и превратили ее в казарму. После окончания восстания по ходатайству | В декабре 1857 г. монастырь стал центром антиосманского восстания воеводы Луки Вукаловича. В феврале 1858 г. турки разграбили обитель и превратили ее в казарму. После окончания восстания по ходатайству русского консула Александра Гильфердинга монастырь получил от России денежную помощь на восстановление. В 1861 г. дужский архимандрит Никифор (Дучич), известный церковный писатель, стал главой нового восстания. После восстания 1875 г. монастырь вновь пострадал от турок: небольшое количество ценных предметов удалось перенести в [[Мужской монастырь Савина|мононастырь Савина]] (два Евангелия, одно из них в серебряном окладе, столик для хлебов 1650 г., несколько книг). В 1886 г. пожар практически полностью уничтожил монастырь, но благодаря помощи властей Боснии и Герцеговины обитель вскоре была восстановлена. В 1903 г. было построено здание для школы. В 1890 г. приход Дужи составляли 24 села с 7 церквами, а в 1926 г. владения монастыря делились на 2 прихода и включали 26 сел и 9 церквей. | ||
«После четырех или пяти часов езды по этим унылым местам хребты гор заменились возвышенностью, каменистою* и сильно взволнованною, но уже не представлявшею тех безпрерывных подъёмов и спусков, от которых с непривычки кружилась голова. Вся местность поросла кустарником и мелким лесом, покрывающим довольно обширное пространство, так что весь этот край получил название Шумы (шума – по Сербски значит лес). Мы ехали так ещё около часа. Потом вдруг камень исчез, и мы вступили в прекрасную дубовую рощу. С какою отрадою поехали мы по ровной мягкой дороге! | «После четырех или пяти часов езды по этим унылым местам хребты гор заменились возвышенностью, каменистою* и сильно взволнованною, но уже не представлявшею тех безпрерывных подъёмов и спусков, от которых с непривычки кружилась голова. Вся местность поросла кустарником и мелким лесом, покрывающим довольно обширное пространство, так что весь этот край получил название Шумы (шума – по Сербски значит лес). Мы ехали так ещё около часа. Потом вдруг камень исчез, и мы вступили в прекрасную дубовую рощу. С какою отрадою поехали мы по ровной мягкой дороге! | ||
Эта роща принадлежит монастырю Дужи. Нас там ожидали. При въезде в монастырския владения мы были поражены двумя листами бумаги, привешенными к деревьям с каждой стороны дороги. Мой товарищ сорвал, из любопытства, один из листов, и прочел – великолепное Сербское стихотворное приветствие первым Русским путешественникам, перешедшим порог Герцеговины. Несколько подальше, нас приветствовал устно, с Сербским гостеприимным «Добро дошли», монах, выехавший нам на встречу. | Эта роща принадлежит монастырю Дужи. Нас там ожидали. При въезде в монастырския владения мы были поражены двумя листами бумаги, привешенными к деревьям с каждой стороны дороги. Мой товарищ сорвал, из любопытства, один из листов, и прочел – великолепное Сербское стихотворное приветствие первым Русским путешественникам, перешедшим порог Герцеговины. Несколько подальше, нас приветствовал устно, с Сербским гостеприимным «Добро дошли», монах, выехавший нам на встречу. | ||
Увы! Теперь прекрасная дубовая роща вырублена Турками, гостеприимные и умные монахи Дужские разогнаны, и самый монастырь обращен в казарму! В декабре прошлаго года в Шуме и окрестных местах произошло, как известно, возстание несчастных Христиан Герцеговинских. Возставшие несколько времени стояли в монастыре, потом Турки его заняли и сделали его центром своих резервов. Бедный монастырь! А лучшей обители, братии более трудолюбивой, ревностной и попечительной о просвещении народа не было во всей Герцеговине и Боснии! Я счастлив, что мог видеть Дужский монастырь до его разорения. | Увы! Теперь прекрасная дубовая роща вырублена Турками, гостеприимные и умные монахи Дужские разогнаны, и самый монастырь обращен в казарму! В декабре прошлаго года в Шуме и окрестных местах произошло, как известно, возстание несчастных Христиан Герцеговинских. Возставшие несколько времени стояли в монастыре, потом Турки его заняли и сделали его центром своих резервов. Бедный монастырь! А лучшей обители, братии более трудолюбивой, ревностной и попечительной о просвещении народа не было во всей Герцеговине и Боснии! Я счастлив, что мог видеть Дужский монастырь до его разорения. | ||
Монастырь построен среди описанной мною дубовой рощи. Его окружает низкая ограда. Жилыя строения в нем показались бы европейцу самыми жалкими, но для Герцеговины они великолепны. Есть в монастыре столы и стулья, вилки и столовые ножи, свидетельствующие о влиянии Европы; но всё-таки братия предпочитает сидеть на коврах, которыми устланы полы. Всего более поразили нас при первом взгляде – необыкновенно малые размеры окон и дверей; вы должны страшно нагнуться, чтобы войти в келию. Это происходит от «страха Турецкаго»: Турки видят в больших окнах и дверях признак гордости и независимости хозяина, и потому христиане принуждены избегать этого архитектурного удобства. Они так привыкли к низеньким дверям, что всегда, даже когда нет нужды, невольно нагибаются, переступая порог комнаты. | Монастырь построен среди описанной мною дубовой рощи. Его окружает низкая ограда. Жилыя строения в нем показались бы европейцу самыми жалкими, но для Герцеговины они великолепны. Есть в монастыре столы и стулья, вилки и столовые ножи, свидетельствующие о влиянии Европы; но всё-таки братия предпочитает сидеть на коврах, которыми устланы полы. Всего более поразили нас при первом взгляде – необыкновенно малые размеры окон и дверей; вы должны страшно нагнуться, чтобы войти в келию. Это происходит от «страха Турецкаго»: Турки видят в больших окнах и дверях признак гордости и независимости хозяина, и потому христиане принуждены избегать этого архитектурного удобства. Они так привыкли к низеньким дверям, что всегда, даже когда нет нужды, невольно нагибаются, переступая порог комнаты. | ||
Церковь в Дужах большая, довольно высокая, построенная из хорошаго белаго камня. Прежде была в Дужах маленькая, темная церковь. В течение десятков лет копил деньги почтенный старец, игумен Евстафий, собирал подаяния по всей Герцеговине, и наконец в 1855 году приступил к великому делу, о котором помышлял всю жизнь: к перестройке церкви. Как только стены и крыша были готовы, и поставлена была деревянная перегородка для отделения алтаря от церкви, храм освятили (во имя Успения Пресвятой Богородицы). | Церковь в Дужах большая, довольно высокая, построенная из хорошаго белаго камня. Прежде была в Дужах маленькая, темная церковь. В течение десятков лет копил деньги почтенный старец, игумен Евстафий, собирал подаяния по всей Герцеговине, и наконец в 1855 году приступил к великому делу, о котором помышлял всю жизнь: к перестройке церкви. Как только стены и крыша были готовы, и поставлена была деревянная перегородка для отделения алтаря от церкви, храм освятили (во имя Успения Пресвятой Богородицы). | ||
На деятельное продолжение внутренней отделки средств не было; впрочем игумен нанял в Белграде живописца, который написал два местных образа: конечно художества в них не много, но лучших образов нет в Боснии и Герцеговине (я говорю о новых образах, а не о тех, которые остались от времен Сербских королей). Кроме этих образов, церковь стоит внутри голая, и внушает какое-то печальное чувство нищеты и сиротства. Какова-то она будет, когда выйдет из рук Турецкаго гарнизона! | На деятельное продолжение внутренней отделки средств не было; впрочем игумен нанял в Белграде живописца, который написал два местных образа: конечно художества в них не много, но лучших образов нет в Боснии и Герцеговине (я говорю о новых образах, а не о тех, которые остались от времен Сербских королей). Кроме этих образов, церковь стоит внутри голая, и внушает какое-то печальное чувство нищеты и сиротства. Какова-то она будет, когда выйдет из рук Турецкаго гарнизона! | ||
Я забыл сказать о наружности церкви: это довольно высокое здание, с простою крышею; купола нет, как и во всех церквах, построенных в новое время в этих краях Турции. Подле церкви, на жерди, висит небольшой колокол, сохранившийся как-то изстари в Дужском монастыре: Турки так привыкли его там видеть, что, хотя роптали и косились на него не раз, однако до сих пор не смели тронуть его; впрочем, надобно сказать и то, что он прежде хранился внутри самой церкви, и недавно только вынесен наружу. Он нижнею окружностью немного шире обыкновенной фуражки; но такого большаго колокола нет в Герцеговине, и нет другаго, которые посмел бы явиться на чистом воздухе: потому народ чрезвычайно дорожит им и им любуется. Иногда монахи дерзнут по-тихоньку зазвонить в свой колокол! (…) | Я забыл сказать о наружности церкви: это довольно высокое здание, с простою крышею; купола нет, как и во всех церквах, построенных в новое время в этих краях Турции. Подле церкви, на жерди, висит небольшой колокол, сохранившийся как-то изстари в Дужском монастыре: Турки так привыкли его там видеть, что, хотя роптали и косились на него не раз, однако до сих пор не смели тронуть его; впрочем, надобно сказать и то, что он прежде хранился внутри самой церкви, и недавно только вынесен наружу. Он нижнею окружностью немного шире обыкновенной фуражки; но такого большаго колокола нет в Герцеговине, и нет другаго, которые посмел бы явиться на чистом воздухе: потому народ чрезвычайно дорожит им и им любуется. Иногда монахи дерзнут по-тихоньку зазвонить в свой колокол! (…) | ||
Рукописей в Дужах не много, и то почти все новейшия, богослужебныя. Исторический интерес имеет только отрывок жития Св. Петки, составленнаго Евфимием Патриархом Терновским: отрывок Болгарской редакции, вероятно весьма близкий к времени, в которое жил сочинитель. Есть в Дужах также великолепный, пергаменный с раскрашенными заглавными буквами, экземпляр одного из старопечатных Сербских изданий, – если хорошо помню, Божидарова Октоиха. | Рукописей в Дужах не много, и то почти все новейшия, богослужебныя. Исторический интерес имеет только отрывок жития Св. Петки, составленнаго Евфимием Патриархом Терновским: отрывок Болгарской редакции, вероятно весьма близкий к времени, в которое жил сочинитель. Есть в Дужах также великолепный, пергаменный с раскрашенными заглавными буквами, экземпляр одного из старопечатных Сербских изданий, – если хорошо помню, Божидарова Октоиха. | ||
Впечатление, который Дужский монастырь произвел на нас, было самое приятное. Мы видели там надежду на будущее, деятельность, любовь к народу и к его просвещению. Игумен – добрый и весёлый старик, неутомимо трудившийся всю свою жизнь. Образования он сам не получил, но он понял цену образования, и послал двух молодых людей, воспитывавшихся с детства в монастыре, для обучения в Белградской семинарии. | Впечатление, который Дужский монастырь произвел на нас, было самое приятное. Мы видели там надежду на будущее, деятельность, любовь к народу и к его просвещению. Игумен – добрый и весёлый старик, неутомимо трудившийся всю свою жизнь. Образования он сам не получил, но он понял цену образования, и послал двух молодых людей, воспитывавшихся с детства в монастыре, для обучения в Белградской семинарии. | ||
Возвратившись на родину, иноки эти, ОО. Серафим и Никифор, открыли в монастыре первоначальное училище, в котором при нашем посещении было 8 мальчиков: число малое, но большаго нельзя и требовать. Окрестныя деревни и город Требинье слишком удалены от монастыря, для того чтобы воспитанники могли ежедневно приходить в школу; они должны жить в монастыре, а платить за их содержание родители не в состоянии: сами они с трудом могут прокормиться с семьею, средства же монастыря так скудны, что содержать значительное число детей для него невозможно. | Возвратившись на родину, иноки эти, ОО. Серафим и Никифор, открыли в монастыре первоначальное училище, в котором при нашем посещении было 8 мальчиков: число малое, но большаго нельзя и требовать. Окрестныя деревни и город Требинье слишком удалены от монастыря, для того чтобы воспитанники могли ежедневно приходить в школу; они должны жить в монастыре, а платить за их содержание родители не в состоянии: сами они с трудом могут прокормиться с семьею, средства же монастыря так скудны, что содержать значительное число детей для него невозможно. | ||
Вот училище, которое могло бы принести истинную пользу! Народ, окружающий Дужи, правда, самый бедный, но за то самый добрый, самый крепкий, самый деятельный во всей Герцеговине. Он жаждет образования и богато одарен способностями: замечательно, что из христиан, которые отличились, в Боснии и Герцеговине, особенною смышленостью в торговом деле или склонностью к трудам умственным, большая часть вышли из Требиньскаго края. Какое бы тут было зерно деятельности, если бы только дали этому народу какое-нибудь средство приобрести начатки образования!» | Вот училище, которое могло бы принести истинную пользу! Народ, окружающий Дужи, правда, самый бедный, но за то самый добрый, самый крепкий, самый деятельный во всей Герцеговине. Он жаждет образования и богато одарен способностями: замечательно, что из христиан, которые отличились, в Боснии и Герцеговине, особенною смышленостью в торговом деле или склонностью к трудам умственным, большая часть вышли из Требиньскаго края. Какое бы тут было зерно деятельности, если бы только дали этому народу какое-нибудь средство приобрести начатки образования!» | ||
''Александр Гильфердинг, «Босния, Герцеговина и старая Сербия»'' | ''[https://azbyka.org/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-5/115 Александр Гильфердинг], «Босния, Герцеговина и старая Сербия»'' | ||
В годы Первой мировой войны игумен Герасим (Йованович) и иеромонах Леонтий (Попович) были взяты в заложники, иеромонах Гедеон (Биберич) интернирован, а сербские жители из окрестных сел выселены. В 1924 г. в Дужи проживали 3 монаха, в т. ч. 2 архимандрита. В 1928 г. к ним присоединились эмигрировавшие из России иеромонах Николай (Ружнецов) и о. Петр (Семеновых), по приглашению которых худож. М. М. Хрисогонов расписал церковь «в русском стиле» (его фрески, в т. ч. образы свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, св. Саввы и евангелистов, в 90-х гг. были записаны), были увеличены размеры врат и окон и в церкви положен деревянный пол. Перед второй мировой войной обитель считалась богатой: имела земли, несколько сот ульев, автомобиль. В 1941 г. рус. монахи Евгений (Черневский), Михаил (Соколов) приняли мученическую смерть от партизан Тито. Их могилы находятся на кладбище близ монастыря. Иеродиакон Дамиан (Зотович) отказался исполнить приказание коммунистов и убить иеромонаха Николая (Ружнецова) и мусульманина из Требине, за что был убит. Пришедший в обитель по окончании войны сербский иеромонах (имя неизвестно) также был убит. Монастырь был разграблен и запущен, во дворе и в храме паслись овцы, богатая библиотека была сожжена, монастырский лес вырублен. С 1954 по 1958 г. в Дужи размещалась часть Югославской Народной Армии. В монастыре к тому времени сохранились лишь 3 колокола и Октоих. | В годы Первой мировой войны игумен Герасим (Йованович) и иеромонах Леонтий (Попович) были взяты в заложники, иеромонах Гедеон (Биберич) интернирован, а сербские жители из окрестных сел выселены. В 1924 г. в Дужи проживали 3 монаха, в т. ч. 2 архимандрита. В 1928 г. к ним присоединились эмигрировавшие из России иеромонах Николай (Ружнецов) и о. Петр (Семеновых), по приглашению которых худож. М. М. Хрисогонов расписал церковь «в русском стиле» (его фрески, в т. ч. образы свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, св. Саввы и евангелистов, в 90-х гг. были записаны), были увеличены размеры врат и окон и в церкви положен деревянный пол. Перед второй мировой войной обитель считалась богатой: имела земли, несколько сот ульев, автомобиль. В 1941 г. рус. монахи Евгений (Черневский), Михаил (Соколов) приняли мученическую смерть от партизан Тито. Их могилы находятся на кладбище близ монастыря. Иеродиакон Дамиан (Зотович) отказался исполнить приказание коммунистов и убить иеромонаха Николая (Ружнецова) и мусульманина из Требине, за что был убит. Пришедший в обитель по окончании войны сербский иеромонах (имя неизвестно) также был убит. Монастырь был разграблен и запущен, во дворе и в храме паслись овцы, богатая библиотека была сожжена, монастырский лес вырублен. С 1954 по 1958 г. в Дужи размещалась часть Югославской Народной Армии. В монастыре к тому времени сохранились лишь 3 колокола и Октоих. | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
Фреска с | * Фреска с изображением чуда, случившегося в монастыре («Исцеление Саввы Куштрова»); | ||
* Чтимая могила игумении Теодоры († 2015); | |||
* Старинные предметы церковного обихода; | |||
* Икона, переданная в дар из России. | |||
'''Чудесное исцеление Савы Куштрова''' | '''Чудесное исцеление Савы Куштрова''' | ||
Строка 59: | Строка 62: | ||
Накануне заснул он так крепко и сладко, как никогда прежде. Проснулся от стука в дверь, а, открыв глаза, увидел, что посреди комнаты стоит какой-то мальчик. Мальчик сказал: «Встань! Давно тут лежишь». Сава подумал – вошёл один из послушников, и это – глупая шутка, и ответил: «Зачем меня беспокоишь? Займись своими делами». На что мальчик снова: «Не бойся, встань! Меня послала Матерь Божья, чтобы я приказал тебе встать с одра». Мальчик приблизился к Саве, взял его за руку и помог подняться. Сава почувствовал себя лёгким и крепким, а мальчик исчез, и был Саве голос: «Теперь ты здоров. Иди в церковь, пусть тебя помажут, благодари Бога и Божью Матерь. Останься в монастыре до смерти, чтобы болезнь не вернулась». | Накануне заснул он так крепко и сладко, как никогда прежде. Проснулся от стука в дверь, а, открыв глаза, увидел, что посреди комнаты стоит какой-то мальчик. Мальчик сказал: «Встань! Давно тут лежишь». Сава подумал – вошёл один из послушников, и это – глупая шутка, и ответил: «Зачем меня беспокоишь? Займись своими делами». На что мальчик снова: «Не бойся, встань! Меня послала Матерь Божья, чтобы я приказал тебе встать с одра». Мальчик приблизился к Саве, взял его за руку и помог подняться. Сава почувствовал себя лёгким и крепким, а мальчик исчез, и был Саве голос: «Теперь ты здоров. Иди в церковь, пусть тебя помажут, благодари Бога и Божью Матерь. Останься в монастыре до смерти, чтобы болезнь не вернулась». | ||
Сава жил в монастыре ещё десять лет. Его чудесному исцелению удивлялись и христиане, и мусульмане. Многие приходили в монастырь посмотреть на здорового Саву своими глазами, потому что не верили. Османская администрация послала своего человека в монастырь, и когда тот подтвердил слухи, даже местные мусульмане стали относится к Дужи с особым почтением, говоря, что этот монастырь – дом | Сава жил в монастыре ещё десять лет. Его чудесному исцелению удивлялись и христиане, и мусульмане. Многие приходили в монастырь посмотреть на здорового Саву своими глазами, потому что не верили. Османская администрация послала своего человека в монастырь, и когда тот подтвердил слухи, даже местные мусульмане стали относится к Дужи с особым почтением, говоря, что этот монастырь – дом Божий. | ||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == | ||
Строка 67: | Строка 70: | ||
'''Адрес:''' Дужи, Босния и Герцеговина | '''Адрес:''' Дужи, Босния и Герцеговина | ||
'''Проезд:''' Монастырь Дужи с храмом Покрова Пресвятой Богородицы находится в деревне Требиньска шума (лес) в 10 км от Требине, к нему можно проехать с двух сторон: с дороги Требинье-Невесинье и Требинье-Дубровник. К монастырю ведет щебеночная дорога длиной 4,5 км с одной стороны и 2 км с другой. В затруднительной ситуации можно спросить у местных жителей как проехать к монастырю. | '''Проезд:''' Монастырь Дужи с храмом Покрова Пресвятой Богородицы находится в деревне Требиньска шума (лес) в 10 км от Требине, к нему можно проехать с двух сторон: с дороги Требинье - Невесинье и Требинье - Дубровник. К монастырю ведет щебеночная дорога длиной 4,5 км с одной стороны и 2 км с другой. В затруднительной ситуации можно спросить у местных жителей как проехать к монастырю - здесь любой укажет дорогу. | ||
'''[http://www.manastirduzi.rs.ba/kako%20do%C4%87i.html Схема проезда]''' | '''[http://www.manastirduzi.rs.ba/kako%20do%C4%87i.html Схема проезда]''' |
Текущая версия от 22:18, 1 октября 2023
Монастырь Дужи (серб. Манастир Дужи) — женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви в селе Дужи общине Требине Республики Сербской Боснии и Герцеговины.
История[править | править код]
Монастырь Дужи с храмом Покрова Пресвятой Богородицы расположен в Требиньска-Шума на левом берегу реки Требишница в 10 км от Требине по дороге в Дубровник. От монастыря открываются виды на бескрайние просторы, на холмы и горные массивы, а средиземноморский климат и близость моря придают этой местности особый колорит.
Монастырь Дужи является одним из самых молодых монастырей в этой местности. Упоминание о монастыре датируется концом XVII века. Как известно, после разрушения Тврдоша в 1694 году вместе с несколькими из монахов митрополит Савватий (Любибратич) отправился в Герцег-Нови, а его преемник митрополит Нектарий (Зотович) с братией - в монастырь Дужи. Монастырь Дужи будет оставаться митрополичьей резиденцией вплоть до 1776 года. В 1777 году умирает Стефан (Милутинович), последний митрополит Захумско-Герцеговинский, который был назначен Сербской Печской Патриархией. Он похоронен в Дужи (памятник ему установила братия монастыря Дужи в 1904 г.). Новый, фанариотский епископ Герцеговинский Антим, переводит в 1777 г. епископскую кафедру в Мостар, который в те времена был центром турецкого владычества в Герцеговине. С 1992 года монастырь Тврдош снова становится резиденцией епископов Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии.
В 1855 г. при игумене Евстафии (Дучиче; управлял монастырем в 1849-1864 гг.) была возведена новая церковь из белого камня в честь Успения Пресвятой Богородицы - 3-нефный храм с полуциркульной апсидой и звонницей. Как сообщает надпись на фасаде церкви, главным мастером был Джура Сушич. В Дужи снаружи храма висел колокол, который считался самым большим в Герцеговине. С 1856 г. с перерывами до Второй мировой войны при Дужи действовала школа, открытая выпускниками Белградской семинарии иноками Серафимом (Перовичем) и Никифором (Дучичем).
В декабре 1857 г. монастырь стал центром антиосманского восстания воеводы Луки Вукаловича. В феврале 1858 г. турки разграбили обитель и превратили ее в казарму. После окончания восстания по ходатайству русского консула Александра Гильфердинга монастырь получил от России денежную помощь на восстановление. В 1861 г. дужский архимандрит Никифор (Дучич), известный церковный писатель, стал главой нового восстания. После восстания 1875 г. монастырь вновь пострадал от турок: небольшое количество ценных предметов удалось перенести в мононастырь Савина (два Евангелия, одно из них в серебряном окладе, столик для хлебов 1650 г., несколько книг). В 1886 г. пожар практически полностью уничтожил монастырь, но благодаря помощи властей Боснии и Герцеговины обитель вскоре была восстановлена. В 1903 г. было построено здание для школы. В 1890 г. приход Дужи составляли 24 села с 7 церквами, а в 1926 г. владения монастыря делились на 2 прихода и включали 26 сел и 9 церквей.
«После четырех или пяти часов езды по этим унылым местам хребты гор заменились возвышенностью, каменистою* и сильно взволнованною, но уже не представлявшею тех безпрерывных подъёмов и спусков, от которых с непривычки кружилась голова. Вся местность поросла кустарником и мелким лесом, покрывающим довольно обширное пространство, так что весь этот край получил название Шумы (шума – по Сербски значит лес). Мы ехали так ещё около часа. Потом вдруг камень исчез, и мы вступили в прекрасную дубовую рощу. С какою отрадою поехали мы по ровной мягкой дороге! Эта роща принадлежит монастырю Дужи. Нас там ожидали. При въезде в монастырския владения мы были поражены двумя листами бумаги, привешенными к деревьям с каждой стороны дороги. Мой товарищ сорвал, из любопытства, один из листов, и прочел – великолепное Сербское стихотворное приветствие первым Русским путешественникам, перешедшим порог Герцеговины. Несколько подальше, нас приветствовал устно, с Сербским гостеприимным «Добро дошли», монах, выехавший нам на встречу. Увы! Теперь прекрасная дубовая роща вырублена Турками, гостеприимные и умные монахи Дужские разогнаны, и самый монастырь обращен в казарму! В декабре прошлаго года в Шуме и окрестных местах произошло, как известно, возстание несчастных Христиан Герцеговинских. Возставшие несколько времени стояли в монастыре, потом Турки его заняли и сделали его центром своих резервов. Бедный монастырь! А лучшей обители, братии более трудолюбивой, ревностной и попечительной о просвещении народа не было во всей Герцеговине и Боснии! Я счастлив, что мог видеть Дужский монастырь до его разорения. Монастырь построен среди описанной мною дубовой рощи. Его окружает низкая ограда. Жилыя строения в нем показались бы европейцу самыми жалкими, но для Герцеговины они великолепны. Есть в монастыре столы и стулья, вилки и столовые ножи, свидетельствующие о влиянии Европы; но всё-таки братия предпочитает сидеть на коврах, которыми устланы полы. Всего более поразили нас при первом взгляде – необыкновенно малые размеры окон и дверей; вы должны страшно нагнуться, чтобы войти в келию. Это происходит от «страха Турецкаго»: Турки видят в больших окнах и дверях признак гордости и независимости хозяина, и потому христиане принуждены избегать этого архитектурного удобства. Они так привыкли к низеньким дверям, что всегда, даже когда нет нужды, невольно нагибаются, переступая порог комнаты. Церковь в Дужах большая, довольно высокая, построенная из хорошаго белаго камня. Прежде была в Дужах маленькая, темная церковь. В течение десятков лет копил деньги почтенный старец, игумен Евстафий, собирал подаяния по всей Герцеговине, и наконец в 1855 году приступил к великому делу, о котором помышлял всю жизнь: к перестройке церкви. Как только стены и крыша были готовы, и поставлена была деревянная перегородка для отделения алтаря от церкви, храм освятили (во имя Успения Пресвятой Богородицы). На деятельное продолжение внутренней отделки средств не было; впрочем игумен нанял в Белграде живописца, который написал два местных образа: конечно художества в них не много, но лучших образов нет в Боснии и Герцеговине (я говорю о новых образах, а не о тех, которые остались от времен Сербских королей). Кроме этих образов, церковь стоит внутри голая, и внушает какое-то печальное чувство нищеты и сиротства. Какова-то она будет, когда выйдет из рук Турецкаго гарнизона! Я забыл сказать о наружности церкви: это довольно высокое здание, с простою крышею; купола нет, как и во всех церквах, построенных в новое время в этих краях Турции. Подле церкви, на жерди, висит небольшой колокол, сохранившийся как-то изстари в Дужском монастыре: Турки так привыкли его там видеть, что, хотя роптали и косились на него не раз, однако до сих пор не смели тронуть его; впрочем, надобно сказать и то, что он прежде хранился внутри самой церкви, и недавно только вынесен наружу. Он нижнею окружностью немного шире обыкновенной фуражки; но такого большаго колокола нет в Герцеговине, и нет другаго, которые посмел бы явиться на чистом воздухе: потому народ чрезвычайно дорожит им и им любуется. Иногда монахи дерзнут по-тихоньку зазвонить в свой колокол! (…) Рукописей в Дужах не много, и то почти все новейшия, богослужебныя. Исторический интерес имеет только отрывок жития Св. Петки, составленнаго Евфимием Патриархом Терновским: отрывок Болгарской редакции, вероятно весьма близкий к времени, в которое жил сочинитель. Есть в Дужах также великолепный, пергаменный с раскрашенными заглавными буквами, экземпляр одного из старопечатных Сербских изданий, – если хорошо помню, Божидарова Октоиха. Впечатление, который Дужский монастырь произвел на нас, было самое приятное. Мы видели там надежду на будущее, деятельность, любовь к народу и к его просвещению. Игумен – добрый и весёлый старик, неутомимо трудившийся всю свою жизнь. Образования он сам не получил, но он понял цену образования, и послал двух молодых людей, воспитывавшихся с детства в монастыре, для обучения в Белградской семинарии. Возвратившись на родину, иноки эти, ОО. Серафим и Никифор, открыли в монастыре первоначальное училище, в котором при нашем посещении было 8 мальчиков: число малое, но большаго нельзя и требовать. Окрестныя деревни и город Требинье слишком удалены от монастыря, для того чтобы воспитанники могли ежедневно приходить в школу; они должны жить в монастыре, а платить за их содержание родители не в состоянии: сами они с трудом могут прокормиться с семьею, средства же монастыря так скудны, что содержать значительное число детей для него невозможно. Вот училище, которое могло бы принести истинную пользу! Народ, окружающий Дужи, правда, самый бедный, но за то самый добрый, самый крепкий, самый деятельный во всей Герцеговине. Он жаждет образования и богато одарен способностями: замечательно, что из христиан, которые отличились, в Боснии и Герцеговине, особенною смышленостью в торговом деле или склонностью к трудам умственным, большая часть вышли из Требиньскаго края. Какое бы тут было зерно деятельности, если бы только дали этому народу какое-нибудь средство приобрести начатки образования!» Александр Гильфердинг, «Босния, Герцеговина и старая Сербия»
В годы Первой мировой войны игумен Герасим (Йованович) и иеромонах Леонтий (Попович) были взяты в заложники, иеромонах Гедеон (Биберич) интернирован, а сербские жители из окрестных сел выселены. В 1924 г. в Дужи проживали 3 монаха, в т. ч. 2 архимандрита. В 1928 г. к ним присоединились эмигрировавшие из России иеромонах Николай (Ружнецов) и о. Петр (Семеновых), по приглашению которых худож. М. М. Хрисогонов расписал церковь «в русском стиле» (его фрески, в т. ч. образы свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, св. Саввы и евангелистов, в 90-х гг. были записаны), были увеличены размеры врат и окон и в церкви положен деревянный пол. Перед второй мировой войной обитель считалась богатой: имела земли, несколько сот ульев, автомобиль. В 1941 г. рус. монахи Евгений (Черневский), Михаил (Соколов) приняли мученическую смерть от партизан Тито. Их могилы находятся на кладбище близ монастыря. Иеродиакон Дамиан (Зотович) отказался исполнить приказание коммунистов и убить иеромонаха Николая (Ружнецова) и мусульманина из Требине, за что был убит. Пришедший в обитель по окончании войны сербский иеромонах (имя неизвестно) также был убит. Монастырь был разграблен и запущен, во дворе и в храме паслись овцы, богатая библиотека была сожжена, монастырский лес вырублен. С 1954 по 1958 г. в Дужи размещалась часть Югославской Народной Армии. В монастыре к тому времени сохранились лишь 3 колокола и Октоих.
С 1958 г. трудами монахинь Варвары (Божич; настоятельница в 1958-1962), Анастасии (1962-1968) и наместницы Феодоры (Делич) велось восстановление обители как женского монастыря. В 1962 г. обновленный храм и иконостас работы архимандрита Никодима (Бркича) освятил епископ Захумско-Герцеговинский Владислав (Митрович). В 90-х гг. иконостас был заменен новым, подаренным Грецией. В 1998-2000 гг. Гаврила Маркович заново расписал храм.
Во время вооруженного конфликта 1992-1995 гг. в 2 км от Дужи проходила линия сербско-хорватского фронта, снаряды часто падали рядом со стенами обители. Много сел монастырского прихода было уничтожено. Монастырь чудом не пострадал.
Современное состояние[править | править код]
Виртуальная экскурсия по монастырю
Святыни[править | править код]
- Фреска с изображением чуда, случившегося в монастыре («Исцеление Саввы Куштрова»);
- Чтимая могила игумении Теодоры († 2015);
- Старинные предметы церковного обихода;
- Икона, переданная в дар из России.
Чудесное исцеление Савы Куштрова
Сава Куштров родом из Мрконича 16 лет был парализован. Он рано остался сиротой и умер бы, если бы заботу о нём не взяли монахи. Все привыкли, что Сава годами тихонько лежит в уголке монастырского дома, не поднимаясь с постели. Одним майским днём 1847 года он вдруг появился в церкви на заутрени.
Монахи остановили богослужение, поражённые и испуганные, думая, что это какое-то наваждение. Игумен Христофор собрался с духом и спросил: «Сава, скажи, как случилось, что ты сам встал и дошёл до церкви?» И Сава рассказал.
Накануне заснул он так крепко и сладко, как никогда прежде. Проснулся от стука в дверь, а, открыв глаза, увидел, что посреди комнаты стоит какой-то мальчик. Мальчик сказал: «Встань! Давно тут лежишь». Сава подумал – вошёл один из послушников, и это – глупая шутка, и ответил: «Зачем меня беспокоишь? Займись своими делами». На что мальчик снова: «Не бойся, встань! Меня послала Матерь Божья, чтобы я приказал тебе встать с одра». Мальчик приблизился к Саве, взял его за руку и помог подняться. Сава почувствовал себя лёгким и крепким, а мальчик исчез, и был Саве голос: «Теперь ты здоров. Иди в церковь, пусть тебя помажут, благодари Бога и Божью Матерь. Останься в монастыре до смерти, чтобы болезнь не вернулась».
Сава жил в монастыре ещё десять лет. Его чудесному исцелению удивлялись и христиане, и мусульмане. Многие приходили в монастырь посмотреть на здорового Саву своими глазами, потому что не верили. Османская администрация послала своего человека в монастырь, и когда тот подтвердил слухи, даже местные мусульмане стали относится к Дужи с особым почтением, говоря, что этот монастырь – дом Божий.
Престольные праздники[править | править код]
Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Как добраться[править | править код]
Адрес: Дужи, Босния и Герцеговина
Проезд: Монастырь Дужи с храмом Покрова Пресвятой Богородицы находится в деревне Требиньска шума (лес) в 10 км от Требине, к нему можно проехать с двух сторон: с дороги Требинье - Невесинье и Требинье - Дубровник. К монастырю ведет щебеночная дорога длиной 4,5 км с одной стороны и 2 км с другой. В затруднительной ситуации можно спросить у местных жителей как проехать к монастырю - здесь любой укажет дорогу.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Манастир Дужи. Сайт монастыря
- Манастир Дужи. Епархија Захумско Херцеговачка и Приморска
- Православная энциклопедия. Дужи.
- Путеводитель по Боснии и Герцеговине. Монастырь Дужи
- Mapio.net. Manastir Duži. Фото
- Православие.ру. Образ Сербии. Сокровища Герцеговины. Монастырь Дужи. Фото